Инженерная графика
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
ЛР ЛР ЛР | Деловая игра «Нормоконтроль» при выполнении эскизов. Деловая игра «Нормоконтроль». Проекционное черчение. Сравнительный анализ | ||
Итого: |
Деловая игра «Нормоконтроль»
(при эскизировании)
Содержание игры и контроль результатов игры (алгоритм ведения деловой игры).
Этап 1. Группа делится на две подгруппы. Студентам первой половины группы выдается задание – подготовить чертежи по конкретным моделям.
Этап 2. По завершению работы над эскизами первой подгруппы эти эскизы передаются студентам второй подгруппы для осуществления операции нормоконтроля.
Этап 3. Результаты выполнения работ 1-ой, 2-ой подгрупп студентов (эскизы моделей и результаты нормоконтроля) проверяются преподавателем, ведущим дисциплину.
Этап 4. Выше перечисленные этапы деловой игры реализуются еще раз при смене заданий, выделенным подгруппам.
Этап 5. Преподаватель в полном составе учебной группы производит разбор и комментирует результаты работы студентов этой группы, что является основанием для аттестации студентов определенного учебно-методического раздела дисциплины.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
Зачет в 1-м семестре по заданиям в устной форме, по предмету в целом тестированием или в устной форме.
Вопросы к защите заданий по начертательной геометрии
|
1. «Пирамида»
1.1. Какое положение занимают точки А, В, С по отношению к плоскостям проекций П2, П1?
1.2. Какое положение занимает основание пирамиды к плоскостям проекций П., П1 иП3?
1.3. Горизонталь плоскости α (АВС). Что это за линия? Определение. Показать на эпюре проекции этой линии.
1.4. Фронталь плоскости α (АВ С). Что это за линия? Определение. Показать на эпюре проекции этой линии.
1.5. Перпендикуляр к плоскости. Правило построения проекций перпендикуляра.
1.6. Определение натуральной величины отрезка прямой общего положения.
1.7. Точка и прямая на поверхности пирамиды.
1.8. Методы преобразования чертежа (способ перемены плоскостей проекций). Сущность способа.
2. Пересечение плоскостей
2.1. Какое положение занимает плоскость β (ДЕК) относительно плоскостей проекций?
2.2. Какими способами можно найти линию пересечения плоскостей?
2.3. Преимущества способа построения линии пересечения плоскостей по двум точкам пересечения прямых, принадлежащих плоскости β.
2.4. Видимость линий. Конкурирующие точки. Примеры.
2.5. Проверка правильности решения задачи с помощью вспомогательных секущих плоскостей.
Перечень вопросов и примерные задания к зачету:
1. К разделу «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
1. Как строится центральная проекция точки?
2. В каком случае центральная проекция прямой линии представляет собой точку?
3. В чем заключается способ параллельного проецирования?
4. Как строится параллельная проекция прямой линии?
5. Какое взаимное расположение проекций точки и прямой, если точка принадлежит прямой?
|
6. Что обозначает слово «ортогональное»?
7. Что такое чертеж Монжа?
8. При пересечении каких плоскостей образуется ось абсцисс «х»?
9. При пересечении каких плоскостей образуется ось ординат «у»?
10. При пересечении каких плоскостей образуется ось аппликат «2»?
11. Что такое линия связи?
12. Как образуется фронтальная, горизонтальная, профильная проекции точки при ортогональном проецировании?
13. Сколько нужно знать координат, чтобы иметь полную информацию о расположении точки в пространстве?
14. Какими координатами определяется фронтальная проекция точки?
15. Какими координатами определяется горизонтальная проекция точки?
16. Какими координатами определяется профильная проекция точки?
17. Что можно сказать о точке А, имеющей координату х = 0?
18. Что можно сказать о точке А, имеющей координату у = 0?
19. Что можно сказать о точке А, имеющей координату z = 0?
20. Где находится точка А, имеющая координаты х = у = z= 0?
21. Какой чертеж называется комплексным?
22. При каком условии прямая проецируется в натуральную величину?
23. Как читается теорема о проецирования прямого угла?
24. Что необходимо знать для определения положения прямой в пространстве?
25. Какие положения в пространстве могут занимать прямые?
26. Какие прямые частного положения Вы знаете?
27. Какие прямые называют проецирующими?
28. Какие прямые называют прямыми уровня?
29. Какие прямые уровня Вы знаете?
30. Какая проекция у горизонтали представляет собой натуральную величину?
31. На какую плоскость проекций фронталь проецируется в натуральную величину?
32. На какую плоскость проекций профильная прямая проецируется в натуральную величину?
|
33. При каком положении относительно плоскостей проекций прямая называется прямой общего положения?
34. Как могут взаимно располагаться две прямые между собой?
35. Способы задания плоскостей?
36. Что называется следом плоскости?
37. Какая плоскость называется проецирующей?
38. Какая плоскость называется плоскостью уровня?
39. Условие принадлежности точки плоскости?
40. Какие поверхности вращения Вы знаете?
41. Назовите гранные поверхности?
42. Условие принадлежности точки поверхности?
43. Сущность метода замены плоскостей проекций?
44. Сущность метода вращения вокруг оси, перпендикулярной плоскости проекций?
45. Что представляет собой развертка?
46. Способы построения линий пересечения поверхностей?
47. Какие аксонометрические проекции вы знаете?
2. К РАЗДЕЛУ «Машиностроительное черчение»
1. Форматы чертежа.
2. Масштаб. Масштабы уменьшения и увеличения.
3. Шрифты чертежные.
4. Какие типы линий вы знаете?
5. Деление окружности на равные части.
6. Сопряжение. Построение различных вариантов.
7. Что называется видом? Расположение основных видов на чертежах.
8. Назовите и коротко охарактеризуйте основные виды.
9. Что представляет собой дополнительный вид?
10. Что представляет собой местный вид?
11. Основные правила нанесения размеров?
12. Что такое разрез?
13. Для чего выполняются на чертежах разрезы?
14. Разрезы простые. Классификация.
15. Обозначение простых разрезов.
16. Разрезы симметричных деталей.
17. Разрезы сложные. Классификация.
18. Обозначение сложных разрезов.
19. Местные разрезы.
20. Сечение. Классификация.
21. Чем отличается разрез от сечения?
22. Обозначение сечений.
23. Что представляет собой наклонное или «косое» сечение?
24. Аксонометрия. Виды аксонометрических изображений.
25. Правила для построения больших и малых осей.
26. Виды резьбы и изображения её на чертеже. Основные параметры резьбы. Обозначение резьб на чертежах.
27. Разъемные соединения. Крепежные детали, их обозначение по ГОСТам.
28. Болтовое соединение. Названия деталей, входящих в соединения. Упрощенное изображение болтового соединения.
29. Расчет длины болта для соединения деталей.
30. Изображение болтового соединения по конструктивным размерам.
31. Соединение шпилькой. Вычерчивание соединения шпилькой по условным отношениям.
32. Упрощенное изображение соединения шпилькой.
33. Соединение винтом. Названия деталей, входящих в соединение.
34. Упрощенный способ изображения винтового соединения.
35. Шпоночные соединения. Обозначение шпонки по ГОСТ.
36. Условные обозначения шлицевых соединений на чертежах.
37. Трубное соединение. Обозначение условного прохода. Наружный диаметр трубы, как его подсчитать.
38. Неразъемные соединения. Определения.
39. Сварные соединения. Сварной шов. Обозначение и изображения на чертеже.
40. Эскиз. Определение. Правила выполнения эскиза.
41. Простановка размеров на эскизе. Способы нанесения размеров. Выбор баз.
42. Справочные размеры на чертежах.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что называется осью проекций?
2. Что называется проекцией точки?
3. Дать определение понятия метод проекций.
4. Что такое эпюр точки и как перейти от пространственного чертежа к эпюру?
5. Определение точки. Дать примеры.
6. Проекционная связь на эпюре. Показать на примере.
7. По какой оси пересекаются плоскости проекций:
горизонтальная и вертикальная, горизонтальная и профильная, фронтальная и профильная?
8. Октант. Что это за понятие?
9. Какими полями плоскостей проекций ограничить первый октант, второй и т.д. до восьмого?
10. Какое положение занимает относительно плоскостей произвольная точка, находящаяся в первом октанте, во втором и т.д. до восьмого?
11. Что характерно для всех точек горизонтальной плоскости проекций, фронтальной плоскости, профильной плоскости проекций?
12. При каком задании точки, не лежащей на оси проекций, возможно совпадение её вертикальной и горизонтальной проекций, её вертикальной и профильной проекций, всех её трех проекций?
6.1 Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
№ п/п | № семестра | Виды контроля и аттестации (ВК, ТАт, ПрАт)[1] | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Оценочные средства | |
Форма | Количество вопросов в задании | ||||
ТАт | Прямая и точка | Письменно | |||
ТАт | Плоскость | Письменно | |||
ПрАт | Пирамида | Чертеж | |||
ПрАт | Линия пересечения | Чертеж | |||
ПрАт | Сборочный чертеж | Чертеж |
К формам оценочных средств результатов работы студентов в рамках учебно-методического плана по дисциплине являются промежуточные аттестации. Суть этих аттестаций заключается в том, что студент должен представить оформленный результат соответствующего учебно-методического плана работы по дисциплине. Преподаватель в беседе со студентами определяет качественный уровень выполненной работы и выставляется рейтинговая оценка. В конце образовательного цикла дисциплины общая оценка знаний студента учитывает рейтинговые оценки всех промежуточных аттестаций. Ниже приведен пример одной из аттестаций.
6.2 Пример промежуточной аттестации по теме «Точка, прямая, плоскость».
Рейтинговая оценка знаний студентов
Построить проекции точки А (30,-50,0) Определить и записать её положение в пространстве. 10.1 | Построить проекцию точки А, отстоящую от пл. П1 на 20 мм, от пл. П2 на 30 мм и лежащей в пл. П3. Записать определитель. 10.2 | Построить точку симметричную т. А относительно П1. Указать её положение в пространстве. 10.3 |
Определить и записать взаимное положение прямых. 10.4 | Через точку А провести фронтальную прямую, пересекающую прямую . 10.5 | Определить горизонтальную проекцию фронтали f плоскости (f0 // h0). 10.6 |
Найти фронтальную проекцию точки А, лежащую в плоскости (f0 // h0). 10.7 | Задать плоскость , проходящую через точку М и параллельную плоскости . 10.8 | Через точку М фронтальной прямой f провести две прямые a и b перпендикулярные между собой и прямой f. 10.9 |
Пример промежуточной аттестации по теме сборочный чертеж:
3D - модели
3D - сборка
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Заочного обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Семестр | Всего часов | Аудиторных | Самостоят. работа | Лекций | Лаборатор-ных | Практи- ческих | Контроль |
нет | Зачет |
7.1 Структура дисциплины
№ п/п | Семестр | Недели семестра | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах) | Форма: -текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра); -промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
всего | лекция | практические занятия | лаб. занятия | семинары | СРС | |||||
I | 2-3 4-5 6-7 8-9 | Раздел 1. Начертательная геометрия. Тема 1.1. Метод проекций. Проекция точки. Параллельное проецирование. Проецирование на 2 и на 3 плоскости проекции. 1.2. Проецирование прямой линии. Прямые общего и частного положения. 1.3. Плоскость. Задание на чертеже. Прямая и точка на плоскости. Тема 2.1. Поверхность. Точка и линия на поверхности. Гранные поверхности (пирамида, призма). 2.2. Поверхности вращения (конус, цилиндр, сфера, тор). Точка и линия на поверхности. 2.3. Позиционные задачи. Пересечение поверхностей, линий плоскостью. Способы преобразования чертежа. Тема 3. Обобщенные позиционные задачи. | 10,5 11,5 | 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | Устный опрос Устный опрос ПР Контрольная работа ПР | ||||
Раздел 2. Машиностроительное черчение | ||||||||||
10-11 12-13 14-15 | Тема 1. Основные правила оформления чертежей. Изображения на технических чертежах. Виды, разрезы, сечения. Тема 2. Виды изделий. Виды и комплектность конструкторских документов. Чертежи деталей машин и их элементов. Содержание чертежа детали. Тема 3. Виды соединений составных частей изделия. Их изображение и обозначение. Эскизирование. Создание 3D моделей. Сборочные чертежи. Спецификация. Заключительное занятие. Вопросы к зачету. | 5,5 10,5 10,5 25,5 | 0,5 0,5 0,5 0,5 | Устный опрос Контрольная работа Устный опрос ПР | ||||||
Зачет | ||||||||||
Итого: |
7.2 Матрица формируемых дисциплиной компетенций
Разделы и темы дисциплины | Количество часов | Компетенции | ||||
ОК-1 | ОК-2 | ПК-1 | ПК-2 | Общее количество компетенций | ||
Раздел 1 | ||||||
Раздел 2 | ||||||
Итого |
7.3 Содержание разделов дисциплины (модуля)
№№ п/п | Название раздела | Содержание раздела в дидактических единицах |
Раздел 1. Начертательная геометрия. | Метод ортогонального параллельного проектирования. Точка, прямая, плоскость, поверхность на чертеже. Метрические, проекционные задачи. Способы преобразования чертежа. | |
Раздел 2. Инженерная графика. | Изображения на чертеже – виды, разрезы, сечения. Виды изделий. Соединения деталей. Сварные. Неразъемные, разъемные. Эскиз. Сборочные чертежи. Спецификация. Деталирование. |
7.4 Лабораторный практикум не предусмотрен
7.5 Практические занятия
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практических занятий | Трудоемкость (час.) |
Оформление чертежей. Стандарты ЕСКД. Шрифты чертежные. Форматы. Масштабы. Методы проектирования. Точка на комплексном чертеже. | 0,25 | ||
Проецирование прямой. Построение отрезка прямой заданной величины. Прямые общего и частного положения. Конкурирующие точки. | 0,25 | ||
Плоскость на к.ч. Определитель плоскости. Следы плоскости. Прямая и точка плоскости. | 0,5 | ||
Взаимное положение прямой и плоскости. Прямые частного положения плоскости на комплексном чертеже. Геометрическое тело на чертеже. | 0,5 | ||
Пересечение пирамиды плоскостью частного положения. Метод замены плоскостей проекций. | 0,5 | ||
Изображения на чертеже. Эскизирование. Выбор главного вида, количества изображений. Простановка размеров. | |||
Резьбовые соединения. Обмер детали. Измерение шага резьбы, сравнение с табличным. Изображения, обозначение резьбы на чертеже. | |||
Итого: |
7.6 Содержание самостоятельной работы и формы ее контроля
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Всего часов | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля |
1. | Раздел1 |
| Опрос Опрос Опрос Опрос | |
2. | Раздел 2 |
| Опрос Опрос Опрос | |
Итого: |