История профессионального образования в Республике Башкортостан




Введение

 

Стремительно меняющиеся социально-экономические явления, которые происходят во всём мире, и проблемы, которых необходимо решать человеку в XXI веке, предполагают поиск нетрадиционных способов совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таковым факторам относится система образования в целом и в частности профессионального образования. [1]

Профессиональное образование является одним из фундаментальных прав личности, закрепленных «Всеобщей декларацией прав человека». Отечественная система профессионального образования переживает серьезные перемены. Они обусловлены меняющейся социокультурной ситуацией, ориентацией на общечеловеческие идеалы, реформированием всей системы образования, которую характеризует смена парадигм и образовательных технологий [2]. Закономерно вытекающим из этого является пересмотр места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, идеи оптимизации его структуры и управления, формирования личностно ориентированного педагогического процесса, его содержания, форм, методов и технологий.

В связи с этим особое значение приобретают изучение и переосмысление исторического опыта, поскольку накопленные положительные идеи прогрессивных педагогов прошлого, опыт деятельности профессиональных учебных заведений и органов их управления позволит критически осмыслить и заимствовать все наиболее передовое для дальнейшего совершенствования системы профессионального образования. Концептуально-целостное обобщение и систематизация, выявление ведущих тенденций развития системы профессионального образования должны послужить научной основой для объективной оценки её современного состояния и определения перспектив [3].

Целью исследования является раскрытие особенной профессионального образования в республики Башкортостан, постулирование основных проблем в системе образования, с учётом интеграционных процессов, и предложение методов решения данных проблем.

Объектом исследования является профессиональное образование республики Башкортостан и система образования России в целом.

Предметом исследования становится процесс становления и развития профессионального образования в республике Башкортостан.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи:

) раскрыть и охарактеризовать особенности профессионального образования в республике Башкортостан;

) охарактеризовать основные направления развития профессионального образования в республике Башкортостан;

) обобщить изученную литературу.

В исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и систематизация.

Теоретическая значимость данного реферата заключается в обобщении, осмыслении и оценке прошлого опыта, раскрывая специфики развития профессионального образования на основе историко-педагогических аспектов и различных методов исследования.


Теоретический модуль

История профессионального образования в Республике Башкортостан

 

В истории профессионального образования Республики Башкортостан, в целом, следуя логике исторического развития нашей страны, можно выделить три основных периода, каждый из которых, в свою очередь, делится на более мелкие этапы:

) досоветский период: с начала XVIII века до 1917 года;

) советский период: с 1917 года до конца 80-х гг. XX века;

) современный период: с начала 90-х гг. XX в. до сегодняшнего дня.

История профессионального образования Республики Башкортостан представлена в работах ученых, государственных и общественных деятелей, преподавателей учебных заведений и краеведов. Характерным для всех работ является многообразие подходов к анализу и оценке российской и, в частности, южноуральской истории профессионального образования[4].

Одними из первых теоретиков профессионального образования в России были В.Н. Татищев, В.И. Геннин, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, А.А. Барсов. В их трудах впервые было представлено теоретическое осмысление целевых, содержательных, технологических и организационных аспектов профессионального образования. Методологические и теоретические вопросы профессионального образования досоветского периода разрабатывались такими исследователями, как Е.Н. Андреев, И.А. Анопов, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, Н.К. Вентцель, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский, И.А. Вышнеградский, Г.Ю. Гессе, B.И. Гриневский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, С.Н. Кривенко, П.А. Кропоткин, C.А. Левитин, И.М. Максин, А.Г. Небольсин, М.Л. Песковский, Н.И. Пирогов, К.К. Сент-Илер, И.А. Стебут, К.Д. Ушинский, В.И. Фармаковский, Н.В. Чехов, Е. Шмид, К.Ю. Цируль, И.И. Янжул и др. Официальный взгляд на отечественную школу в целом принадлежит представителям учебного ведомства (И.М.Богданов, А.И.Георгиевский, С.Миропольский, С.В.Рождественский и др.), которые уделяли большое внимание министерским профессиональным школам, законодательным инициативам правительства в области народного образования. Вопросы профессионального образования, деятельность отдельных профессиональных учебных заведений исследовались на фоне народного образования в целом. Положительной стороной этих работ было использование широкого круга документов и материалов, малодоступных исследователям других направлений. Однако специальные исследования, посвященные вопросам профессионального образования, среди них отсутствуют. Гораздо больше было исследований либерально-демократического направления. К ним можно отнести труды Н.Ф. Бунакова, С.А. Владимирского, Б.Б.Веселовского, Е.А. Звягинцева, П.Ф. Каптерева, Н.А. Корфа, Г.А. Фальборка, В.И. Чарнолуского, Н.В.Чехова и др. Названными авторами шире и многообразнее ставились проблемы народного образования. Они критиковали позиции учебного ведомства в вопросах профессионального образования, призывали к ускорению и демократизации системы просвещения, в том числе при организации профессиональных учебных заведений. Вместе с тем, среди работ этих авторов нет всеобъемлющих исследований, которые раскрывали бы собственно педагогические проблемы становления системы профессионального образования в стране: содержание, формы, методы и другие вопросы подготовки профессиональных кадров[5].

Состояние и развитие образования на Урале и в Башкирии было освещено в трудах следующих дореволюционных исследователей Е. Алякринского, М. Акмуллы, И. Ардашева, К. Белавина, Н.Н. Блинова, А.В. Васильева, П.Н. Григорьева, С.А. Дворжецкого, А.А. Итина, А.О. Кисилева, В. Константиновского, А. Любимова, Н.А. Матвеева, М.И. Обухова, А. Поликарпова, З. Расулева, С. Рыбакова, Д.Д. Смышляева, М. Троицкого, А. Туркина, М. Уметбаева, П. Цыпляева, В. Шишонко, Р. Фахретдинова и др. Названными авторами был собран большой фактологический материал, они уделили внимание отдельным вопросам профессионального образования. Так, башкирские и татарские просветители и педагоги, что естественно, акцентировали внимание на мусульманском секторе образования. Другие авторы обращались к фактам, относящимся к государственным инициативам в области образования. И хотя у названных исследователей отсутствуют обобщающие работы, выводы и заключения, их труды являются ценным источником информации.

В целом исторические исследования до 1917 г. достигли определенного успеха в изучении проблем народного образования, как в общероссийском масштабе, так и в рамках южноуральского региона: был накоплен и систематизирован большой фактический материал, в основном по истории начальной и средней школы, затронуты отдельные вопросы профессионального образования и учебных заведений этой сферы. В то же время недостатками работ авторов досоветского периода являются как локальная ограниченность, отсутствие обобщающих работ в целом по народному образованию, так и невыделенность профессионального образования в качестве отдельной проблемы исследования[6].

Новым этапом в изучении вопросов народного образования в России и в регионе следует назвать период с 1917 г. Основами становления и развития истории образования в целом и профессионального в частности в общероссийском масштабе занимались многие исследователи. Среди них: Т.А. Абдулмуталинова, П.Ф. Анисимов, А.М. Арсеньев, П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, М.В. Богуславский, Г.Д. Бухарова, А.М. Вежлев, В.М. Величкина, Р.Б. Вендровская, А.Н. Веселов, Г.М. Романцев, Е.Ю. Ромашина, К.И. Салимова, В.А. Сластенин, ВЛ. Струминский, В.Э. Смирнов, Н.Н. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Х.Ш. Тенчурина, Ф.Ф. Шамахов, П.Н. Шимбирев, М.Ф. Шабаева, М.И.Эскин и др. В трудах этих исследователей есть как обобщающие работы, так и те, которые раскрывают отдельные аспекты становления и развития профессионального образования в России.

К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся: Ш.К. Абзанов, Г. Газиз, Г. Ибрагимов, А. Салазкин и др. Их работы, которые отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, освещали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы. Специальные исследования, раскрывающие вопросы профессионального образования, отсутствуют[7]. С середины 30-х годов появляются первые диссертации и монографии историко-педагогического характера, которые анализируют вопросы становления и развития начальной школы края. Одной из первых в этом ряду была диссертация К. Идельгужина «К вопросу истории башкирской школы», написанная в 1935 г [2]. В исследованиях 30-40-х гг. заметно повышение научного уровня, в них широко использованы печатные и архивные материалы. В работах этого периода раскрывается проблема становления особого типа «инородческой» школы для башкир и татар, а также то, а также вопросы подготовки учителей. В начале 50-х годов появились работы, освещающие проблемы женской школы и вопросы женского образования и воспитания.

Заметный вклад в современном осмыслении общих проблем всей системы дореволюционного образования внесли исследования М.Н.Фархшатова[8]. В его работах рассматриваются вопросы школьной политики царского правительства, особенности организации русскоязычной общеобразовательной школы в порефрменный период, а также законодательные мероприятия официальной власти в начале XX в. по отношению к мусульманскому образованию. История народного образования Южного Урала в первой половине XIX в. рассматривается в монографии С.Г.Мирсаитовой. Необходимо отметить, что оба названных автора не акцентировали внимания на профессиональном образовании, так как эта проблема не являлась предметом их работ. Также надо назвать работы Г.Б.Азаматовой, посвященные деятельности регионального земства в области больше общего образования и Л.Ш.Сулеймановой, раскрывающие исторические и актуальные проблемы национальных общеобразовательных учебных заведений Башкирии[9].

Исторический обзор свидетельствует о том, что история образования в Башкирии не обделена вниманием со стороны исследователей, представляющих весьма широкий спектр гуманитарного знания. Но, несмотря на это, историография не дает исчерпывающего ответа на многие вопросы теоретического и конкретно-исторического характера. В исследованиях нет ни одной обобщающей работы, в которой бы специально и системно рассматривалась история профессионального образования означенного периода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: