В начале XX в. под натиском быстро развивающейся фотографии показалось, что портретная живопись утратила свое значение. Однако. напротив, именно благодаря этому живопись освободилась от сопутствующей задачи точного копирования и приобрела большую свободу. Но при этом художники потеряли объединяющие их идеи и общие цели. Искусство XX в. — это постоянные художественные искания как формы, новых средств выразительности, так и содержания.
Особое место в искусстве XX в. занимают П. Пикассо и А. Матисс. Их творческие эксперименты с формой и цветом породили новые представления об изобразительном искусстве и новый взгляд на окружающий мир.
В современном искусстве часто видят свободу сочетания разных форм искусства прошлого. Зритель не сразу догадывается, что попадает в стихию кирнавала; здесь переплетается не просто реальность с выдуманным, но н возвышенное с низменным. доброе со злым. Именно поэтому идет разговор о потере человеком цельности мироощущения, а значит и потери себя как полноценной личности. Разрушается идея портрета в его традиционном понимании.
А. Модильяни. Девочка с косичками. Масло. Франция XX в. | А. Матисс. Мадам Матисс. Портрет с зеленой полоской. Macлo. Франция. XX в. |
В картинах знаменитого сюрреалиста С. Дали обрывки реальности, причудливо соединяясь, образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видения сна.
Во второй половине XX в. в связи с развитием средств массовой информации особое влияние приобрело направление поп-арт — «общедоступное искусство», такое, которое теперь пришло к каждому. А подлинное искусство все более становится уделом избранных.
С. Дали. Лицо Мэй Уэст (в качестве сюрреалистической комнаты). Темпера. США. XX в.
|
Поп-арт опирается на общедоступные понятия и элементарную потребность «узнавания». Художник Э. Уорхол «тиражировал» лицо киноактрисы Мерилин Монро на огромных щитах, подобных рекламным, утверждая, что таким «магическим приемом» заставит зрителя принять любой объект, который выделит художник, так как это отвечает современному массовому сознанию людей, их стремлению к созданию кумиров.
Э. Уорнол. Мерилин Монро. Диптих. Шелкография. США. XX в.
В России XX в. искусство портрета также чрезвычайно разнообразно по форме и содержанию. Для художников становится значимым стремление создать образ жизни своей страны через образы своих современников. Портрет выхолит за привычные рамки жанра, превращаясь в сложную композиционную картину. Одной из существенных тем стала связь современности с прошлым.
З.Е. Серебрякова. За туапетом. Автопортрет. Масло. Россия. XX в.
Так, repoй картины B.C. Попкова «Шинель отца» не просто примеряет шинель, он соотносит свою и отцовскую судьбы, ставит философскую проблему связи времен, связи поколений. Шинель на плечах сына, тени прошлого как фон картины, напряженный колорит тревожных раздумий, вопросительный жест... При видимой конкретности портрета эта картина иносказательна и символична.
К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. Масло. Россия. XX в. | В.Е. Попков. Шинель отца. Масло. Россия. XX в. |
Внимательно рассмотри представленные в учебнике репродукции работ мастеров портрета. Запомни фамилии художников. Их творчество сыграло большую роль в становлении нашего современного видения мира.
|
Д.Д. Жилинский. Желтый букет. Масло. Россия. XX в.
Чтобы лучше знать свою историю, свою культуру, необходимо посещать художественные музеи и выставки.
Т.Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. Масло. Россия. XX в.
А.С. Голубкина. Лев Николаевич Толстой. Бронза. Россия. XX в.