I. Социально-психологические особенности проявления лидерства в воинском коллективе




Оглавление

Введение

I. Социально-психологические особенности проявления лидерства в воинском коллективе

II. Особенности работы ЗКР по ВР с неформальными лидерами в подразделении

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Армия - это в известном смысле большая семья, а во всякой семье есть воспитатели. Такими воспитателями воинов нашей армии и флота всегда были и остаются прежде всего офицеры. В большинстве своем это люди, преданные делу, своей нелегкой профессии, уважающие своих подчиненных. Однако одних этих качеств для формирования у подчиненных чувства патриотизма, верности воинскому долгу, готовности к защите интересов Российской Федерации недостаточно. Офицеру как воспитателю необходимо иметь широкий комплекс знаний и соответствующую подготовку.

Сегодня вряд ли кто станет оспаривать, что научить воинскому мастерству своих подчиненных очень непросто и во много раз сложнее их воспитать. Но понимание, что офицер это не только военный специалист, а и руководитель воинского коллектива, учитель и воспитатель подчиненных, пришло не сразу. Часть офицеров и сейчас убеждена в том, что чем меньше они общаются с подчиненными, тем больше последние видят в них своих начальников.

Результативность воспитательной работы во многом определяется авторитетом офицера. Если качества командира, офицера отвечают требованиям занимаемой им должности, то он является авторитетным для коллектива. Очень важно, чтобы подчиненный видел в своем воспитателе требовательного, строгого, подчас даже сурового, но всегда справедливого, чуткого и заботливого товарища.

Но какими бы замечательными качествами ни обладал сам офицер-воспитатель, они не могут зеркально, механически отразиться в характере подчиненных. В деле воспитания нужна продуманная методика, которая помогает избежать разного рода просчетов и педагогических ошибок. Об их серьезности писал В.А. Сухомлинский: " Помните, что каждая ваша ошибка может обернуться уродством человеческой личности, болью души, страданиями".

Проблема воспитания военнослужащих российских Вооружённых сил является не только одной из самых сложных и трудно решаемых, но и одной из актуальнейших проблем современной армии. Именно она решает задачу формирования сознания воинов, влияет на их боевые и психологические качества, обеспечивает сознательное отношение к воинскому долгу и правомерное поведение, готовность защищать Родину. Проблем в воспитании воинов Армии и Флота много, но есть и положительный опыт. В современных условиях в Вооружённых силах сложилась стройная система воспитания военнослужащих

Любая система, и система воспитания здесь не является исключением, предполагает: во-первых, наличие определённого состава, структуры, организации, элементов и частей, их определённой иерархии и соподчинённости; во-вторых, выявление ведущих причинно-следственных связей между этими элементами; в-третьих, определение внешних связей системы и её отдельных элементов; в-четвёртых, определение функций системы, её главного предназначения; в-пятых, изучение закономерностей и тенденций развития системы, выделение в ней главных системообразующих признаков.

Таков методологический подход и к рассмотрению системы воспитания военнослужащих. Особенно необходимо уделить внимание на процесс сплочения воинского коллектива, а в частности на роль неформальных лидеров в воинском коллективе.

неформальный лидер воинский коллектив


I. Социально-психологические особенности проявления лидерства в воинском коллективе

 

Несмотря на свою значимость, проблема лидерства в военной психологии в прямой постановке исследовалась недостаточно.

Как в любом коллективе сферы взаимоотношений военнослужащих проявляются в официальной и неофициальной структуре. Официальная структура определена законами. Уставами, приказами и наставлениями. Неофициальная же формируется на основе объединения военнослужащих по интересам, потребностям, личным симпатиям, по периодам службы, региональной и национальной принадлежности т.д. Данная структура складывается в процессе совместной деятельности, имеет определенные временные рамки, более подвижна и замкнута, чем официальная. Она включает в себя как отдельных воинов, так и группы военнослужащих, выполняющих роли ведущих, ведомых, поддерживающих, нейтральных, отвергнутых и т.д. И хотя обе сферы (структуры) и сложившиеся в них отношения функционируют в неразрывном единстве, каждая из них имеет свои существенные особенности.

В неофициальной, так называемой "бытовой" сфере взаимоотношения менее регламентированы и базируются на принципах личных симпатий, развитии индивидуальных качеств, групповой сплоченности. Военнослужащие срочной службы воспринимаются как представители неформальной группы, в основе которой может быть региональная, национальная принадлежность, период службы, ранее сформированные стереотипы поведения и др. Переплетаясь, официальные и неофициальные взаимоотношения формируют специфические социальные роли воинов в сфере их межличностного общения.

Формальная структура же, напротив предполагает жесткую субординацию, вплоть до определения задаваемых лидерских функций.

Дифференциация военнослужащих в группах и групп между собой приводят к положению ведущих с одной стороны и ведомых с другой. Иными словами лидерство выступает как процесс дифференциации отдельных военнослужащих и как процесс самоорганизации групп воинов.

Лидерство формируется в виде иерархической структуры, которая находит свое проявление внутри лидирующих групп и в отношениях между группами военнослужащих.

В неформальных группах наибольшим социально - ролевым статусом выделяется лидер. Он имеет последователей, которые своим влиянием содействуют повышению определенной категории военнослужащих. Чаще такой категорией являются воины старших призывов. Групповые нормы реализуются в поведении отдельных военнослужащих. Если речь идет об отрицательном лидерстве, то выявлено, что на начальном этапе формирования малой группы отрицательный лидер имеет решающую роль в ее сплочении.

Однако, когда группа активно проявляет себя, не только лидер, но и большинство ее членов способны отстаивать свои ценности и интересы. Но, тем не менее, образцом в этом является лидер, который наиболее настойчиво "проводит в жизнь" нравы, культивируемые в микрогруппе.

Механизм выдвижения и проявления лидерства рассматривает в совокупности трех видов межличностных взаимоотношений:

обмен информацией между военнослужащими;

возбуждение тех или иных чувств и переживаний у них;

взаимная регуляция совместного поведения в условиях воинской деятельности.

В зависимости от доминирования личных качеств лидера и потребности в их проявлении его ближайшего окружения в данной работе выделяются эмоциональный, интеллектуальный и организационный лидеры (не всегда в одном лице).

Основа эмоционального лидерства - привлекательность для окружающих. Такой лидер не лучший специалист, но благодаря своему обаянию, часто получает. В отрицательно направленной микрогруппе - это как правило "защитник обиженных", отличается манерой расслаблено держать себя со старшими по званию, нарушениями формы одежды, "бывалостью" и т.д. Это обычно воин старшего призыва. Стремление же присвоить себе такую роль отдельными военнослужащими младших призывов пресекается.

Информационный обмен позволяет выявить интеллектуального лидера (лидера - эрудита), т.е. обладателя информации, которая не доступна для других, в силу большего жизненного опыта, более развитых профессиональных качеств, опыта службы и т.д.

И, наконец, во взаимной регуляции совместного поведения выделяется лидер - практик (организационный лидер), т.е. обладающий превосходством в организаторских способностях. Он способен задать модель, образец поведения в особо значимых ситуациях. Таких людей отличают убежденность, уверенность, безаппеляционность тона (часто это младшие командиры, называемые "толковыми"). Психологический механизм влияния практического лидера - обеспечивание ведущей роли одних по отношению к другим в различных вопросах.

Развитие лидерства имеет свою динамику. Выделяются три ее этапа:

-й - этап самоопределения воинов и групп военнослужащих, который зависит от ряда факторов. К ним относятся как личные качества, так и условия воинской деятельности. Ведущий компонент здесь - готовность к достижению общезначимых целей.

-й - этап внутригрупповой и межгрупповой дифференциации. Он определяется обычно периодом службы, но часто региональный, национальной и социальной принадлежностью.

-й - этап образования устойчивой неофициальной структуры первичного воинского коллектива.

В связи с вышесказанным интересен подход автора диссертации к типологии лидерства. Он считает, что "имеющиеся подходы к проблеме лидерства как теории черт, как ситуативному явлению, деятельностно опосредованному феномену и т.д. не полностью раскрывают механизм проявления лидерства, т.к. не учитывают его возможной негативной направленности. Лидер воспринимается как предпочтительный, желательный в группе и в коллективе".

Однако когда отрицательного лидера назначают на должность сержанта, эффективность его деятельности оказывается ниже ожидаемой. Причина в том, что его действия не получают поддержки со стороны ближайшего окружения, представителей лидирующей группы.

Поэтому с целью успешного предупреждения отрицательного лидерства и понимания психологического механизма его формирования в основу типологии данного феномена положена динамика проявления межличностного взаимодействия военнослужащих.

а) На этапе самоопределения военнослужащих выделяется лидерство:

эмоциональное;

интеллектуальное.

б) На этапе дифференциации военнослужащих:

практическое (организационное лидерство).

в) На этапе самоорганизации и самоуправления группы:

лидерство групп, объединенных периодом службы;

лидерство группы, объединенной на региональной основе;

лидерство группы, объединенной на национальной основе.

В настоящее время, как показывает анализ, наиболее типичными неформальными группами в структуре воинского коллектива являются:

 

Тип группы Ранг % экспертов
по регионам призыва (земляческие) группы по срокам службы досуговые национально-этнические по общности языка по уровням образования религиозные по единству социальн. происхожд. по сходству политич. взглядов по равновесности уровня жизни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 76,7% 75% 52% 43,6% 41% 13,3% 10% 6,7% 3,3% 3,3%

 

 

Неслучайно поэтому процесс образования неформальных групп признан закономерным и объективным, а по мнению ряда исследователей может быть использована в позитивных целях укрепления и оздоровления внутриколлективных отношений.

Проблема лидерства, рассматривается, как самоутверждение прежде всего в деловой, официальной структуре коллектива, и военнослужащие не всегда полно удовлетворяют потребность в своей индивидуальности.

Большую роль в их деятельности играет товарищеское общение, утверждение в неофициальной психологической ролевой структуре, которая является результатом взаимодействия самоутверждающихся индивидов, стремящихся играть ту или иную социально-психологическую роль, тогда как деловая структура связана с социальными ролями.

Изучая формирование психологической структуры воинского коллектива выявлено, что уже к концу третьего месяца совместной жизнедеятельности завершается выявление наиболее активных и инициативных курсантов, складываются психологические микроструктуры в коллективе.

В стихийно складывающихся микрогруппах появляется лидерство. Спонтанный процесс неофициального выявления наиболее активных и инициативных солдат, стремящихся к лидерству в коллективе, либо в его микроструктурах, завершается уже в первые месяцы существования коллектива. Часть из них за это время добивается реализации своих стремлений. При этом автором установлено, что лидеры активно удерживают свое положение, а если это не получается, то стремятся либо восстановить его в данной группе, либо создают новую микрогруппу. В ходе исследований выяснилось, что состав микрогрупп и их количество по мере развития коллектива и длительности общения в основном изменяются, но лидерами остаются как правило те же. Многие из них удерживают свои позиции на протяжении всего времени службы.

Исходя из вышесказанного можно сделать практический вывод о необходимости уже в процессе комплектования первичных коллективов учитывать характерологические особенности солдат, их устремления к той или иной форме поведения, нравственные основы, мотивы, цели этих устремлений. Видимо действительно целесообразно еще при изучении допризывной молодежи и военнослужащих первого периода службы в период начальной подготовки выявлять способных и стремящихся к лидерству людей, учитывать это при формировании официальной ролевой структуры коллектива, проведении воспитательной работы.

Изучая поведение военнослужащих было определено, что в зависимости от преобладающей направленности, ориентации деятельности лидера в воинском коллективе наиболее заметно выражены три вида лидерства:

1. Деловое. В данном случае - лидер обеспечивает решение значимой для группы задачи.

2. Эмоциональное. Здесь лидер налаживает необходимые взаимоотношения между членами группы, выступает своеобразным "арбитром" в межличностных взаимоотношениях, сглаживает конфликтные ситуации и т.д.

3. Смешанное. Лидер совмещает обе названные функции. Такое лидерство, по мнению автора, чаще всего имеет место в устойчивых, длительно функционирующих микрогруппах и особенно характерно для групп с отрицательной направленностью.

Лидерство в коллективах может быть положительным и отрицательным, что определяется социальной значимостью деятельности той или иной микрогруппы. Кроме того, в зависимости от индивидуально - психологических особенностей лидеров, автор выделяет лидерство внешне выраженное /открытое/ и не выраженное /скрытое/.

Лидеры первого типа не скрывают своего ведущего положения, открыто организуют деятельность группы, берут на себя ответственность за ее дела. Лидеры же другого типа обычно не заявляют о себе открыто, незаметно для стороннего наблюдателя организуют деятельность микрогруппы, управляют ею, создавая соответствующую морально-психологическую атмосферу. При положительной направленности группы - укрепляют коллективные связи, а при отрицательной направленности - наоборот ослабляет их. Скрытые лидеры с коллективистской направленностью деятельности - хорошие помощники, союзники преподавателей, командиров, которым необходимо знать и умело опираться на таких военнослужащих.

В отрицательно направленных группах такие лидеры обычно действуют через других, они стремятся не значиться среди нарушителей воинской дисциплины, среди отстающих в учебе и т.д. Однако своими действиями создают порой большие трудности для эффективной учебно-воспитательной работы в коллективе.

Касаясь проблем лидерства в первичных воинских коллективах, следует рассматривать, что внутриколлективные отношения не ограничиваются межличностными рамками. На межличностной основе образуются микрогруппы. Как внутри этих микрогрупп, так и между ними отношения могут быть товарищескими или лидерскими, когда ведущее положение занимает один из членов группы или одна из таких групп.

В системе сложившихся внутриколлектвных отношений каждый человек занимает определенное, относительно устойчивое положение, которое получило название внутриколлективного статуса личности. Статус характеризуется двумя основными показателями:

социально-психологическим рангом;

социально-психологической ролью.

Внутриколлективная роль - это закрепившийся за данной личностью характерный способ поведения, частно направленный на решение определенного круга задач в жизни деятельности данного коллектива. Некоторые из наиболее очевидных ролей - лидеры коллектива - лидер - организатор, лидер - эксперт, эмоциональный лидер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: