Федеральное агентство образования РФ
Российский Государственный Университет имени И. Канта
Факультет Психологии и Социальной работы
Реферат по философии на тему:
Идеальное
Выполнила: Музыка О.И.
«Психология»
3 курс заочное отделение
Проверил: Демиденко Э.С.
Преподаватель по дисциплине:
«Философия»
Калининград 2009
План
Предисловие
1. Философия в качестве общей теории субъекта и объекта
2. Теоретический синтез идеального
3. Операционная концепция понятия П.У. Бриджмена
4. Структура операций и структура познания
Заключение
Литература
Предисловие
Издревле идет спор: что было в начале человеческой истории - материальное действие или слово? Существует мнение, что в начале человеческой истории было слово. Такое мнение, на первый взгляд, представляется весьма здравым. Оно как бы соответствует любому поступку нормального человека: в самом деле, разве не очевидно, что прежде чем действовать практически, человек мысленно определяет план своих действий. А мысли человека выражаются в словах. Связь мысли с практическим действием тесна и очевидна. Мысль ответственна за тот проект, который воплощается в практическом действии. И целеполагание предшествует практической целереализации. Так что же, в начале было слово?
Фауст, как известно, не согласился с этим евангельским тезисом. "В начале было дело", - решил Фауст. Но ведь словотоже дело. Целеполагание - идеальное действие.
Наука содержит свои открытия, искусство - свои, есть и уникальные открытия в философии. Одно из них - обнаружение материального характера общественной жизни, то есть того факта, что общественная жизнь является по существу практической. А это значит, что, по меньшей мере, философские загадки находят свое разрешение в практике и в понимании человеческой практики. К числу таких загадок, «предельных» проблем философии, принадлежит и проблема "идеальное - материальное". Достаточно надежные основания для обсуждения этой проблемы мы находим в адекватном истолковании практики, то есть предметно-чувственной деятельности. Между тем ближайшими категориями, посредством которых раскрывается содержание практики, оказываются категории субъекта и объекта.
|
Идеальное - внутренняя сторона процесса взаимодействия субъекта и объекта, их взаимоотражения. Взаимодействие субъекта и объекта - это их взаимопроникновение, взаимоположение. Идеальное отражение - не линейный процесс переноса информации от объектного эталона к схеме практического действия и затем в мозг человека. Идеальное - это тотальное качество системы "объект - практика - субъект". Оно скрыто от внешнего взора процессом и итогом взаимного отражения субъекта и объекта. Оно обретает субстратную видимость лишь в целенаправленном практическом изменении объекта, в искусственно созданных предметах. Вне практического преобразования объекта субъектом идеальное не могло исторически возникнуть, равно как и вне реальных изменений субъекта со стороны втянутого в практику объекта. Хотя объект, как в исходном смысле предмет природы, существует независимо от сознания человека, тем не менее, с функциональной стороны (со стороны свойств, вызванных к жизни изменениями формы вещества природы) объект обусловливается субъектом.
|
Философия в качестве общей теории субъекта и объекта
Понимание специфики субъектно-объектного отношения начинает складываться в рамках немецкой классической философии, которая, в сущности, завершилась теоретическими открытиями Карла Маркса. В конечном счете, эта специфичность связывается с признанием человеческой активности, с признанием особого места практики в человеческой истории Гегель рассматривает человека "как результат его собственного труда", Фейербах "берет учет всей совокупности человеческой практики в основу теории познания". Однако Гегель и другие представители немецкого классического идеализма отождествили практическую активность субъекта с духовной активностью. Фейербах же не преодолел в трактовке практики натуралистических границ.
B немецкой классической философии возникает понимание того, что субъектно-объектное отношение суть многоплановое отношение, субъект и объект - сложные многосторонние образования. Решение тех или иных вопросов определялось в конечном счете мировоззренческими и методологическими особенностями философского учения. Скажем, гегелевская "идея", этот абсолютный субъект-объект, реализуется, согласно воле философа, через отчуждение в природу и вхождение в историю, превращает в субъект действия определенные народы и составляющих их индивидов. С другой стороны, материалистическое обоснование единства субъекта и объекта Фейербахом означает выделение единства человека с природой и единства человека с человеком.
|
Немецкая классическая философия поставила вопрос о применении принципа развития к анализу субъектно-объектного отношения. Сквозь призму идеалистической диалектики рассматривалась система субъекта объекта представителями классического идеализма. Фейербах, несомненно, преодолел механицизм в традиционном понимании и, хотя абстрактно, пытался дать, с точки зрения развития, материалистическую трактовку природы-объекта и человека-субъекта. В рамках немецкой классической философии выделены онтологический, гносеологический и личностный аспекты взаимодействия субъекта и объекта.
Философия обнаружила не только многоплановость отношения субъекта к объекту, были выявлены и различные уровни этого отношения, как минимум: общество и часть природы в качестве субъекта и объекта, субъект и объект в системе общественных отношений, индивид как субъект и объект.
Первый важный аспект современного теоретического понимания субъекта и объекта - общество и часть природы в качестве субъекта и объекта. Человеческое общество - система исторически развивающейся деятельности людей - предстало в качестве носителя целенаправленного действия, объектом выступала осваиваемая обществом часть природы. Практическое отношение субъекта к объекту в исходном пункте (исторически и логически) есть трудовое отношение, труд, материальное производство вообще.
Связь субъекта и объекта, в своей сущности практическая, есть единство материальной и идеальной сторон. Подобно тому, как материя первична по отношению к сознанию, так материальная сторона практики первична по отношению к идеальной стороне, познанию и целеполаганию. Различие, однако, заключается в том, что материя существует до всякого сознания и не нуждается в нем для своего существования, тогда как, при всей гносеологической первичности материальной деятельности перед идеальной, не может быть практики без сознания, без отражения и целеполагания.
Следовательно, на уровне "общество-природа" активное отношение субъекта к объекту не только в предметно-чувственной, но и в неотделимой от нее познавательной сфере. Предметно-чувственное воздействие субъекта на объект пронизано познанием, познавательное отношение субъекта к объекту определено предметно-чувственной деятельностью. Эти два момента в практике связаны неразрывно.
Практика и познание опосредованны ценностным отношением. Ценностный и оценочный моменты оказываются сторонами практического и познавательного взаимодействия субъекта и объекта. Речь идет об объективной мере практического освоения природы. Вещество природы приобретает ценностные свойства в процессе его практического преобразования.
Итак, в самом общем смысле под субъектом теоретически понимается общество, под объектом - осваиваемая обществом часть природы. В качестве субъекта своих собственных изменений общество есть объект для самого себя. Между тем общество - не особый индивид, имеющий руки, ноги, голову.
Общество приобретает свое реальное бытие только в деятельности человеческих индивидов. Люди не могут производить вне совместной деятельности, вне взаимного общения. Разделение труда, отношения собственности и другие факторы превращают общество в расчлененное целое, совокупность подсистем человеческих связей.
Второй важный аспект теоретического понимания субъекта и объекта - субъект и объект в системе общественных отношений. Производственные и иные отношения людей превращают общество в совокупность подсистем, социально-исторических общностей. Взаимодействие этих общностей (род и племя, нация и семья, класс и другие социальные группы) создает отличные от непосредственно межличностных социальные отношения.
Практическая деятельность субъекта в системе общественных отношений неотделима от познания. Субъект социально-исторической практики не может не быть субъектом конкретно-исторического познания. Речь идет об отражении социальных объектов, социально-исторических общностей в их отношениях друг к другу. Сферой непосредственной связи субъекта с объектом в социальном отражении является социально-психологическая сфера. Здесь формируется специфический признак социального отражения - его оценочный характер. В социально-психологической и идеологической сферах отношение субъекта к объекту стоит на первом плане. И в подлинной общественной науке, и в псевдонауке фиксируется прежде всего ценностное отношение, оно призвано дать оценку, в классовом обществе - классовую оценку, оно поэтому образует органическую часть общественного сознания в целом.
Третий важный аспект рассматриваемой проблемы - индивид как субъект и объект. Бытие общества и образующих его социально-исторических общностей, социальных групп реализуется посредством индивидуальной, материальной и духовной деятельности людей. Субъектом и объектом практического, познавательного и ценностного отношения выступает человеческий индивид, материальное существо, обладающее сознанием. Индивидуальный субъект с сущностной стороны выступает как личность.
Человеческий индивид, объект воздействия общества, социальных групп, отдельных людей по мере присвоения и освоения мира объектов, преобразованных практически, становится субъектом практической деятельности, в исходном плане - субъектом труда. Вместе с тем человеческий индивид является субъектом и объектом отношений к другим людям. Только посредством этих отношений возможна его трудовая активность, он - объект воздействия других людей в различных сферах внутри общественных отношений (от экономических до моральных), он - носитель такого рода отношений, их преобразующий агент и творец.
Гносеологическое единство субъекта и объекта, разрешение постоянно возникающих противоречий между ними есть процесс. В конечном счете, объект дается человеку в ощущениях, являющихся источником познания. Ощущения выступают в качестве единственного источника познания как при усвоении индивидом результатов коллективного знания, так и при исследовании неизвестных свойств и законов того или иного объекта. В последнем случае активность гносеологического субъекта раскрывается в виде целенаправленной переработки чувственных данных в мышлении. Гносеологию интересуют объективные закономерности познания, сформировавшиеся исторически, та сторона отношения познания к миру, которая представляет общественное в индивидуальном. В общем виде человеческое познание движется от конкретного, чувственного к абстрактному и от него к конкретно-всеобщему, выраженному в понятиях. При этом как формы чувственного, так и формы рационального моментов познания оказываются специфическими культурными образованиями, которые формируются у каждого отдельного человека при усвоении им достижений практической и познавательной деятельности предшествующих поколений.
Диалектика абстрактного и конкретного (общий закон познания), раскрывающаяся в общественном познании как диалектика эмпирического и теоретического моментов, применительно к индивидуальному познанию выступает, прежде всего, как диалектика чувственного и рационального знания. Подобно органической связи общественного и индивидуального познания внутренне неразрывны аспекты "эмпирическое - теоретическое" и "чувственное - рациональное". Практическое и познавательное взаимодействие субъекта и объекта на уровне индивида, как и на иных уровнях, включает в себя в качестве необходимого момента ценностное отношение, имеющее объективный и субъективный аспекты. Ценностное отношение и оценка - важнейшее звено в механизме взаимоперехода практической и познавательной деятельности субъекта. Объективная сторона этого отношения и на уровне индивида вырастает из практики, субъективная - из оценки объекта, его значения с точки зрения человеческих потребностей. Индивидуальный субъект активно усваивает содержание оценочного познания, закрепленного в различных видах общественного сознания, вытекающего из оценок нормы, будь то оценки и нормы политические, нравственные, эстетическое.
Практическая деятельность исторически и логически – выступает в качестве основы познания. Сама же практика, материальная, целенаправленная деятельность людей, раскрывается теоретически посредством анализа ее как взаимодействия субъекта и объекта.
Исследование этого взаимодействия в систематически развитом философском учении становится теоретическим "началом" решения узловых философских проблем, к числу которых принадлежит и проблема "идеальное - материальное".