Понятие и система мер административного принуждения




Введение

 

Органами государственной власти в целом и органами внутренних дел в частности всегда уделялось пристальное внимание вопросам предупреждения и пресечения правонарушений угрожающих безопасности личности и общества. Вместе с тем, в России, где социально-экономические преобразования происходят на фоне сложной криминогенной обстановки и участившихся происшествий чрезвычайного характера, закономерно возникает необходимость разработки принципиально нового отношения государства к правовой регламентации всей совокупности мер принудительного воздействия.

В процессе защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, сотрудники правоохранительных органов и других структурных подразделений широко используют меры административного воздействия (меры административного принуждения), которые применяются в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, а также обеспечения привлечения виновных к ответственности. От их правильного, тактически грамотного применения во многом зависит успешное решение задач по охране общественного порядка, имущества граждан, укреплению законности, обеспечению прав и законных интересов граждан.

Согласно юридического словаря под редакцией Бахраха Д.Н., меры административного воздействия представляют собой средство охраны общественных отношений от возможных нарушений и наступления вредных последствий.

Среди мер административного воздействия, применяемых органами внутренних дел, особую группу составляют административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов и некоторые иные меры, направленные на выявление и пресечение административных правонарушений, установление личности нарушителя и иных обстоятельств дела, составление протокола о правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения вынесенного по нему постановления, т. е. на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях.

Цель исследования: на основе анализа источников выявить особенности процессуального порядка реализации институтов доставления и административного задержания, определить их значение для общественных отношений в нашем государстве

Задачи работы:

проанализировать источники;

- определить понятие и систему мер административного принуждения;

выяснить сущность институтов задержания и доставления;

определить процессуальный порядок задержания и доставления;

В качестве методов исследования мною применялись исторический метод, метод анализа и системный метод научного познания. По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав (первая состоит из двух параграфов, вторая из двух), заключения и списка литературы.

При исследовании темы использовались: международные нормативно-правовые акты, Конституция РФ - как гарант прав и свобод человека и гражданина, административное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, являющиеся фундаментом для исследования, работы: Н.Г. Салишева, Ю.А. Тихомирова, Э.В. Талапиной, В.С. Кудря, И.М. Лазарева, А.В. Минашкина, А.В. Новикова, С.Д. Хазанова, О.В. Яковенко и др. позволяющие с различных точек зрения рассмотреть тему исследования. Полный список используемой литературы составляет более десяти источников.

Принуждение доставление административный процессуальный


 

Меры административного принуждения

Понятие и система мер административного принуждения

 

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой специфические средства административно-правового принуждения, применяемые в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Таким образом, они направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст.24.1 КоАП РФ. К их числу относятся: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях начинается и ведется с целью всестороннего выяснения всех обстоятельств правонарушения, установления личности виновного, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и вынесения законного и обоснованного решения по делу, т.е. обеспечивает привлечение виновного к административной ответственности.

Существенная особенность производства по делам об административных правонарушениях состоит в том, что оно представляет собой специфическую, обособленную, самостоятельную, четко урегулированную законом и направленную на реализацию административной ответственности административно-процессуальную деятельность органов внутренних дел (и других правоохранительных органов). Такая деятельность осуществляется органами внутренних дел в ходе выполнения повседневных правоохранительных функций, наряду с реализацией надзорных и иных полномочий. Например, патрульно-постовой наряд милиции при несении службы по охране общественного порядка выполняет надзорные функции. Обнаружив правонарушение, он принимает меры к его пресечению (требует прекратить нарушение, устанавливает личность нарушителя, а если этими действиями не удается пресечь нарушение или если личность нарушителя на месте установить невозможно, то доставляет его в дежурную часть горрайоргана внутренних дел или отделения милиции). Здесь намечена лишь общая схема действий патрульного наряда. В реальной жизни характер и последовательность его действий зависят от конкретной обстановки: поведения нарушителей, их количества и других обстоятельств. Устанавливая личность нарушителей, потерпевших, свидетелей (при наличии таковых), применяя доставление, патрульно-постовой наряд тем самым уже осуществляет действия, направленные на привлечение виновных к административной ответственности, т. е. частично решает задачи производства по делам об административных правонарушениях. Таким образом, если производство по делам об административных правонарушениях начинается с момента составления протокола о данном нарушении, то деятельность по его обеспечению осуществляется непосредственно с момента выявления правонарушения. Она тесно связана с выполнением административно-надзорных и иных правоохранительных функций.

В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют различные службы органов внутренних дел, в частности, патрульно-постовая упомянутая выше, участковых уполномоченных милиции, ГИБДД, ОБЭП, ПДН и другие. Их должностные лица выполняют различные функции и имеют неодинаковые полномочия.

Одни осуществляют данное производство в полном объеме, т. е. рассматривают и разрешают дела, назначают административные наказания - это начальники горрайлинорганов их заместители, начальники отделений милиции, начальники подразделений дорожно-патрульной службы, а также некоторые иные должностные лица органов внутренних дел.

Другие участвуют лишь в отдельных стадиях данного производства, их процессуальное положение имеет некоторые особенности. Они, в отличие от перечисленных, неправомочны рассматривать дела и назначать административные наказания. К их числу относятся: рядовой и начальствующий состав строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции, сотрудники медицинских вытрезвителей и иные. Вместе с тем все названные участники производства по делам об административных правонарушениях наделены полномочиями по применению тех или иных мер обеспечения данного производства, которые являются важнейшим правовым средством, способствующим решению задач.

Уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые представляют собой систему мер административного принуждения:

) доставление;

) административное задержание;

) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

) изъятие вещей и документов;

) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

) привод.

) временный запрет деятельности.

Согласно положениям, общей теории права основания применения мер государственного принуждения заключают в себе фактическую и юридическую стороны. Фактическим основанием применения той или иной меры является реальное наступление предусмотренных соответствующим законом обстоятельств, например, нарушение установленных запретов и т. п. Правовым (юридическим) основанием является наличие законодательной нормы, непосредственно предусматривающей возможность (допустимость) применения меры воздействия в связи с совершением данного конкретного деяния.

В соответствии с этими основаниями применения административно-обеспечительных мер являются, во-первых, совершение административного правонарушения (проступка), а в ряде случаев - наличие данных, свидетельствующих о возможном совершении конкретным лицом такого деяния (т. е. предположение о правонарушении). Во-вторых, наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность применения этих мер в связи с совершением данного конкретного правонарушения. Из этого следует, что, принимая решение о применении той или иной меры административного воздействия, уполномоченному должностному лицу, необходимо, должен прежде всего установить факт совершения данным лицом противоправного деяния или наличие данных, позволяющих предполагать это, определить его характер - является ли оно административным проступком, преступлением или деянием иного рода. Далее, правоприменитель должен выяснить, имеется ли норма закона, которая прямо предусматривает применение мер воздействия в связи с совершением данного правонарушения.

Рассмотрим цели применения рассматриваемых мер закреплены непосредственно в КоАП РФ, к ним относятся: пресечение административных правонарушений, составление протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел, обеспечение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. При применении той или иной меры может реализовываться как вся совокупность целей, так и отдельные из них.

Помимо оснований и целей в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрен еще ряд дополнительных условий, которые также должны соблюдаться при производстве рассматриваемых мер. Так, их применение в целях пресечения административных правонарушений допустимо лишь в тех случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия, а в целях составления протокола об административном правонарушении - только при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным.

Таким образом, при решении вопроса о возможности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо учитывать установленные законом основания, цели и условия применения данных мер. Только наличие всех предусмотренных законом обстоятельств позволяет решить этот вопрос положительно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: