профессиональный образование преподаватель




Основными мероприятиями, направленными на реализацию задач развития профессионального образования в Республике Башкортостан, являются:

совершенствование республиканского механизма прогнозирования потребности в кадрах;

формирование эффективной сети учреждений профессионального образования и структуры подготовки кадров;

интеграция науки и образования, создание совместных с Уфимским научным центром Российской академии наук и Академией наук Республики Башкортостан инновационных структур;

совершенствование государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров;

концентрация ресурсов на наиболее перспективных направлениях подготовки кадров в образовательных учреждениях - лидерах;

внедрение новых организационных и экономических механизмов управления учреждениями образования;

привлечение дополнительных инвестиций в развитие учреждений профессионального образования;

точечное обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, предоставление обучающимся возможности обучения на передовом учебно-производственном оборудовании;

создание системы мониторинга качества образования;

создание нормативной правовой основы функционирования независимой системы сертификации профессиональных компетенций выпускников учреждений профессионального образования;

создание системы оказания государственной поддержки молодым специалистам;

создание эффективной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Основным механизмом модернизации системы профессионального образования является формирование государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров путем создания образовательно-профессиональных кластеров, включающих учреждения профессионального образования различного уровня, предприятия, отраслевые министерства и ведомства. Стратегическая миссия образовательно-профессиональных кластеров - развитие конкурентоспособного человеческого потенциала в Республике Башкортостан на основе создания и реализации инновационных услуг и научно-технологических разработок. Образовательные учреждения, участвующие в реализации кластерной модели, должны стать интегрированными научно-образовательными комплексами, профиль которых определяется совокупностью структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров и проведение исследований для важнейших, отраслей экономики и социальной сферы. Основными задачами кластерной модели профессионального образования являются:

оптимизация объема и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе создания единой, научно обоснованной системы кадрового аудита, мониторинга республиканского рынка труда, прогнозирования перспективных потребностей кадрового обеспечения отраслей экономики, социальной сферы; повышение качества подготовки кадров путем совершенствования кадрового потенциала учреждений, модернизации материально-технической базы, внедрения новейших технологий профессионального образования; оптимизация сроков обучения и повышения квалификации кадров системы образования путем разработки и реализации образовательных программ профессионального образования нового поколения, интенсивных технологий повышения профессиональной квалификации. Созданию современной кластерной модели профессионального образования в Республике Башкортостан предшествует ревизия и оптимизация существующей республиканской сети учреждений профессионального образования по территориально-отраслевому принципу с учетом научного и экономического анализа доступности образования, экономического и демографического прогноза развития республики, перспектив социально-экономического и демографического развития муниципальных районов и городских округов, перспектив развития всех типов учреждений и уровней профессионального образования. Формирование конкурентоспособной инновационной экономики Республики Башкортостан предполагает следующую структуру учреждений - наличие федерального университета, национально-исследовательских университетов и федеральных отраслевых центров образования на территории республики.

Создание исследовательских университетов - одно из стратегических направлений государственной политики в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов для инновационных наукоемких областей экономики.

В Республике Башкортостан имеются предпосылки для формирования инновационной территории широкого профиля - технополиса, способного генерировать и внедрять новшества в самых разных сферах: нефтехимии, нанотехнологий, приборостроении, биотехнологий, телекоммуникациях и других высокотехнологичных и наукоемких областях экономики.

Оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования может осуществляться следующим образом: укрупнение учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав других вузов, образовательных учреждений начального и (или) среднего профессионального образования, научных организаций и промышленных предприятий; передача филиалов российских вузов, головные учреждения которых расположены за пределами Республики Башкортостан, в состав самостоятельных государственных вузов, расположенных на территории Республики Башкортостан. При оптимизации сети учреждений дополнительного образования, реализующих программы переподготовки и повышения квалификации, предполагается, что они станут важными структурными подразделениями университетов и других образовательных учреждений.

В основу развития системы начального и среднего профессионального образования будет положен территориально-отраслевой принцип структурирования сети учреждений.

В Республике Башкортостан исторически и географически сложились разветвленная сеть учреждений профессионального образования, транспортная инфраструктура, сочетание крупных промышленных узлов с аграрными районами, традиционные связи предприятий с учреждениями образования, значительная доля сельских жителей, что позволяет выделить крупные образовательные регионы, обеспечивающие доступность получения профессионального образования[25].

Образовательный регион - определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью составных элементов расположенных на ней образовательных структур.

В каждом регионе предполагается развитие отраслевых и (или) территориальных базовых ресурсных центров профессионального образования и многоуровневых территориальных и отраслевых образовательных комплексов в целях кадрового обеспечения социально-экономических потребностей данных регионов.

Базовый (ресурсный) центр профессионального образования - учреждение профессионального образования, созданное на базе учреждений начального и (или) среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики Республики Башкортостан на условиях государственно-частного партнерства, в котором сконцентрированы лучшие образовательные, материально-технические, производственные, кадровые, информационные и методические ресурсы, с открытым доступом к ним профильных учреждений профессионального образования для осуществления методической помощи.

На базовые ресурсные образовательные центры будут возложены функции повышения квалификации инженерно-педагогических работников в сфере применения новых технологий, материалов и приемов труда, внедрения отдельных модулей дистанционного обучения, ознакомления с современной техникой и оборудованием, организации стажировки мастеров производственного обучения.

 

Таблица

№ п/п Наименование показателя Источник информации Значение показателя
                   
  Количество вакансий на 1000 чел. экономически актив. населения с профессиональным образованием, Ед. Обследование рынка труда 13,7 8,6 8,6 8,3 7,5    
2. Доля безработных в возрасте до 30 лет в общей численности безработных, %   40,1 42,5          
3. Доля экономически активного населения с образованием не ниже начального профессионального, % Обследование населения по проблемам занятости 71,8            
  Отношение уровня дифференциации доходов населения (по коэф. Джини) к среднер. значению показателя Обследование домохозяйств 1,01 1,03 1,03 1,02 1,02 1,01 1,0
  Соотношение доли безработных и занятых по уровням образования: ВПО СПО НПО Обследование населения по проблемам занятости Росстат 1,43 1,17 0,9 1,95 1,3 0,76 1,95 1,3 0,76 1,95 1,32 0,8 1,95 1,35 0,9 1,95 1,4 1,0 2,0 1,5 1,2

 

Заключение

 

Социально общественный уровень не может существовать без образования. Потому-то с каждым годом возникает новая потребность в профессии и это неслучайно. По этой причине открывают различные профессиональные образовательные учреждения, которые совершенствуются и обновляются в системе образования. Опыт истории показывает, что динамика развития профессионального образования всегда демонстрировала изменчивую позицию, исходя из опыта прошлого. Ведь выпускник должен быть готов не только как специалист, профессионал своего дела, но и должен был готов сотрудничать, взаимодействовать с обществом на высшем уровне.

Безусловно, в развитие профессионального образования большую роль сыграла общественная инициатива, а также другие общественные объединения. Первоначальный контингент специалистов всех сфер деятельности в регионе формировался за счет лиц, получавших соответствующее образование за пределами Башкирии.

Следует также отметить, что профессиональные учебные заведения имели достаточную свободу для собственного проявления, так как не были жестко ограничены официальными учебными планами, программами, учебниками. В учебных заведениях, кроме системы общих и специальных наук и практических знаний, обязательным элементом являлось воспитание, которое в целом было ориентировано на формирование целостной личности. Поэтому связь обучения с воспитанием являлась одним из основных принципов педагогического процесса.

Организация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях, хотя содержала определенные противоречия, в целом способствовала содействию подготовке достаточно компетентных специалистов. Такие идеи и принципы, как непрерывность и преемственность образования, воспитание через учебный предмет, метод личного примера преподавателей, направленного на привитие качеств аккуратности, трудолюбия, добросовестного выполнения профессиональных и гражданских обязанностей, чувства долга, честности, интернационализма и т.д., не могли не оказывать своего положительного влияния.

Становление и развитие системы профессионального образования Башкирии в целом неразрывно связано с аналогичными процессами, протекавшими в России.

Таким образом, проанализировав и обобщив изученную литературу, мы заметили, что становление профессионального образования в Башкирии опиралось на позитивный исторический опыт, и тем самым в дальнейшем накапливалась и совершенствовалась система исторического и педагогического теоретического знания.

 


Список литературы

 

1. Абдулмуталинова Т. А. Соотношение общего и специального образования в профессионально-технических учебных заведениях России конца X1. -началаXX века: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. - 162 с.

2. Абзанов Ш. К вопросу по истории народного образования в Башкирии. - Уфа, 1934.-65 с.

. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 20 - 29.

. Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века до 1917 года / Т.М. Аминов. - М.: Наука, 2006. - 346 с.

. Аминов Т. М. Педагогическое образование в Башкирии и на Южном Урале в дореволюционный период / Т. М. Аминов // История образования в южно-уральском регионе Башкортостана: Коллективная монография. - Уфа: Издательство БИПКРО, 1996. - С. 44-54 (0,7 л.л.).

. Асадуллин P.M., Хамитов Э.Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. Уфа: Китап, 2001.-264 с.

. Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. Казань, 1997. - 144 с.

. Асадуллин P.M., Бенин B.JI. Антропологические основания педагогического образования. Москва-Уфа, 2000. - 97 с.

. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.

. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: Курс лекций: Учеб.пос. Уфа, 2004.-515 с.

. Бенин В.Л., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. Уфа, 1998. - 140 с.

. Веселов А.Н. Среднее профессионально-техническое образование в дореволюционной России. - М., 1959. - 103 с.

. Ергин Ю.В. Уфимский учительский институт (1909-1919) // Вестник Башкирского университета. - 2003. - № 1. - С. 99 - 108.

. Ергин Ю.В. У истоков университетского образования. Очерки о предыстории Башкирского государственного университета. - Уфа: РИО БашГУ, 2004.

. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184.

. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. - Уфа: Китап, 1996. 520 с.

. История профессионального образования в России. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. 672 с.

. Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 80 - 88.

. Колесников, В.Н. Коммерциализация высшего образования - угроза национальной безопасности России / В.Н. Колесников, И.В. Кучер, В.Н. Турченко // Педагогика. - 2004. - № 6. - С. 99 - 106.

. Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 107 - 116.

. Лукманова Х.Х. Национальная школа Башкортостана: история и перспективы. -М.: Высшая школа, 2003. - 184 с.

. Российская Федерация. Законы / Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Омега-Л, 2006. - 64 с. - (Законы Российской Федерации).

. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 840 с.

. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972. -336 с.

25.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: