Лексическая тема «Осень»




Пояснительная записка

 

Период обучения грамоте – важный этап в формировании личности каждого ребенка. Именно на этих занятиях ребенок учится азам чтения и письма.

Необходимо, чтобы желание, с которым ребенок начинает изучать эту сложную науку, постепенно не только не угасло, но и окрепло. Поэтому одно из первых условий успешности учебной работы в данный период – сделать эти занятия интересными, воспитывающими у ребенка желание учиться, приобретать все новые и новые знания и умения, иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса.

Данное методическое пособие поможет воспитателю сделать занятия по обучению грамоте более интересными. В играх, чтении стихов, сказок, загадок, воспитатель поможет ребенку пополнить лексический запас, научит его грамотно оформлять речевые формулы, а так же, используя предложенный материал по лексическим темам, сможет уделить внимание коррекции общей и мелкой моторики воспитанников.

Лексическая тема «Осень»

Организационный момент.

Понедельник. Прочитать ребенку стихотворение, задать несколько вопросов об осени.

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Ø Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Ø Назовите осенние месяцы? и т. п.

 

Вторник. Предложить отгадать загадки:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает? (Осенью)

 

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

 

Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадает.

И никуда я не иду, покуда он гуляет. (Дождь)

 

Среда. Предложить исправить ошибки в стишке – небылице:

Две подружки ходят в сад.

Что – то делают не так:

Если дождик на дворе,

Зонтик прячут поскорей.

 

Хитро смотрит старый пес.

У него в глазах вопрос:

«Листья плавают по лужам.

На дворе, наверно, стужа?»

 

Четверг. Предложить отгадать загадки:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает. (Дождь)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят. (Осень)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот. (Осень)

Пятница. Предложить назвать приметы осени.

Физминутки.

«Дождик»

К нам на тонкой ножке. прыжки на одной ноге по кругу

 

Скачет дождик по дорожке. ребенок стоит лицом в круг,

 

В лужице – смотри, смотри! - ритмично приседает.

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, руки вверх, потряхивания кистями.

 

Стали мокрыми цветы. наклон, руки к полу,

потряхивания кистями

 

Мокрый серый воробей, Встал, руки вдоль

Сушит пёрышки скорей. тела, потряхивания кистями.

 

 

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

«Осень»

Ветер по лесу летал, — Плавные волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.

 

Вот дубовый, — Загибает

Вот кленовый, по одному пальцу

Вот рябиновый резной, на обеих

Вот с берёзки – золотой руках.

 

Вот последний лист — Спокойно

с осинки, укладывает

Ветер бросил на тропинку. ладони на стол.

Мимическая гимнастика.

 

Сегодня мы отправляемся во фруктовый сад – радость

В нем тепло, светло, светит солнышко – спокойствие.

Фруктовых деревьев много-много – восторг.

Здесь растут груши, яблони, вишни, сливы, апельсины, мандарины – удивление.

Вдруг туча закрыла солнце – наверно будет дождь – грусть.

Уходи прочь туча – злость.

Вдруг, как по волшебству снова выглянуло солнце – радость

Нам удалось полакомиться разными, разными фруктами – спокойствие, удовлетворение.

 

Дидактические игры

Понедельник.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».

Дождь – дождичек

Лужа – лужица

Ветер – ветерок

Туча – тучка

Солнце – солнышко

Дерево – деревцо

Лист – листочек и т.д. (называть существительные осенней тематики)

 

Вторник.

Дидактическая игра с мячом «Один - много».

Дождь – дожди (дождей)

Лужа – лужи (луж)

Месяц – месяцы (месяцев)

Урожай – урожаи (урожаев)

Зонт – зонты (зонтов)

Сад – сады (садов)

Огород – огороды (огородов)

Дерево – деревья (деревьев)

Лист – листья (листьев) и т.д. (называть любые существительные осенней тематики)

 

Среда.

Дидактическая игра с мячом «Скажи со словом «осенний »».

Небо (какое?) – осеннее

Настроение (какое?) – осеннее

Ветер (какой?) – осенний

Дождь (какой) – осенний

Погода (какая?) – осенняя

Листва (какая?) – осенняя

Капли (какие?) – осенние

Листья (какие?) – осенние. И т.д.

Четверг.

 

Дидактическая игра с мячом «Большой и еще больше».

Дождь - дождище

Лужа - луж ища

Туча – тучище

Капля – капища

Погода – погод ища и т.д.

 

Пятница.

Дидактическая игра «Составь предложения с предлогами в, на, с ».

Лексическая тема «Осень»

Организационный момент.

Понедельник.

Предложить отгадать загадки:

Голубые, синие Кто там с крыши надо мною

небо и ручьи. Нависает в холода?

В синих лужах плещутся У кого это весною,

Стайкой воробьи. С носа капает вода?

На сугробах ломкие (Сосулька)

льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

(Весной)

Первым вылез из темницы

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький. (Подснежник)

Вторник.

Предложить отгадать загадки:

Белое одеяло

Всю землю одевало,

Весной солнце припекло –

Одеяло потекло. (Снег)

Желтый мяч на голубом платке катается,

Людям улыбается (Солнце)

Белая морковка вниз головой повисла. (Сосулька)

Среда.

Предложить исправить ошибки в стишке – небылице

 

Весна.

Дети гуляли, стихи сочиняли:

«Листопад, листопад –

Хлопья снежные летят.

 

«Прилетели птицы с юга,

Значит, скоро будет вьюга», -

Думал старый воробей.

Ну а ты его умней?

 

Четверг.

Предложить детям игру «Подскажи словечко»

В овраг ручьями катится,

Деревьям дарит платьица,

В цветы оденет луг –

Красиво все вокруг.

Ты знаешь, кто она?

Красавица … (весна)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных … (грач)

Пятница.

Предложить детям игру «Четвертый лишний».

 

Ворона, воробей, снегирь, грач.

Скворец, ласточка, жаворонок, дятел.

Зима, весна, лето, дождь.

Снег, дождь, листья, роса.

Физминутки.

Весна, весна красная! — ребенок марширует, высоко поднимая

согнутые в коленях, ноги.

Приди, весна, с радостью

С радостью, с радостью, — ребенок разводит руки в стороны – ле вую,

С великой милостью правую.

 

Со льном высоким — останавливается, поднимает руки вверх,

встает на носки, делает глубокий вдох.

С корнем глубоким, — приседает, опускает руки - выдох.

С хлебами обильными — встает, разводит руки в стороны.

Психогимнастика

Мы - весенние деревья.

Руки вверх мы поднимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Тихо ветками качаем.

Руки снова на колени, а теперь немного лени.

Исчезает напряженье, наступает расслабленье

Снова руки поднимаем,

Снова ветками качаем.

Руки снова на колени

И опять немного лени.

И становится понятно, расслабление приятно.

 

3. Пальчиковые игры и упражнения.

Самомассаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

 

Я весёлый майский жук — сжать кулачок

Знаю все сады вокруг — указательный палец и мизинец развести

Над лужайками жужжу, в стороны

а зовут меня жу жу. «пошевелить усами»

Не кусай, комарик злой — пальчики «бегут» по столу

Я уже бегу домой.

Мимическая гимнастика.

Сегодня мы отправляемся в весенний сад – радость

В нем тепло, светло, светит солнышко – спокойствие.

Фруктовых деревьев много-много – восторг.

Здесь цветут груши, яблони, вишни, сливы, апельсины – удивление.

Вдруг туча закрыла солнце – наверно будет дождь – грусть.

Уходи прочь туча – злость.

Вдруг, как по волшебству снова выглянуло солнце – радость

Нам удалось полюбоваться цветущими фруктовыми деревьями – спокойствие, удовлетворение.

 

 

Дидактические игры

Понедельник

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ручей - ручеек

Лужа – лужица

Снег – снежок

Дождь – дождик

Проталина – проталинка

Дерево – деревце

Туча – тучка и т.д.

Вторник

Дидактическая игра «Большой и еще больше».

 

Лужа – лужища

Дождь – дождище

Ветер – ветрище

Холод – холодище

Ручей – ручьище

Туча – тучища и т.д.

Среда

Дидактическая игра «Сосчитай».

Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.

Одна туча, две тучи, три тучи, четыре тучи, пять туч.

Один ручей …

Одно солнышко …

Одна капелька … и т.д.

 

Четверг

Дидактическая игра «Один - много».

 

Туча – тучи

Облако – облака

Капля – капли

Весна – весны

Зима – зимы

Дерево – деревья и т.д.

Пятница

Дидактическая игра «Добавь к слову предлог».

Дерево – за, на, над, около.

Лужа – перед, около, в, над, за.

Ручей – в, за, над и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: