Процессуальный порядок задержания




 

Согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть лишено свободы на 48 часов. Срок административного задержания исчисляется с момента окончания доставления лица в орган внутренних дел, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления. В соответствии с Положением о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский вытрезвитель, утвержденной Приказом МВД СССР от 30 мая 1985. N 106, такой срок вытрезвления не может превышать 24 часа.

Аналогичное требование об исчислении срока задержания действовало и в сфере уголовного судопроизводства. Положение о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 13 июля 1976., закрепляло в ст. 3 правила о том, что срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен исчисляться с момента его доставления в орган дознания или к следователю. В последующем это правило было продублировано в п. 2.3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 26 января 1996. № 41, которое действовало до марта 2006.

По действующему российскому уголовно-процессуальному законодательству срок задержания подозреваемого исчисляется с момента его фактического задержания. Пункт 15 ст. 5 УПК РФ содержит пояснение, согласно которому "момент фактического задержания - это момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого (а не заподозренного) в совершении преступления". В п. 15 ст. 5 УПК РФ сущность момента фактического задержания законодатель отождествляет с уголовно-правовым понятием "лишение свободы". Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность лишения свободы не доставленного в орган внутренних дел за совершение преступления, а подозреваемого в совершении преступления. Согласно ст. 46 УПК подозреваемым признается лицо:

) в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК;

) которое задержано в соответствии со ст. 91 и ст. 92 УПК;

) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК;

) которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК.

Подозреваемый может быть ограничен в свободе на 48 часов, если за совершенное им преступление предусматривается наказание в виде лишения свободы. Уголовный закон, устанавливая виды наказания осужденному, различает понятия "ограничение свободы" и "лишение свободы". Согласно ст. 53 УК РФ осужденный ограничивается в свободе путем заключения в специальное учреждение без изоляции от общества. В соответствии с ч. 1 ст. 56 УК РФ осужденный лишается свободы на определенный срок путем изоляции от общества. Для отбывания назначенного наказания его направляют в колонию-поселение, воспитательную колонию, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. По правильному утверждению Б.Б. Булатова, фактически задержанного подозреваемого доставлять уже никуда не надо. Его сопровождают в установленном порядке в места содержания под стражей, проверяют причастность к преступлению и решают вопрос о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

Должностные лица правоохранительных органов, например оперативный работник, участковый уполномоченный милиции, сотрудник патрульно-постовой службы, при захвате (поимке) и доставлении заподозренного лица в орган внутренних дел не лишают его свободы, а временно ограничивают ее. Исходя из содержания ч. 1 ст. 91 УПК РФ, правом лишения лица свободы в досудебном производстве при задержании лица, совершившего преступление, наделены орган дознания, дознаватель и следователь.

Если бы свобода подозреваемого лица ограничивалась, то понятие "фактическое задержание" содержало указание не на лишение, а на ограничение свободы. Именно об ограничении свободы, на мой взгляд, необходимо вести речь при задержании граждан на месте преступления или после его совершения до возбуждения уголовного дела. Анализ содержания ч. 3 ст. 128 УПК РФ позволяет утверждать, что срок задержания подозреваемого исчисляется с момента фактического задержания, совпадающего с моментом составления протокола задержания подозреваемого.

Административное законодательство не включает время доставления в срок задержания гражданина на 48 часов (ч. 4 ст. 27.5 КоАП). По моему мнению, время доставления лица в орган внутренних дел до возбуждения уголовного дела не должно входить и в срок уголовно-процессуального задержания подозреваемого (ст. 91 УПК). Данный вывод вытекает из результатов анализа сущности задержания. Безотносительно к виду государственной деятельности сущность задержания заключается в лишении лица свободы. Это означает, что при административном или уголовно-процессуальном задержании лицо лишается свободы на 48 часов путем помещения в комнату содержания задержанных органов внутренних дел. Затем задержанных по подозрению в совершении преступлений переводят в изолятор временного содержания, а административно задержанных - в специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Коль лишение свободы - это грани сущности одного и того же правового явления, то исчисление сроков административного и уголовно-процессуального задержания, на мой взгляд, также должно быть единым. За основу определения юридического момента исчисления срока задержания в административном и уголовном судопроизводстве могут быть взяты часы и минуты доставления лица в орган внутренних дел, зафиксированные в протоколе доставления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: