Ввоз и вывоз культурных ценностей
Введение.
Нет никаких сомнений, что все вопросы, связанные с законодательством, а особенно в международных отношениях являются актуальными. Важно понимать, что незаконный ввоз и вывоз материальных ценностей является проблемой для многих стран. Несовершенное законодательство или не исполнение законов сильно бьют по вопросам сохранения наследия. Многие страны находятся сейчас в тяжбе по возврату своих незаконно вывезенных ценностей.
В работе освещается законодательство России и Европы не просто так. Значимость сферы культуры в отношениях между Россией и странами Европейского Союза постоянно возрастает[1]: ЕС и Россия договорились придерживаться структурированного подхода к культурному сотрудничеству между Россией и расширенным Евросоюзом, содействовать творчеству и мобильности деятелей культуры, повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы.
Безусловно для России и Европы существую общие положения о ввозе и вывозе культурных ценностей, зафиксированный в конвенции ЮНЕСКО, но и каждая отдельная страна так же имеет свой закон и свое определение и категории культурных ценностей, а также, свои органы управления и контроля. Конечно, следует понимать, что прописанные законы еще не значит соблюдаемые законы. Отсюда и цель данной работы, показать, как в идеале выглядят законы, кто их контролирует и какие могут быть наказания, в случае невыполнения закона. Первой задачей станет отражение основных законов для всех стран Европейского Союза и России. Второй задачей станет отражение определения «культурных ценностей» в этих законах. И наконец, на примере нескольких стран Евросоюза разобрать особенности данных законов.
|
Законодательство России и ЕС о правилах ввоза и вывоза культурных ценностей.
Существует ряд основных законов, регламентирующих ввоз и вывоз культурных ценностей в России и государствах ЕС. В случае необходимости ввоза или вывоза предмета именно в таком порядке по значимости их следует начинать изучать.
1. Конвенция ЮНЕСКО 1970 года о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. (Согласно положению Конвенции ЮНЕСКО 1970 года, основным инструментом предотвращения нелегального вывоза культурных ценностей является требование наличия сертификата или лицензии на вывоз. Регламент Совета министров ввел европейскую лицензию на вывоз, которая необходима для вывоза культурных ценностей за пределы таможенной территории Сообщества и которая действительна во всех странах – членах ЕС.)
2. Конвенция УНИДРУА от 1995 года; Международный институт по унификации частного права, фокусируется исключительно на процессе возвращения. Она применяется к претензиям международного характера по реституции похищенных культурных ценностей и возвращению нелегально вывезенных культурных ценностей.
3. Европейская культурная конвенция от 1954 г. ратифицирована Россией и всеми государствами – членами ЕС) устанавливает, помимо всего прочего, что Участники будут содействовать перемещению и обмену предметами, имеющими культурную ценность;
|
4. Национальное законодательство каждой страны ЕС;
Для России:
5. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изменениями от 2 ноября 2004 г.);
6. Таможенный кодекс Российской Федерации N 61-ФЗ от 28.05.2003 (в редакции от 28 ноября 2009г.);
Руководства:
1. Искусство в движении. (которая знакомит с процедурами и правилами, связанными с вывозом и ввозом культурных ценностей из стран ЕС в Россию и наоборот).
2. Юридические и практические меры против незаконного оборота культурных ценностей. РУКОВОДСТВО ЮНЕСКО. (руководстве кратко излагаются некоторые основные юридические и практические меры и средства, которые помогут бороться с незаконным оборотом культурных ценностей).
Прежде чем говорить о самих законах надо дать определение Культурных ценностей. Это важно, потому что есть разница в их определении, как было сказано ранее.
Понятие «Культурные ценности».
Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия «культурные ценности». Так же каждая страна Европы вправе устанавливать свои критерии определяя культурные ценности. Впервые определение «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:
- Ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
|
- Здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте;
- Центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, так называемые центры сосредоточения культурных ценностей[2].
Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия «культурная ценность» было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности». Эта Рекомендация предлагает такое определение культурным ценностям:
- Культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы". Стоит отметить, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые[3].
Вот как определяется в российском законодательстве понятие культурных ценностей: под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:
- культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
- культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
- культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
- культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
- культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
- культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
- Все перемещения культурных ценностей регламентируются рядом правил и законов установленных данной страной.
Итак, необходимые законы и определения представлены, теперь можно обратиться к законодательству различных стран, для того, чтобы на примере стало понятно, как они работают. Данная работа опирается в большинстве своем на руководство «Искусство в движении», так как представленные рекомендации объединяют в себе озвученные нами законы и конвенции, и мы можем на одном примере разобрать как работают данные законы. И первым делом мы обратимся к законодательству России.