Также был проведен анализ предпочтений потребителей при приобретении противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, в аптеках ООО «Здоровье» Вологодского региона (июнь 2018 г.).
Было опрошено 30 покупателей в 9 аптеках сети ООО «Здоровье».
По полу 50 % респондентов – женщины, 50% - мужчины (рис. 2.14.).
Рис. 2.14. Соотношение респондентов по полу, %
По возрасту опрошенные покупатели распределились следующим образом (рис. 2.15.):
10 человек - от 20 до 35 лет (33,33%);
10 человек – от 35 до 50 лет (33,33%);
10 человек – от 50 до 65 лет (33,33%).
Рис. 2.15. Возраст опрошенных покупателей, %
По социальному статусу опрошенные покупатели распределились следующим образом (рис. 2.16.): 10 человек (33%) – рабочие, 10 человек (33%) – пенсионеры, 7 человек – студенты (23%), 2 человека - предприниматели (6,7%), 1 человек – безработный (3,3%).
Рис. 2.16. Социальный статус опрошенных покупателей, %
На вопрос «Часто ли Вы болеете ОРВИ?» большинство респондентов ответили положительно (66%) (рис. 2.17.).
Рис. 2.17. Частота заболеваемости ОРВИ, по мнению респондентов, %
Почти все опрошенные используют при ОРВИ и гриппе только медикаментозное лечение (93,33%), средства народной медицины предпочитают лишь 6,67% опрошенных (рис. 2.18.).
Рис. 2.18. Выбор метода лечения респондентами, %
Также в рамках анкетирования нами выявлено, что большинство респондентов использует растительные средства в комплексном лечении гриппа и ОРВИ – 53,33% (рис. 2.19.).
Рис. 2.19. Приверженность растительным средствам при лечении и профилактики ОРВИ и гриппа, респондентами, %
На вопрос «Обращаетесь ли Вы к врачу, когда болеете гриппом?» большинство опрошенных дали отрицательный ответ (56,67%) (рис. 2.20.).
|
Рис. 2.20. Обращение за медицинской помощью при симптомах гриппа и ОРВИ респондентами, %
По результатам опроса выявлено, что потребители предпочитают противовирусные препараты в форме таблеток (67%), 33% - в форме капсул. Остальные лекарственные формы (инъекционные ЛФ, гранулы, шипучие таблетки и порошки) не отметил ни один респондент (рис. 2.21.).
Рис. 2.21. Лекарственная форма противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, предпочитаемая потребителями, %
Было выявлено, что производитель противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, чаще не влияет на выбор препарата респондентами – 76,67% (рис. 2.22.).
Рис. 2.22. Влияние производителя на выбор противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, респондентами, %
При этом препараты зарубежных производителей предпочитает 71% опрошенных (рис. 2.23.).
Рис. 2.23. Выбор производителя при покупке противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, респондентами, %
При покупке противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, большинство покупателей в большей степени обращает внимание на эффективность (46,67%), стоимость также играет немаловажную роль для потребителей (40%). Удобство применения и безопасность являются наиболее важными параметрами препарата для 6,67% опрошенных (рис. 2.24.).
Рис. 2.24. Наиболее важные параметры при выборе противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, респондентами, %
В рамках опроса также было выявлено, что большинство покупателей при выборе противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, руководствуются назначением врача и советом фармацевта – 53% опрошенных, только назначением врача руководствуются - 23% опрошенных покупателей, назначением врача и советами друзей руководствуется - 10% респондентов, только советами фармацевта при покупке руководствуется также 10% опрошенных (рис. 2.25.).
|
Рис. 2.25. Причины выбора противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, респондентами, %
По результатам анкетирования потребителей в аптеках сети «Здоровье» Вологодского региона выявлено, что наиболее эффективными они считают такие препараты, как:
Кагоцел (30%);
Ремантадин (20%);
Анаферон и Цитовир-3 (по 13%) (рис. 2.26.).
Рис. 2.26. Наиболее эффективные противовирусные препараты, применяемые при гриппе и ОРВИ, по мнению опрошенных, %
Большинство респондентов готовы потратить сумму 200-300рублей на приобретение противовирусного препарата, применяемого при гриппе и ОРВИ (33%). А 20 % готовы отдать лишь 100-200 рублей (рис. 2.27.).
Рис. 2.27. Сумма, которую готовы потратить респонденты на приобретение противовирусного препарата, применяемого при гриппе и ОРВИ, %
Таким образом, по результатам исследования потребители предпочитают противовирусные препараты в форме таблеток (67%), 33% - в форме капсул.
Производитель противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, чаще не влияет на выбор препарата респондентами – 76,67%.
При покупке противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, большинство покупателей в большей степени обращает внимание на эффективность (46,67%), стоимость также играет немаловажную роль для потребителей (40%). Удобство применения и безопасность являются наиболее важными параметрами препарата для 6,67% опрошенных.
|
Большинство покупателей при выборе противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, руководствуются назначением врача и советом фармацевта – 53% опрошенных, только назначением врача руководствуются 23% опрошенных покупателей, назначением врача и советами друзей руководствуется 10% респондентов, только советами фармацевта при покупке руководствуется также 10% опрошенных.
Большинство респондентов готовы потратить сумму 200-300 рублей на приобретение противовирусного препарата, применяемого при гриппе и ОРВИ (33%), а 20 % готовы отдать лишь 100-200 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Противовирусные препараты – это лекарственные препараты, оказывающие непосредственное прямое воздействие на репликацию вируса.
В настоящее время на российском рынке представлен широкий ассортимент препаратов, применяемых при гриппе и ОРВИ, который включает как рецептурные, так и безрецептурные препараты, в том числе гомеопатические. Данная группа препаратов пользуется активным спросом населения и должна быть широко представлена в аптеках, а фармацевтические специалисты должны иметь глубокие знания по фармакологии противовирусных препаратов, применяемых при гриппе и ОРВИ.
2. Проанализирована структура продаж противовирусных препаратов, применяемых в терапии гриппа и ОРВИ, в аптечной организации. Наибольшую долю по объему продаж в упаковках занимает Кагоцел (36,98%). На втором месте – Ремантадин – 20,36%, на третьем месте Анаферон– 11,63%, на четвертом – Цитовир-3 (10,54%). Лидерами продаж в аптеке являются препараты Кагоцел и Ремантадин, что, вероятно, связано с известностью данных препаратов среди населения, а также сравнительно невысокой ценой.
В структуре продаж по признаку производства преобладают отечественные препараты – 68%.
В структуре продаж наибольшую долю занимают препараты ценовой категории «200-400 руб.», это связано с тем, что в структуре ассортимента наибольшую долю занимает именно эти группа, а также с тем, что потребители наиболее склонны покупать препараты данной ценовой категории, то есть недорогие.
3. Проведен анализ продаж в аптечном пункте № 12 (п. Юбилейный) за сент. 2017 – авг. 2018 гг. Лидерами продаж в аптечном пункте № 12 являются такие препараты, как: Анаферон детский, Ремантадин и Кагоцел.
4. Проведен анализ рекомендаций фармацевтических работников при предложении противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, в аптеках ООО «Здоровье» Вологодского региона.
По результатам опроса выявлено, что фармработники сети «Здоровье» чаще отпускают противовирусные препараты в форме таблеток (67%)
По результатам анкетирования фармацевтических работников выявлено, что чаще они рекомендуют такие препараты, как:
Кагоцел (41,18%);
Ингавирин (29,41%);
Арбидол (17,65%).
При этом потребители в аптеках чаще покупают такие препараты, как:
Кагоцел (33,33%);
Ремантадин (25,00%);
Цитовир – 3 и Анаферон (по 12,50%).
На основании проведенного анкетирования фармработников аптек ООО «Здоровье» была составлена таблица, характеризующая спрос на противовирусные препараты, применяемые при гриппе и ОРВИ, в отдельных аптеках Вологодского региона.
5. Проведен анализ предпочтений потребителей при приобретении противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, в аптеках сети «Здоровье» Вологодского региона.
По результатам исследования потребители предпочитают противовирусные препараты в форме таблеток (67%), 33% - в форме капсул.
Производитель противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, чаще не влияет на выбор препарата респондентами – 76,67%.
При покупке противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, большинство покупателей в большей степени обращает внимание на эффективность (46,67%), стоимость также играет немаловажную роль для потребителей (40%). Удобство применения и безопасность являются наиболее важными параметрами препарата для 6,67% опрошенных.
Большинство покупателей при выборе противовирусных средств, применяемых при гриппе и ОРВИ, руководствуются и назначением врача и советом фармацевта – 53% опрошенных, только назначением врача руководствуются 23% опрошенных покупателей, назначением врача и советами друзей руководствуется 10% респондентов, только советами фармацевта при покупке руководствуется также 10% опрошенных.
Большинство респондентов готовы потратить сумму 200-300 рублей на приобретение противовирусного препарата, применяемого при гриппе и ОРВИ (33%). А 20 % готовы отдать лишь 100-200 рублей.