Освещение российского протестного движения в медиа-пространстве




 

Следует отметить, что такие авторы работ, посвященных российскому протестному движению, как Д.Волков, Д.Г. Зайцев, В.Е. Карастелев, отмечают в качестве одной из ключевых особенностей протестной волны 2011-2012гг. активное участие СМИ как в освещении мероприятий, так и в процессе мобилизации их участников. Примечательно, что протестные акции несистемной оппозиции стали информационным поводом не только для независимых СМИ («Эхо Москвы», «Дождь»), но и для федеральных, которые включили «всплески гражданской активности» в «повестку дня», чего не наблюдалось в 90-е годы и начале 2000-х. Авторы доклада Фонда развития гражданского общества «Новая протестная волна: мифы и реальность» путем установления общего упоминания каждой протестной акции в СМИ изучили, как менялись внимание и отношение представителей масс-медиа к протестному движению в России.

На момент начала протестной активности в декабре 2011 года главными информационными ресурсами протестного движения являлись блогосфера, интернет-издания и оппозиционно-настроенные СМИ («Новая газета», New Times, «Дождь», «Эхо Москвы»). На протяжении последних лет именно по этим каналам традиционно распространялась информация, связанная с деятельностью несистемной оппозиции. В то же время государственные и близкие к государству СМИ в предыдущие годы уделяли ей значительно меньше внимания.

Особенно ярко это проявлялось в информационной политике федеральных телеканалов. Массовые акции зимы 2011-12 гг., принципиально отличающиеся как в количественном, так и в качественном отношении от всех политических акций несистемной оппозиции предшествующих лет, ввели протесты в информационную повестку федерального телевидения. Это проявилось не только в том, что практически все протестные акции нашли свое отражение на ТВ, но и в том, что некоторые спикеры оппозиционных митингов (Удальцов, Яшин, Гудков и др.) стали регулярными гостями телевизионных ток-шоу, в том числе, идущих в прямом эфире.


График 1*Упоминание политических акций в различных типах СМИ

*Источник: Новая протестная волна: мифы и реальность. Доклад Фонда развития гражданского общества, 2012, 6 дек. [электронный ресурс]// Портал Фонда развития гражданского общества URL: https://civilfund.ru/mat/13 (Дата обращения: 08.05.2013)

 

Приведенный выше график наглядно показывает, что наибольший интерес средств массовой информации вызывали митинги «За честные выборы» 10 декабря на Болотной площади и 24 декабря на проспекте Сахарова. Ни одному из последующих митингов по совокупному количеству упоминаний в разных категориях СМИ не удалось побить этот рекорд. Митинг 10 декабря на Болотной площади стал первой за последнее десятилетие акцией несистемной оппозиции, которую широко освещали практически все ведущие СМИ России, включая федеральные телеканалы.

Существенное снижение упоминаемости протестных акций началось с митинга «За честные выборы» 4 февраля. Параллельно с этой акцией оппозиции проходил более многочисленный «Антиоранжевый митинг» на Поклонной горе, оттянувший на себя значительную долю внимания средств массовой информации. В результате большое количество публикаций в прессе и материалов в электронных СМИ выходили сразу про два митинга, лишив тем самым оппозицию доминирования в теме уличных политических акций.

Далее авторы доклада называют возможные причины падения интереса СМИ к протестным акциям, а также акцентируют внимание на особенностях освещения митингов оппозиции в СМИ.

Одна из причин падения интереса СМИ к освещению протестных акций обусловлена все более рутинным характером митингов, отсутствием политического эффекта от них, а также тем, что их политическая повестка практически не менялась с течением времени. В декабре 2011 года массовые протесты воспринимались как абсолютно новое для современной России явление. Именно как новое явление протестные акции и волновали общественность и СМИ. Отсюда большое количество аналитических публикаций, в которых прогнозировалось влияние гражданской активности на дальнейшее развитие ситуации в стране, обсуждался выход на улицы «креативного класса», прогнозировалась реакция власти на требования митингующих и т.д. В контексте взаимоотношений власти и участников митингов обсуждались предложения по реформе политической системы, озвученные В.Путиным в ходе «прямой линии» 15 декабря и Д.Медведевым в Послании Федеральному Собранию 22 декабря. Немалое внимание СМИ уделили теме «переговоров власти и оппозиции», в качестве возможного посредника называя А. Кудрина, выступившего на проспекте Сахарова 24 декабря.

Для освещения акций протеста того периода времени характерен высокий эмоциональный фон. Не в последнюю очередь поддержанию этого фона способствовали первые лица государства. Так, все без исключения СМИ осветили высказывания В.Путина по поводу митинга на Болотной площади, прозвучавшие в ходе «прямой линии».

Высокая эмоциональность публикаций о первых митингах «За честные выборы» отчасти связана и с тем фактом, что значительное число редакций информационных порталов Рунета (Lenta.ru, Gazeta.ru) и деловых газет (Коммерсант, «РБК Daily») не скрывали своих симпатий к протестному движению. Журналисты этих изданий зачастую принимали участие в митингах не в качестве корреспондентов, но в качестве рядовых участников, а порой и в качестве выступающих со сцены. В частности, на митингах выступали бывший сотрудник «Коммерсанта» Олег Кашин и шеф-редактор компании «Рамблер-Афиша» Юрий Сапрыкин.

Начиная с марта 2012 года политические акции вне зависимости от их названия - будь то митинги «За честные выборы» или «Марши миллионов» - постепенно перестают восприниматься как некое уникальное явление, превращаясь в привычное, во многом рядовое событие. Уже после митинга на Новом Арбате 10 марта, резко потерявшего численность по сравнению с зимними акциями, в СМИ звучат рассуждения о спаде протестных настроений, исчерпании потенциала митингов в их нынешнем формате, неумении организаторов конвертировать гражданскую активность в какой-либо политический результат.

Всплески упоминаемости, характерные для некоторых акций поствыборного периода, обусловлены не самим фактом проведения или ходом митинга, а некими происходящими параллельно процессами, или же негативными событиями, случившимися непосредственно в ходе акции протеста. Например, информагентства и интернет-СМИ очень подробно осветили «Марш миллионов» 6 мая, на котором произошли беспорядки, именно в привязке к столкновениям между митингующими и полицией. На период подготовки и проведения «Марша миллионов» 12 июня пришлись обыски у лидеров несистемной оппозиции и вызовы их на допрос в рамках т.н. «болотного дела», а также принятие закона, ужесточающего ответственность за нарушения правил организации и участия в митингах (в ряде сообщений СМИ принятие и подписание данного закона напрямую увязывалось с «Маршем миллионов). Вышеупомянутые события послужили причиной того, что у акции 12 июня зафиксированы относительно высокие показатели упоминаемости, несмотря на слабый интерес СМИ непосредственно к ходу митинга.

«Марш миллионов», состоявшийся 15 сентября, не сопровождали сколько-нибудь значимые общественно-политические события, которые могли бы послужить информационным фоном. Лишение Г.Гудкова депутатского мандата увязывалось с проведением митинга в редких случаях. Поэтому показатели упоминаемости данной акции протеста отражают «чистый» интерес СМИ к протестным митингам на сегодняшний день. Упоминаемость осеннего «Марша миллионов» в большинстве СМИ либо меньше, либо сопоставима с упоминаемостью самых первых, еще не массовых, митингов на Чистых прудах и Триумфальной.

Вывод к параграфу:

Опираясь на исследование, проведенное Фондом развития гражданского общества, можно сделать вывод, что пик активности в освещении СМИ протестных акций пришелся на самые масштабные митинги несистемной оппозиции «За честные выборы» - 10 декабря на Болотной площади и 24 декабря на проспекте Сахарова. Начиная с митинга 4 февраля, отмечается резкое падение внимания СМИ к протестному движению, отразившееся в снижении числа публикаций, посвященных протестным акциям.

Также можно выделить следующие специфические черты, характеризующие освещение в СМИ протестных акций: это высокая эмоциональность публикаций на пике протестной активности (что обусловлено, во-первых, тем, что часть журналистов не скрывала симпатии к протестующим, во-вторых, действиями первым лиц государства) и упоминания о протестных акциях на ином информационном фоне в период спада протестной волны (публикации, посвященные не собственно ходу и результатам проведения акций, а процессам и событиям, происходящим параллельно и имеющим косвенное отношение к протестному движению).

Таким образом, к моменту проведения митинга 15 сентября 2012 года интерес и внимание СМИ к освещению протестных акций практические исчерпали себя, а сама тема гражданской активности отошла в информационной повестке на второй или даже третий план.

Выводы к главе:

. Политический протест - это форма политического участия, которая представляет собой открытую реакцию той или иной группы общественности (осуждение или поддержку) на изменения политической системы и может принимать как конвенциальные формы (проходить в рамках закона), так и неконвенциальные (выходить за рамки действующего законодательства). В Российской Федерации правовую основу организации и проведения митингов составляют ст. 31 Конституции РФ и ФЗ от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».

. Роль СМИ в освещении общественно-значимых событий (в нашем случае политического протеста) определяется степенью их свободы и гласности. Конструирование и представление обществу достаточно полной и достоверной картины протестного движения возможно только в условиях развитой демократической политической системы, в которой для осуществления этих целей должны функционировать три типа СМИ, обеспечивающие единство и целостность государственных, частных и общих интересов.

. Пик активности в освещении СМИ протестных акций пришелся на самые масштабные митинги несистемной оппозиции «За честные выборы» - 10 декабря на Болотной площади и 24 декабря на проспекте Сахарова. Начиная с митинга 4 февраля, отмечается резкое падение внимания СМИ к протестному движению, отразившееся в снижении числа публикаций, посвященных протестным акциям. К моменту проведения митинга 15 сентября 2012 года интерес и внимание СМИ к освещению протестных акций практические исчерпали себя, а сама тема гражданской активности отошла в информационной повестке на второй или даже третий план. Среди особенностей освещения можно назвать высокую эмоциональность публикаций на пике протестной активности и упоминания о протестных акциях на ином информационном фоне в период спада протестной волны.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: