Понятие и сущность институтов задержания и доставления




 

В соответствии с международно-правовыми нормами Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на свободу и личную неприкосновенность. Любое задержание граждан, в том числе и в административном порядке, доставление (приводы) в органы внутренних дел и личный досмотр как меры административного пресечения общего назначения ограничивают свободу и личную неприкосновенность граждан, нередко наносят моральную травму задержанным и поэтому должны производиться на законных основаниях в строгом соответствии с процессуальными нормами.

Понятие административного задержания рассматривалось в трудах ученых-административистов на протяжении многих лет, и попытки вывести общее понятие административного задержания предпринимались и предпринимаются исследователями, занимающимися проблемами административного принуждения. Необходимо отметить, что в имеющихся понятиях важнейшим признаком выступает цель применения административного задержания, которая, по мнению исследователей, и позволяет отграничить административное задержание от иных мер принуждения. При этом по общему правилу предлагаются понятия, методологической и нормативной основой которых выступали положения ещё в КоАП РСФСР.

Однако на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ административное задержание осуществляется прежде всего только для достижения определенных целей, указанных в Кодексе. По нашему мнению, такое понятие изначально не может быть признано общим понятием административного задержания, поскольку определить целое, основываясь на характеристике его части, не всегда представляется возможным. За рамками таких понятий автоматически остается административное задержание, применяемое в превентивных целях, а также для пресечения деяний, не являющихся административными проступками. Содержащаяся в ст. 27.3 КоАП РФ нормативная дефиниция административного задержания не может быть признана общим понятием административного задержания, т.к. имеет отношение только к пресекательному (в части осуществления в целях пресечения административных проступков), а также процессуальному административному задержанию, применяемому в целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и исполнения вынесенных по таким делам постановлений.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ именно таким образом должно быть урегулировано применение задержания в качестве меры принуждения, временно лишающей индивида гарантированного Конституцией РФ права на свободу. Представляется, что первоначально необходимо вывести общее понятие «задержание» как определенного положения лица, таким образом административное задержание - один из видов задержания, а законодательство РФ не содержит понятия «задержание», несмотря на его широкое использование в нормативных правовых актах. В научной литературе можно обнаружить различное понимание правового положения субъекта задержания. Если одни из авторов считает, что задержание лишает лицо личной свободы, то другие - что задержание ограничивает свободу. По моему мнению, при оценке свойств задержания необходимо исходить из реальной тяжести и содержания принудительного воздействия на такое состояние лица, как «свобода». Его основополагающими элементами, безусловно, выступают свобода действия и свобода передвижения. На мой взгляд, говорить о том, что при применении задержания свобода лица лишь ограничивается, когда оно содержится в помещении, которое в течение задержания не может покинуть по своей воле, и задержанный в любой момент подконтролен субъекту, обладающему властными полномочиями, не приходится.

Понимание задержания как состояния, при котором индивид лишается свободы, согласуется с общепризнанными международными правовыми актами о правах и свободах человека. В соответствии со ст. 5 Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г. задержание является мерой принуждения, лишающей лицо свободы. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденный Резолюцией ООН от 9 декабря 1988 г., определяет задержание как состояние лица, при котором оно лишается личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения

Однако необходимым дополнением к понятию «задержание» должно стать указание на временный и односторонний принудительный характер воздействия на состояние свободы индивида. Нельзя трактовать как задержание случаи, когда несовершеннолетние, лица оказавшиеся в трудной социальной ситуации самостоятельно обращаются к компетентным органам (должностным лицам) за необходимой им помощью, содействием и по собственной инициативе помещаются в центры социальной реабилитации, но при этом могут в любой момент их покинуть. Такое правоотношение не должно рассматриваться как задержание, ввиду отсутствия одностороннего властного воздействия на личность со стороны правомочных органов (должностных лиц).

Задержание индивида - это правовое положение, при котором он не по своей воле и не в результате наказания за совершение противоправного деяния временно лишается личной свободы.

С учетом вышеизложенного, общее понятие административного задержания может быть сформулировано следующим образом.

Административное задержание - одна из мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении. Согласно ст. 27.3 КоАП РФ Административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В настоящее время законодательство РФ не признает задержанием, в какой бы то ни было форме, целый ряд принудительных действий, в т.ч. такие, как «оставление», «содержание», «помещение». Между тем их применение лишает человека свободы, и они по своему юридическому содержанию являются административным задержанием. Однако нормативные правовые акты, регулирующие применение таких мер принуждения допускают ограничение свободы на срок более 48 часов без отдельного судебного решения, а законность лишения свободы в таких случаях не обеспечена надлежащими процессуальными гарантиями. При этом такие акты принимаются и после вступления в юридическую силу Конституции РФ 1993 г., ратификации Российской Федерацией в 1998 г. Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод». Например, ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» допускает помещение несовершеннолетних в центры временной изоляции на срок, превышающий 48 часов (фактически на несколько суток) на основании постановлений должностных лиц органов внутренних дел.

Статья 5 Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» предусматривает исчерпывающий перечень шести законных оснований лишения свободы лица, и два из них не признаются российским законодательством задержанием. В соответствии с подпунктом д), е) п. 1 ст. 5 Конвенции законным лишением свободы, а именно задержанием являются:

* задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи лица компетентному органу;

* задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг.

Статья 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает, что несовершеннолетние могут быть помещены в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на основании приговора или постановления судьи. Если помещение в центр происходит не в результате осуждения (наказания) за совершение правонарушения, оно должно признаваться административным задержанием.

Статья 14 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» гласит, что прибывшие в пункты пропуска через государственную границу граждане Российской Федерации, утратившие в период пребывания за границей документы на право въезда на территорию Российской Федерации, оставляются в пунктах пропуска на время, необходимое для установления их личности, но не более 30 суток. Порядок и условия их пребывания в пунктах пропуска через государственную границу должны определяться Постановлением Правительства РФ. Такое «оставление» также должно признаваться административным задержанием.

Теперь рассмотрим институт доставления. Доставление - это принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы действий и передвижения физического лица и препровождении его с места совершения проступка в специальное служебное помещение. Лицо, совершившее административное правонарушение, доставляется лишь в тех случаях, когда протокол об этом невозможно составить на месте, а его составление обязательно.

Правом доставления нарушителя наделены должностные лица ряда федеральных органов исполнительной власти. Это сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; военнослужащие органов и войск пограничной службы; военнослужащие иных войск; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти.

Доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении любого из административных проступков, рассмотрение дел о которых входит в их компетенцию; по которым они в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ могут составлять протоколы об административных правонарушениях; в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять такие протоколы. Доставляются нарушители в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или органа местного самоуправления (в сельской местности). Если выявлены административные правонарушения, связанные с причинением ущерба охраняемым объекту или вещам, либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую зону, нарушители могут быть доставлены в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части, либо органа управления внутренних войск МВД России военнослужащими внутренних войск, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Военнослужащие внутренних войск могут также доставить лицо в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или oргана местного самоуправления в случаях его неповиновения законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; за мелкое хулиганство; нарушения требований режима чрезвычайного положения, нарушения пропускного режима охраняемого объекта, появления в общественных местах в состоянии опьянения и др.

При совершении нарушений: на транспорте доставление осуществляется должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом. Это органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органы Российской транспортной инспекции; органы автомобильного транспорта; органы морского транспорта; органы внутреннего водного транспорта; органы государственной инспекции по маломерным суда органы железнодорожного транспорта; органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации; органы единой системы организации воздушного движения РФ; Правил дорожного движения водителем транспортного средства Boopуженных Сил РФ он доставляется должностными лицами Военной автомобильной инспекции в помещение военной комендатуры или воинской части; в области охраны окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства доставление осуществляется должностными лицами органов на которые возложен надзор или контроль в этой сфере; в области защиты и охраны Государственной границы РФ доставление осуществляется военнослужащими органов и войск пограничной службы военнослужащими иных войск (сил), должностными лицами органов внутренних дел (милиции), а также иными лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы РФ. Кроме того, военнослужащих органов и войск пограничной службы осуществляют доставление, если выявлены административные правонарушения во внутренних морских водах в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ (в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления органов и войск пограничной службы войск (сил), служебное помещение органа внутренних дел (милиции) находящиеся в порту Российской Федерации).

Используемые для незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической РФ суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт РФ, а иностранные суда -- в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов; в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налогообложения доставление осуществляется должностными лицами федеральных органов налоговой полиции (в служебное помещение органа налоговой полиции или органа внутренних дел).

Если нарушены таможенные правила, доставление осуществляется должностными лицами таможенных органов в служебное помещение таможенного органа.

Определенные полномочия в этой сфере предоставлены военнослужащим и сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы. Они доставляют в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (милиции), если выявлены такие административные правонарушения, как неповиновение законному распоряжению военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, а также передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Это значит, что такой срок не может превышать времени, которое требуется, чтобы доставить лицо в соответствующее служебное помещение и составить там протокол об административном правонарушении.

Доставление оформляется самостоятельным протоколом либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении в протоколе об административном задержании.

В протоколе следует указать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего этот протокол, сведения о доставленном лице, время, место и мотивы доставления. Протокол должен быть подписан должностным лицом, его составившим, и доставленным лицом. В случае, если последнее отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись.

Таким образом, задержание и доставление, являясь видами административного принуждения, выполняют серьезную задачу по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности представляют неотъемлемую составляющую правовой системы государства.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: