Понятие, основные формы, правовые аспекты политического протеста




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫОСВЕЩЕНИЯ ПРОТЕСТНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ

 

Понятие, основные формы, правовые аспекты политического протеста

 

В современных общественных науках не сформировалось единого подхода к определению концепта «политический протест».

Обращаясь к российским политическим реалиям, можно отметить, что в условиях трансформации политического пространства наблюдается изменение основных форм коммуникации публичной власти с формирующимся гражданским обществом. Поэтому, в научных кругах достаточно распространенной является точка зрения, определяющая «политический протест» как форму политического участия.

К.В. Подьячев рассматривает «протест» как форму гражданского участия, компенсирующую слабость коммуникационных институтов, и в этом смысле полезную для донесения до власти информации о проблемах граждан и для защиты попранных прав.

Исходя из этого определения, автор выделяет две возможные причины протестов: во-первых, противоречие между властью и обществом (или его частью), в случае если действующие коммуникационные институты работают неэффективно; во-вторых, противоречие в самом обществе, между его различными группами, когда власти не в состоянии это противоречие разрешить.

С точки зрения Чарльза Тилли социальные движения, являющиеся носителями протестных настроений, начинают развиваться как средства мобилизации групповых ресурсов в том случае, когда у населения отсутствуют институциональные формы выражения своего мнения либо когда власти выступают с решениями, затрагивающими положение людей.

М.Р. Сабитов в статье «Политический протест: теоретические проблемы дефиниции и типологии» рассматривает следующие подходы к определению политического протеста:

) Е.Д. Погорелый, К.В. Филиппов, В.Ю. Фесенко: «Политический протест - вид политического участия, выражающегося в проявлении отрицательного отношения к политической системе в целом или к ее отдельным элементам, нормам, ценностям в открытой, демонстративной форме»;

) Дж. Дженкинс и Б. Кландерманс: «Политический протест - коллективное действие или система коллективных действий, направленных на изменение систем представительной и/или исполнительной власти, проводимой государственной политики или взаимоотношений между гражданами и государством в целом»;

) С. Тэрроу: «Политический протест - использование разрушительных коллективных действий, нацеленных на институты, элиты, властвующие и другие группы и совершаемых для достижения некоторых коллективных целей и требований протестующих». Этот же исследователь выделяет пять составляющих политического протеста, подчеркивающих его разрушительный, негативный характер: прямой характер, посредством которого отвергается институциональное посредничество; возможность насилия, которое является ультимативной формой протеста; экспрессивность протеста - протестующие часто не способны заявить инструментальные требования и выражают протест с помощью аллегорических обвинений и неадекватной лексики; обращенность требований протестующих на другие группы или элитные группировки; наличие, несмотря на экспрессивность протеста, определенной стратегии при выборе форм поведения, объекта критики и собственных целей.

) Д.Челпанова: «Политический протест - форма участия, включающая совокупность публичных негативных реакций социальных субъектов на деятельность политического режима, с целью влияния на принятие решений»;

) В.В. Сафронов: «Политический протест - нелегальное политическое участие граждан, которые не предусматривается законами, но и не предполагает обращения к насилию».

К определению социального протеста, даваемому в рамках политической социологии, обращается И.А. Савченко в статье «Политический протест в современном обществе: технологический подход».

«Социальный протест - «оспаривание», «отрицание» всей социальной деятельности, самих принципов общественно-политической жизни, возмущение существующими порядками и институтами власти в целом, выступления лишь против отдельных тенденций в их политике или способов её осуществления.

Тем не менее, из названия работы вытекает, что основное внимание автора сконцентрировано на раскрытии политического протеста в ключе технологического подхода.

Политический протест рассматривается как технология - «способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательно взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности».

И.А. Климов полагает, что эффективность протестного действия, понимаемая как способность добиться от власти выполнения предъявляемых требований, определяется двумя институциональными факторами: социальной мобилизованностью протестующих и респонсивностью власти. Под социальной мобилизацией понимается процесс формирования новых субъектов социальной деятельности, солидарных сообществ, которые одновременно с обретением внутренней целостности получают возможность преобразовывать систему социальных отношений на основании альтернативного ценностно-нормативного «фрейма» (идеологии, мифа, картины мира), взятого в качестве субъективно полагаемого смысла социального действия. Социальная мобилизация предполагает становление коллективного субъекта протестного действия, его способности устанавливать правила и процедуры, на основе которых осуществляется данная деятельность, а также формирование внутригрупповой идентичности и солидарности, способствующих поддержанию целостности коллективного субъекта. Что касается респонсивности, то наиболее четкое и продуктивное ее определение сформулировал А. Этциони, определив ее как организованную способность системы воспринимать воздействие и отзываться на него оптимальным образом.

С позиции технологического подхода И.А. Савченко выделяет несколько критериев успешности политического протеста с точки зрения достижения поставленных целей: умеренность требований, их четкость и понятность большинству населения.

Как можно увидеть из трактовок, изложенных М.Р. Сабитовым, политический протест рассматривается как явление сугубо негативное, неконвенциальное (выходящее за рамки закона), пассивное. Подобная оценочная составляющая этих трактовок представляется ошибочной, поскольку, не предусматривая наличие позитивного и активного компонентов, ограничивает возможности построения типологии форм политического протеста.

М.Р. Сабитов, допуская конвенциальные и активные формы политического протеста, выстраивает следующую типологию, взяв в качестве основы два критерия: конвенциальность - неконвенциальность, активность - пассивность.

Таким образом, автор выделяет следующие формы политического протеста:

. конвенциональные формы политического протеста низкого уровня активности: а) протестный абсентеизм, то есть осознанное отклонение от участия в избирательной кампании, вызванное негативным отношением к институту выборов и отсутствием веры в возможность повлиять на политический курс с помощью избирательного процесса; б) чтение оппозиционных СМИ, участие в виртуальных «социальных сетях» протестной направленности;

. неконвенциональные формы политического протеста низкого уровня активности: подписание оппозиционных воззваний, петиций, обращений к властям;

. конвенциональные формы политического протеста среднего уровня активности: а) создание оппозиционного контента в «социальных сетях»; б) электоральный протест;

. неконвенциональные формы политического протеста среднего уровня активности: а) создание экстремистского контента в «социальных сетях»; б) участие в неразрешенных демонстрациях и митингах; в) бойкот, то есть демонстративное прекращение отношений с кем-либо в знак протеста; г)голодовка, то есть сознательное добровольное ограничение приема пищи, с целью добиться выполнения своих требований;

. конвенциональные формы политического протеста высокого уровня активности: а) участие в работе оппозиционных партий и в избирательных кампаниях; б) участие в оппозиционных митингах и собраниях; в) обращение во властные структуры или к их представителям; г) активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, руководство общественно-политическим движением или партией);

. неконвенциональные формы политического протеста высокого уровня активности: а) участие в акциях гражданского неповиновения, то есть использования тактики протеста, характеризующимся организованным несоблюдением определенного закона с целью привлечь внимание к его несправедливости; б) неуплата налогов; в) участие в захватах зданий, предприятий; г) отказ покидать рабочее место; д) блокирование дорожного движения; е) участие в насильственных и террористических акциях.

И.А. Савченко выделяет две группы протестных действий: традиционные - митинги, забастовки, пикеты, манифестации; спектакулярные - флэшмобы, перфомансы. К особенностям второй группы относятся: отсутствие необходимости получать разрешение властей на проведение мероприятия, ориентация на медийность, карнавальность с характерными для карнавала внешними атрибутами, ориентированная на высмеивание, абсурдизацию действительности.

В России правовую основу проведения публичных мероприятий составляют:

. Конституция РФ;

. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Статья 31 Конституции РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Согласно ст. 5 Закона организаторами собрания, митинга, шествия, демонстрации и пикетирования могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, а также политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. При этом организатором демонстрации, шествий и пикетирования вправе быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» разграничивает следующие формы протестных акций:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Организация публичного мероприятия, в частности митинга, включает в себя обязательные оповещение возможных участников публичного мероприятия и подачу уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

Федеральным законом устанавливаются следующие правила относительно уведомления о проведении публичного мероприятия: «Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

) цель публичного мероприятия;

) форма публичного мероприятия;

) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

)формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».

Публичные мероприятия можно подразделить на два вида: собрания, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприятия, проводимые вне помещений (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование). В порядке их проведения есть различие. Если для собраний и пикетирования одним участником уведомление органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления не нужно, то для митингов, шествий, демонстраций и пикетирования несколькими участниками оно необходимо. Это объясняется трудностями в совместимости шествий, митингов, демонстраций с сохранением порядка и организацией движения транспорта на улицах и площадях. Проведение публичных мероприятий гражданами, исповедующими разные взгляды в одном месте и в одно время, способно привести к нежелательным последствиям.

По кругу субъектов публичные мероприятия являются коллективными. Исключение из общего правила составляет пикетирование, которое вправе проводить один участник, то есть оно может быть и индивидуальным.

ФЗ также устанавливает: принципы проведения публичного мероприятия; обязанности организатора; права и ограничения участников; допустимые места для проведения публичного мероприятия; основания и порядок прекращения публичного мероприятия и другие аспекты организации и проведения публичного мероприятия.

Выводы к параграфу:

Политический протест - это форма политического участия, которая представляет собой открытую реакцию той или иной группы общественности (осуждение или поддержку) на изменения политической системы и может принимать как конвенциальные формы (проходить в рамках закона), так и неконвенциальные (выходить за рамки действующего законодательства).

Опираясь на типологию форм политического протеста, предложенную М.Р. Сабитовым, можно сделать вывод о том, что в протестном движении России 2011-2012 гг. имели место быть следующие формы:

. конвенциональные формы политического протеста низкого уровня активности: участие в виртуальных социальных сетях протестной направленности (группа-сообщество Вконтакте, название которой переименовывается от митинга к митингу, официальное сообщество в Фейсбуке, протестный аккаунт в Твиттере);

. неконвенциональные формы политического протеста низкого уровня активности: подписание оппозиционных воззваний, петиций (составление и принятие в ходе протестных акций резолюций, содержащих требования к властям);

. конвенциональные формы политического протеста среднего уровня активности: а) создание оппозиционного контента в «социальных сетях» (вышеперечисленные сообщества в социальных сетях); б) электоральный протест (призывы к протестному голосованию, т.е. голосованию за любую партию, кроме партии «Единая Россия» и порче бюллетеней);

. неконвенциональные формы политического протеста среднего уровня активности: участие в неразрешенных демонстрациях и митингах;

. конвенциональные формы политического протеста высокого уровня активности: а) участие оппозиционных общественных движений (леворадикальная организация «Левый фронт», демократическое движения «Солидарность» и др.); участие в оппозиционных митингах и собраниях.

В Российской Федерации правовую основу организации и проведения митингов составляют ст. 31 Конституции РФ и ФЗ от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». Данный закон разграничивает понятия митинга, собрания, шествия и пикетирования; устанавливает: принципы проведения публичного мероприятия; категории лиц, обладающих и не обладающих правом быть организаторами публичного мероприятия; обязанности организатора; права и ограничения участников; допустимые места для проведения публичного мероприятия; основания и порядок прекращения публичного мероприятия и другие аспекты организации и проведения публичного мероприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: