Качества направленности личности
Формы направленности личности
Уровень личности - это общественная значимость направленности. Положительная широта может переходить в разбросанность. Интенсивность может колебаться от полного безразличия до отчетливо выраженной страсти, связанной и с устойчивостью направленности. Важнейшим качеством направленности является ее действенность, в которой проявляется активность характера.
Формы направленности личности - это влечения и желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и, как высшая форма направленности - убеждения.
Интерес личности - это специфическая познавательная форма направленности личности на предметы и явления окружающего мира. Специфическая потому, что у каждой личности имеются определенные сознательные мотивы и возникает соответствующая эмоциональная окраска объекта интереса. Особо следует отметить активность и волевой компонент в структуре того или иного интереса. Если степень активности невелика, то интерес имеет преимущественно созерцательный характер, если значительна, то интерес побуждает человека к действию в направлении познания, овладения предметом интереса и становится склонностью.
Интересы свойственны всем людям. Разным личностям присущи интересы разные по широте, устойчивости и другим качествам. При этом широта интересов обязательно предполагает выделение одного из них как основного и ведущего. Это придает человеку устойчивость в жизни, концентрирует его волю и помогает при достижении определенных успехов в процессе деятельности.
Идеалы имеют большое воспитательное значение, хотя воспитание в себе тех или иных качеств в конечном счете зависит от волевых свойств личности.
Под мировоззрением понимается система взглядов на окружающую человека объективную реальность. Мировоззрение людей определяется общественным бытием, включающим в себя теории и идеи, которые возникают на основе той или иной общественной формации. Мировоззрение личности так же, как и ее интересы, идеалы и потребности, существуют не сами по себе, а всегда связаны с духом времени, конкретной исторической эпохой и свойственным ей общественным сознанием.
Сравнение мировоззрения конкретной личности с идеологией позволяет выявить взгляды:
1. соответствующие уровню сегодняшнего времени;
2. являющиеся ростками нового;
. являющиеся <родимыми пятнами>, пережитками.
Убеждения как высшая форма направленности определяются сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за свое мировоззрение. Эта сторона личности тесно связана со стороной, в которую входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов.
Наиболее отчетливо это видно на убеждениях, в структуру которых входят компоненты мышления, эмоций и воли. Обе подструктуры связаны с третьей - знаниями, навыками, умениями и привычками личности, объединяемые понятием <опыт>. Эта подструктура определяет уровень развития личности и имеет особое значение для педагога, но и врач должен остерегаться оценивать его мышление по уровню знаний. Ни психотерапия, ни трудотерапия не будут эффективными, если врач не учтет особенности третьей стороны личности больного.
Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.
Личность можно рассматривать как:
) некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;
) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей;
З) определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения;
) система конструктов. Конструкт - это своеобразная оценочная ось (например, плохой-хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения, в которой соединены объективные сведения и субъективная интерпретация их;
) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе ориентируются на содержание потребностно - мотивационной сферы;
б) деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение;
) субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении.
Каждая личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, подвержены изменениям (условия жизни, воспитания, патологический процесс и др.). К.К. Платонов говорил не просто о структуре, а о динамической структуре личности.
В структуре проявлений личности выделяются три главные составляющие (см. рис 1):
)
Рис. 1. Составляющие личности
Индивид - это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Персону образуют социально-типические образования личности, что, как правило, обусловлено исходным для большинства людей влиянием социального окружения. Индивидуальность это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально- неповторимые особенности организма, и те, которые следует от нести к уникальным свойствам личности).
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в двух ведущих формах - общении и совместной деятельности.
Ключевыми системообразующими признаками личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения.
Эмоциональность - это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциональным ситуациям.
Активность - характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого - либо рода.
Саморегуляция - это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые. Побуждение - это мотивационный компонент характера.
Можно привести примеры нескольких наиболее фундаментальных черт (или факторов) личности, таких, как:
1) эмоциональность; 2) доминантность; 3) моральность
Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов или ценностей: доминированием высших уровней над низшим. Уровень мотивов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких), через интересы близких людей, коллектива, общества - вплоть до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость.