П.У. Бриджмен (1882-1961), талантливый физик экспериментатор, лауреат Нобелевской премии, наблюдая за физиками в действии, высказал гипотезу о том, что научные понятия непосредственно рождаются в экспериментальных ситуациях, являются сокращенным и концентрированным воплощением этих ситуаций, а потому в своей сущности понятие - это сумма специфических сокращений до схем действия актов взаимодействия субъекта и объекта, т.е. операции.
"Огромное значение операционного анализа, - пишет Бриджмен в одной из своих последних обобщающих работ "Размышление физика", - состоит в том, что этот анализ требует постоянного учета нашего текущего опыта, вне которого понятие не имеет смысла". Истинное значение термина заключается не в том, что человек говорит о термине, а в том, что человек способен с его помощью делать. Понятие синонимично соответствующему множеству операций. Всякий раз, когда мы пытаемся удостовериться в том, что правильно поняли значение понятия, нам приходится выяснять, что именно мы делаем, употребляя это понятие. "Понятие определенно верно, когда установлены условия его использования и когда при тех же условиях оно может быть понятно другим человеком... Если же анализ показывает, что мы совершили ошибку в операциях, воплощенных в данном понятии, а это случается часто, опыт вынуждает нас пересматривать оценку истинности понятия.
Бриджмен отступает от своего первоначального радикализма и допускает, что не все в содержании понятия обусловлено системой экспериментально-практических операций.
Второй пункт расхождения "позднего" Бриджмена с "ранним" касается понимания им природы самих операций, из которых образуется научное знание. Если в 1927 г. Бриджмен настаивал на сведении любого продукта рационального познания ученого к сумме экспериментально-практических процедур, то в 1959 г. он уже признает два относительно самостоятельных вида операций, которые конституируют человеческие представления: физические и не сводимые к ним умственные операции. В результате умственных экспериментов с заместителями реальных объектов (абстрактными объектами) возникают концепты не менее продуктивные, чем те, которые получены в ходе физических экспериментов. Кроме того, Бриджмен обратил внимание на относительность любого, сколь угодно точно установленного операционного значения понятия. Значения понятий не следует абсолютизировать, так как они изменяются, включаются во все болееширокий контекст действий.
|
Таким образом, по мере трансформации своей концепции Бриджмен существенно пересмотрел трактовку операционных определений и сложности содержания понятия, отказался от прежнего радикализма и односторонности.
а) понятия творятся контактом субъекта и объекта, одним из моментов их содержания является операционное содержание;
б) операционное содержание понятий имеет разные и не сводимые друг к другу уровни: один из уровней преимущественно обусловливается практической деятельностью, а второй умственными экспериментами с абстрактными объектами;
в) операционное значение понятия зависит не столько от конвенции ученых, сколько от самой системы деятельности сложившейся в т ой или иной науке.
Считается, что самые сильные аргументы против концепции Бриджмена выдвинул К. Гемпель:
|
а) даже тогда, когда вещи не измеряют, у них есть объективные свойства и отношения, не зависимые от операций;
б) даже не измеряя объект, мы все равно можем иметь понятие этого конкретного объекта.
Первый аргумент апеллирует к реальности трансцендентного и давно высмеян И. Кантом. Откуда К. Гемпель может знать об объективности свойств и отношении вещей, если не вступил с этими вещами в практическое отношение? Если он знает об этом интуитивно - мистически, то его возражение не имеет общезначимого характера и не может быть принято научным сообществом. Если же он знает об этом практически экспериментально, то каков субъект, таков и объект, а каков объект, то таков и субъект; "объективность" непременно субъективно нагружена, как бы наивные реалисты ни пытались бездоказательно отождествить ее с туманным понятием "независимость от сознания". Кроме того, первый аргумент подменяет тезис, ибо в нем идет речь не о понятии, а о "вещах в себе", которые еще предстоит выявить в понятии. Второй аргумент К. Гемпеля не относится к концепции Бриджмена в целом, поскольку в нем упоминается только "измерение, но не упоминается роль умственной деятельности в генезисе понятия. Действительно, можно не измерять объект, но, тем не менее, как-то иначе понимать его.
Настаивая на индивидуалистическом подходе к природе субъекта, объекта, операций и операционного содержания понятий, Бриджмен как будто предвидел будущие метаморфозы своего учения, из которого вырастет современная психологическая теория интериоризации. Идеи Бриджмена, как известно, послужили отправной философской базой для формирования психологической теории интеллекта Ж. Пиаже, а от Пиаже пошли концепции Л.С. Выготского и Дж. Брунера. Теория интериоризации, рассматривающая понятие как свернутую систему операций субъекта с объектом, перенесла акцент на публичность и общезначимость операционного содержания рациональных образов.