Создание инновационной экономики, прогнозирование направлений ее развития, поиск адекватных ей механизмов подготовки кадров - это критический вызов системе профессионального образования.
«Мировое развитие в начале ХХI века характеризуется ускорением динамики социально-экономических процессов и вовлечением в глобальную конкуренцию все новых сфер экономической и социальной жизни, включая образование». Ключевыми вызовами системе профессионального образования являются следующие факторы:
) развитие системы профессионального образования все в большей степени носит «догоняющий» характер по отношению к потребностям развивающейся экономики.
В новых и традиционных отраслях современной экономики возрастает роль инновационных подходов, основанных на управлении знаниями и информацией. Эти подходы позволят обеспечить повышение эффективности производства, появление новой, конкурентоспособной продукции, что, в свою очередь, придаст все более динамичный характер технологическим изменениям[18]. Вместе с тем этот структурный сдвиг и все более динамичный характер технологических изменений при новом экономическом укладе затрудняют формирование прогноза потребности в кадрах и компетенциях на перспективу, четкого заказа системе профессионального образования;
) сложившаяся сеть учреждений профессионального образования и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на демографические изменения и вызовы.
Демографический спад последних десятилетий привел к минимизации численности детей школьного возраста и, соответственно, к сокращению выпуска общеобразовательными учреждениями и сложностям с набором абитуриентов учреждениями профессионального образования, как по территориям республики, так и по целому ряду профессий и специальностей.
|
В свою очередь, существующие сегодня демографические показатели влияют на решение кадровых проблем отраслей экономики в перспективе. Дефицит квалифицированных кадров серьезным образом отражается на темпах экономического развития;
) усиление разрыва между предложениями рынка труда и личностными ожиданиями молодежи.
Неравномерность в развитии отраслей экономики, разница в уровне оплаты труда рабочих кадров и специалистов влияют на формирование спроса на профессиональное образование, на престиж рабочих профессий и специальностей среднего звена. Соответственно, происходит переориентация молодежи на получение высшего профессионального образования, что неизбежно снижает его качество и уровень требований[19].
Современное состояние системы профессионального образования в Республике Башкортостан характеризуется наличием комплексных проблем:
) несоответствие материально-технической базы учреждений профессионального образования современным требованиям подготовки кадров: во многих учреждениях системы начального и среднего профессионального образования недостаточно модернизируется материально-техническая и учебно-производственная база; обеспеченность образовательного процесса кабинетами и мастерскими не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
) недостаточное развитие форм и механизмов участия работодателей, профессиональных сообществ и граждан в решении вопросов образовательной политики, в разработке и реализации программ профессионального образования: содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров из-за недостаточного учета учреждениями профессионального образования потребностей рынка труда; у работодателей отсутствует устойчивая мотивация к участию в укреплении учебной базы учреждений, независимой общественной оценке качества образования, поддержке образовательного процесса квалифицированными кадрами мастеров и преподавателей спецдисциплин; бизнес-сообщество не проявляет в вопросах развития профессионального образования должной социальной ответственности;
|
) не получает должного развития дополнительное образование взрослых, повышение их квалификации и профессиональной переподготовки на базе учреждений профессионального образования: учреждения профессионального образования перестали быть единственными уникальными центрами производства знаний, формирования умений и компетенций[20]. Одновременно государственные учреждения профессионального образования утратили «монополию» на рынке образовательных услуг, где появились негосударственные, корпоративные и виртуальные образовательные, информационные и исследовательские организации и сетевые коммуникации с низкой социальной ответственностью. В связи с этим рынок дополнительных образовательных услуг получил стихийное развитие, что отражается на организационных и содержательных основах качества дополнительных образовательных программ; работодатель, в свою очередь, не мотивирован и не стимулирован на деятельность по повышению квалификации своих работников;
|
) функционирование профессиональной школы в условиях недостаточно развитых взаимосвязей элементов системы непрерывного образования: основная причина неразвитости взаимосвязей - функционирование в условиях разобщенности элементов системы непрерывного образования, отсутствие четкого сетевого взаимодействия, наличие барьеров между уровнями образовательной системы, что не позволяет концентрировать имеющиеся ресурсы на решение стратегических задач развития;
) дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации: основная причина дефицита - низкий уровень заработной платы в системе профессионального образования, который напрямую влияет на привлекательность данной сферы профессиональной деятельности.
Понижение престижа профессии преподавателя и мастера производственного обучения является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
К числу серьезных рисков развития региональной системы профессионального образования Республики Башкортостан следует отнести:
) возможное усиление миграции выпускников общеобразовательных учреждений в ведущие научно-образовательные центры крупных городов Приволжского и Уральского федеральных округов в связи с развитием на их территории федеральных и национальных исследовательских университетов.
В связи с этим представляется важным создание единой республиканской системы профессионального ориентирования выпускников школ, что позволит избежать излишней миграции будущих профессиональных кадров, сохранить в оптимальном объеме численность преподавательского состава вузов и количество обучающихся, поддержать баланс на рынке труда, обеспечить кадрами различные секторы экономики и социальной сферы республики;
) значительное количество действующих на территории Республики Башкортостан филиалов и представительств, головные вузы которых расположены за пределами Республики Башкортостан[21].
За последние 10 лет коммерческий прием по таким группам специальностей, как «Экономика и управление» и «Образование и педагогика», значительно увеличился.
В настоящее время интенсивное развитие филиалов вузов сдерживается сложной демографической ситуацией, снижением доступности качественных образовательных услуг. Для дальнейшего инновационного развития экономики и социальной сферы республики необходимо готовить высококвалифицированные кадры, что требует сокращения филиалов вузов;
) продолжающийся рост объема платных образовательных услуг требует широкого применения в образовании новых экономических механизмов, обеспечивающих потребителям услуг условия для равного доступа к качественному профессиональному образованию.