В основе развития системы профессионального образования в Республике Башкортостан заложена идея создания современных, гибких, вариативных, адекватно и оперативно реагирующих на внешние и внутренние вызовы моделей учреждений профессионального образования Республики Башкортостан по отраслевому и территориальному принципам.
Основными принципами модернизации региональной системы профессионального образования являются:
) принцип непрерывности профессионального образования заключающийся в необходимости создания условий для обеспечения непрерывного процесса становления специалиста любой профессии от общеобразовательной школы до его самостоятельной профессиональной деятельности - «образование через всю жизнь»;
) принцип интеграции образования, науки и производства для достижения сверхэффекта в решении задач подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда;
) принцип целостности единого, вертикально и горизонтально структурированного, образовательного пространства;
) принцип управления качеством образования, предполагающий построение образовательной системы профессионального образования в республике на основе многоуровневого мониторинга и оптимального использования информационных, кадровых и материально-технических ресурсов для повышения эффективности процесса подготовки специалистов с учетом требований государственных образовательных стандартов и потребностей работодателей;
) принцип гибкости и динамизма системы профессионального образования республики, обеспечивающий каждому обучающемуся возможность формирования индивидуальной образовательной траектории за счет подвижности всех ее структурных элементов;
|
) принцип ориентированности на компетенции. В республике должен быть принят единый механизм взаимоотношений работодателя и учреждения профессионального образования по определению перечня компетенций, условий их формирования и критериев оценки;
) принцип многоканальности финансирования, предполагающий, что образовательные учреждения в рамках одного кластера финансируются за счет привлечения средств бюджетов разных уровней (федерального, регионального и муниципального) и за счет внебюджетных средств;
) принцип регионализации, выражающийся в обязательном учете при формировании стратегий развития вузов на основе кластерного принципа реальных потребностей экономики и социальной сферы в востребованных кадрах. Признание роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества; обеспечивающего: единство образовательного и культурного пространства в Республике Башкортостан;
равные права на сохранение и развитие языков ее народов;
сохранение и приумножение национальной культуры, воспитание у студентов и учащихся культуры толерантности и социальной ответственности.
Стратегия развития системы профессионального образования должна учитывать социокультурные задачи образования по формированию интеллектуального, культурного, духовного и нравственного потенциала молодого поколения республики;
) принцип территориального развития системы профессионального образования, связанный с проектированием развития сложной многоуровневой системы, включающей в себя координацию целей, действий всех элементов системы управления учреждениями профессионального образования, расположенных в границах территориально-административных образований - муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан[24]. Развитие муниципальных районов и городских округов республики с учетом природно-географических, социально-экономических, демографических и национально-культурных особенностей, транспортной и производственной инфраструктуры, определяющих территориальную направленность регионализации системы профессионального образования республики;
|
) принцип сетевого взаимодействия - совместная деятельность двух или более учреждений профессионального образования в области создания и реализации совместных образовательных программ, модулей траекторий, программ повышения квалификации преподавателей и научных работников;
) принцип отраслевого развития системы профессионального образования по основным видам экономической деятельности без учета границ территориально-административных образований - муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Подразумевает взаимодействие учреждений профессионального образования различного уровня одной отраслевой направленности.