Пояснительная записка
Период обучения грамоте – важный этап в формировании личности каждого ребенка. Именно на этих занятиях ребенок учится азам чтения и письма.
Необходимо, чтобы желание, с которым ребенок начинает изучать эту сложную науку, постепенно не только не угасло, но и окрепло. Поэтому одно из первых условий успешности учебной работы в данный период – сделать эти занятия интересными, воспитывающими у ребенка желание учиться, приобретать все новые и новые знания и умения, иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса.
Данное методическое пособие поможет воспитателю сделать занятия по обучению грамоте более интересными. В играх, чтении стихов, сказок, загадок, воспитатель поможет ребенку пополнить лексический запас, научит его грамотно оформлять речевые формулы, а так же, используя предложенный материал по лексическим темам, сможет уделить внимание коррекции общей и мелкой моторики воспитанников.
Лексическая тема «Осень»
Организационный момент.
Понедельник. Прочитать ребенку стихотворение, задать несколько вопросов об осени.
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Ø Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
Ø Назовите осенние месяцы? и т. п.
Вторник. Предложить отгадать загадки:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает? (Осенью)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадает.
И никуда я не иду, покуда он гуляет. (Дождь)
Среда. Предложить исправить ошибки в стишке – небылице:
Две подружки ходят в сад.
Что – то делают не так:
Если дождик на дворе,
Зонтик прячут поскорей.
Хитро смотрит старый пес.
У него в глазах вопрос:
«Листья плавают по лужам.
На дворе, наверно, стужа?»
Четверг. Предложить отгадать загадки:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает. (Дождь)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят, летят, летят. (Осень)
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень)
Пятница. Предложить назвать приметы осени.
Физминутки.
«Дождик»
К нам на тонкой ножке. прыжки на одной ноге по кругу
Скачет дождик по дорожке. ребенок стоит лицом в круг,
В лужице – смотри, смотри! - ритмично приседает.
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, руки вверх, потряхивания кистями.
Стали мокрыми цветы. наклон, руки к полу,
потряхивания кистями
Мокрый серый воробей, Встал, руки вдоль
Сушит пёрышки скорей. тела, потряхивания кистями.
3. Пальчиковые игры и упражнения.
Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.
«Осень»
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями.
Вот дубовый, Загибает
Вот кленовый, по одному пальцу
Вот рябиновый резной, на обеих
Вот с берёзки – золотой руках.
Вот последний лист Спокойно
с осинки, укладывает
Ветер бросил на тропинку. ладони на стол.
Мимическая гимнастика.
Сегодня мы отправляемся во фруктовый сад – радость
В нем тепло, светло, светит солнышко – спокойствие.
Фруктовых деревьев много-много – восторг.
Здесь растут груши, яблони, вишни, сливы, апельсины, мандарины – удивление.
Вдруг туча закрыла солнце – наверно будет дождь – грусть.
Уходи прочь туча – злость.
Вдруг, как по волшебству снова выглянуло солнце – радость
Нам удалось полакомиться разными, разными фруктами – спокойствие, удовлетворение.
Дидактические игры
Понедельник.
Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».
Дождь – дождичек
Лужа – лужица
Ветер – ветерок
Туча – тучка
Солнце – солнышко
Дерево – деревцо
Лист – листочек и т.д. (называть существительные осенней тематики)
Вторник.
Дидактическая игра с мячом «Один - много».
Дождь – дожди (дождей)
Лужа – лужи (луж)
Месяц – месяцы (месяцев)
Урожай – урожаи (урожаев)
Зонт – зонты (зонтов)
Сад – сады (садов)
Огород – огороды (огородов)
Дерево – деревья (деревьев)
Лист – листья (листьев) и т.д. (называть любые существительные осенней тематики)
Среда.
Дидактическая игра с мячом «Скажи со словом «осенний »».
Небо (какое?) – осеннее
Настроение (какое?) – осеннее
Ветер (какой?) – осенний
Дождь (какой) – осенний
Погода (какая?) – осенняя
Листва (какая?) – осенняя
Капли (какие?) – осенние
Листья (какие?) – осенние. И т.д.
Четверг.
Дидактическая игра с мячом «Большой и еще больше».
Дождь - дождище
Лужа - луж ища
Туча – тучище
Капля – капища
Погода – погод ища и т.д.
Пятница.
Дидактическая игра «Составь предложения с предлогами в, на, с ».
Лексическая тема «Осень»
Организационный момент.
Понедельник.
Предложить отгадать загадки:
Голубые, синие Кто там с крыши надо мною
небо и ручьи. Нависает в холода?
В синих лужах плещутся У кого это весною,
Стайкой воробьи. С носа капает вода?
На сугробах ломкие (Сосулька)
льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.
(Весной)
Первым вылез из темницы
На проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький. (Подснежник)
Вторник.
Предложить отгадать загадки:
Белое одеяло
Всю землю одевало,
Весной солнце припекло –
Одеяло потекло. (Снег)
Желтый мяч на голубом платке катается,
Людям улыбается (Солнце)
Белая морковка вниз головой повисла. (Сосулька)
Среда.
Предложить исправить ошибки в стишке – небылице
Весна.
Дети гуляли, стихи сочиняли:
«Листопад, листопад –
Хлопья снежные летят.
«Прилетели птицы с юга,
Значит, скоро будет вьюга», -
Думал старый воробей.
Ну а ты его умней?
Четверг.
Предложить детям игру «Подскажи словечко»
В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг –
Красиво все вокруг.
Ты знаешь, кто она?
Красавица … (весна)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных … (грач)
Пятница.
Предложить детям игру «Четвертый лишний».
Ворона, воробей, снегирь, грач.
Скворец, ласточка, жаворонок, дятел.
Зима, весна, лето, дождь.
Снег, дождь, листья, роса.
Физминутки.
Весна, весна красная! ребенок марширует, высоко поднимая
согнутые в коленях, ноги.
Приди, весна, с радостью
С радостью, с радостью, ребенок разводит руки в стороны – ле вую,
С великой милостью правую.
Со льном высоким останавливается, поднимает руки вверх,
встает на носки, делает глубокий вдох.
С корнем глубоким, приседает, опускает руки - выдох.
С хлебами обильными встает, разводит руки в стороны.
Психогимнастика
Мы - весенние деревья.
Руки вверх мы поднимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Тихо ветками качаем.
Руки снова на колени, а теперь немного лени.
Исчезает напряженье, наступает расслабленье
Снова руки поднимаем,
Снова ветками качаем.
Руки снова на колени
И опять немного лени.
И становится понятно, расслабление приятно.
3. Пальчиковые игры и упражнения.
Самомассаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.
Я весёлый майский жук сжать кулачок
Знаю все сады вокруг указательный палец и мизинец развести
Над лужайками жужжу, в стороны
а зовут меня жу жу. «пошевелить усами»
Не кусай, комарик злой пальчики «бегут» по столу
Я уже бегу домой.
Мимическая гимнастика.
Сегодня мы отправляемся в весенний сад – радость
В нем тепло, светло, светит солнышко – спокойствие.
Фруктовых деревьев много-много – восторг.
Здесь цветут груши, яблони, вишни, сливы, апельсины – удивление.
Вдруг туча закрыла солнце – наверно будет дождь – грусть.
Уходи прочь туча – злость.
Вдруг, как по волшебству снова выглянуло солнце – радость
Нам удалось полюбоваться цветущими фруктовыми деревьями – спокойствие, удовлетворение.
Дидактические игры
Понедельник
Дидактическая игра «Назови ласково»
Ручей - ручеек
Лужа – лужица
Снег – снежок
Дождь – дождик
Проталина – проталинка
Дерево – деревце
Туча – тучка и т.д.
Вторник
Дидактическая игра «Большой и еще больше».
Лужа – лужища
Дождь – дождище
Ветер – ветрище
Холод – холодище
Ручей – ручьище
Туча – тучища и т.д.
Среда
Дидактическая игра «Сосчитай».
Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
Одна туча, две тучи, три тучи, четыре тучи, пять туч.
Один ручей …
Одно солнышко …
Одна капелька … и т.д.
Четверг
Дидактическая игра «Один - много».
Туча – тучи
Облако – облака
Капля – капли
Весна – весны
Зима – зимы
Дерево – деревья и т.д.
Пятница
Дидактическая игра «Добавь к слову предлог».
Дерево – за, на, над, около.
Лужа – перед, около, в, над, за.
Ручей – в, за, над и т.д.