Роль средств массовой информации в освещении протестных акций




 

Для того чтобы понять, какую роль играют СМИ в процессе освещения протестных акций, необходимо выявить и проанализировать функции средств массовой информации в современном обществе в целом. Большинство работ, анализирующих роль СМИ в системе социальных институтов, написано специалистами в сфере журналистики.

Так, Е.П. Прохоров выделяет, в первую очередь, экономическую функцию, присущую всем СМИ в условиях рыночной экономики, которая заключается в получении прибыли или безубыточном функционировании на информационном рынке.

Исходной функцией СМИ является коммуникативная - функция общения, налаживания контакта. Важное значение имеет и социально-ориентирующая или идеологическая функция, которая заключается в наличии стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, то есть на характер и меру информированности по общественным проблемам. В прямой связи с идеологической функцией находится культуроформирующая функция СМИ - формирование культуры поведения (в том числе этикет). На периферии системы функций находится рекламно-справочная функция - удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории. Наконец, СМИ выполняют такую всепроникающую рекреативную функцию - функцию развлечения, снятия напряжения.

По мнению Т.В. Науменко «массовые коммуникации, воздействуя посредством массовой информации на общественное мнение как состояние массового сознания, способствуют наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов. СМИ в государстве играют управленческую роль в отношении не только массового сознания, но и социальных институтов». В другой работе Т.В. Науменко подчеркивает: «СМИ представляют собой систему внедрения в массовое сознание социальных оценок текущей действительности, то есть оценок актуальных событий, попадающих в поле зрения массового сознания, оценок актуальных результатов практической деятельности с точки зрения интересов тех или иных социальных групп».

С.Г. Корконосенко выделяет следующие функции - «роли» СМИ в соответствии с разделением общественной жизни на несколько социетальных систем:

· Производственно-экономическая. С экономической точки зрения, главным в средствах массовой информации является их товарная сущность. Товарно-денежные отношения пронизывают индустрию СМИ во всех направлениях: определенную стоимость имеют квалификация корреспондента и его трудозатраты при работе на редакцию (что выражается в его заработной плате), готовый тираж газеты, оборудование телерадиостанции, время в эфире, предоставляемое для рекламы, и пр.

· Информационно-коммуникативная. В социальной сфере роль СМИ связана с процессами социализации индивидов, то есть с усвоением ими социально-культурного опыта предшественников и включением его в контекст общественных отношений. Данная функция СМИ способствует осознанию членами общества своего статуса и функций, согласованию всех элементов социальной системы и их взаимодействию.

· Регулирующая - участие в процессах управления обществом, самоуправления и контроля. Государственные и общественные институты, органы и организации активно используют СМИ как средство или инструмент воздействия на социум, проведения своей политики. Таким образом, СМИ оказываются как бы между гражданами и властью. В первую очередь это относится к изданиям и каналам вещания, которые принято называть официальными.

· Духовно-идеологическая - средства массовой информации как участник духовного производства через отражение, формулирование и внесение в массовое сознание определенных представлений, воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни.

С.Г. Корконосенко предлагает также субъективный подход к определению функций СМИ, суть которого заключается в том, что СМИ предлагают огромное множество «способностей», а конкретный социальный субъект выбирает из них, которые ему более необходимы. Рассматривая в качестве генерального субъекта социальную систему или общество, автор выделяет следующие функции СМИ:

· Интеграция составных элементов общества (эта функция приобретает все большее значение по мере того, как в современном мире набирает силу тенденция к объединению не только в пределах государств, но и в межнациональном масштабе). Функция интеграции нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия.

· Функция познания (самопознания). Своеобразие социально-познавательной работы печати описал еще К.Маркс в работе «Оправдание мозельского корреспондента: «Для общества раскрывается вся правда в целом, но не тем путем, что кто-либо один делает все, а шаг за шагом, при живом движении печати, в материалах которой соседствуют и непосредственное впечатление об общения с народом, и история создавшегося положения, и эмоциональное описание картины, и экономический анализ и т.д. Так благодаря разделению труда создается единое целое - отражение действительности». Тем не менее, характеристики СМИ, данные К.Марксом, не теряют своей актуальности и по сегодняшний день. Из публикуемых СМИ фактов и суждений складывается вполне достоверная картина текущей ситуации. Однако, к выполнению это функции предъявляется одно главное требование - познание должно направляться на подлинную «злобу дня», на жизненно важные для социальной системы объекты, а не на третьестепенные явления и процессы.

Иные функции СМИ, по мнению С.Г. Корконосенко, свойственны такому субъекту, как социальные институты (организации, учреждения, созданные для выполнения определенных общественных задач и обязанностей) и группы (организованные общности людей, возникающие на основе положения в обществе, разделения труда, определенного образа жизни, культурной близости и пр.), складывающиеся внутри общественной системы и являющиеся её элементами). Институты и группы обладают собственными потребностями и интересами, которые не совпадают с потребностями всей «большой» социальной системы, отсюда вытекают иные, специфические функции СМИ. На уровне социальных институтов и групп первостепенными становятся потребности в усилении их влияния, привлечении единомышленников и союзников, а в политико-государственной сфере-в завоевании и удержании власти, поэтому ключевыми являются пропагандистская, агитационная и организаторская функции СМИ. Сегодня государство, общественные движения, союзы и партии как никогда ранее активно используют СМИ для распространения взглядов, духовного сплочения граждан вокруг своих инициатив (пропаганда и агитация) и практического осуществления программ (организация).

· Функция пропаганды предполагает распространение политических, философских, экономических, технических и иных знаний и идей, а также эстетических и морально-нравственных ценностей (направлена на общественное сознание);

· Функция агитации предполагает воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула; побуждает к практическому действию, нередко указывая на объект и способ приложения сил. От пропаганды отличается меньшим размахом теоретических обобщений, большей конкретностью материала и оперативностью (направлена на общественное мнение);

· Организационная функция нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций, людских масс. Добиваться эффекта такого рода можно с помощью публикации (например, предлагая рекомендации по устранению недостатков в деятельности какой-либо службы), и тогда организационное воздействие предварительно проходит через сознание аудитории. Но опыт прессы доказал возможность и другого пути - через организацию непосредственного общения и взаимодействия людей. Одно из проявлений организаторской функции - организационно-массовая работа (взаимодействие журналистов с группами населения, внештатными корреспондентами, общественными организациями и т.д.).

Наконец, еще одна группа функций СМИ представлена для личности - отдельного представителя аудитории, структура потребностей которого значительно сложнее однотипных интересов социальных групп и институтов. К функциям СМИ, удовлетворяющим интересы личности, относятся:

· Функция ориентации - способствует социализации индивида (познание окружающей среды и корректирование своего поведения в ней);

· Функция психологической разрядки (развлечение и релаксация);

· Функция психогигиены - направлена на сохранение и укрепление нервно-психического здоровья читателя, зрителя и слушателя.

Федотова Л.Н. выделяет такие функции СМИ:

· информирование;

· воспитание;

· организация поведения;

· снятие напряжения;

· коммуникация.

Вторым важным моментом, который необходимо рассмотреть для понимания роли СМИ в освещении общественного протеста, это свобода и гласность СМИ, степень которых определяет место, занимаемое СМИ в системе социальных институтов. Можно предположить, что чем выше степень свободы, независимости от государства, гласности СМИ, тем больше они имеют возможностей в полной мере осуществлять функцию познания, а в нашем случае конструировать и предоставлять обществу достоверную картину развития протестного движения в России. Для того, чтобы понять, какое место занимают СМИ в системе российских социальных институтов, необходимо, в первую очередь, обратиться к различным концептуальным подходам к свободе печати, порожденным разными социально-историческими обстоятельствам и посмотреть состояние СМИ в различных политических системах.

Концептуальные подходы к определению сущности журналистики в целом, а также к вопросу свободы печати рассматриваются в работах С.Г. Корконосенко «Основы теории журналистики» и В.В. Ворошилова «Журналистика».

По мнению С.Г. Корконосенко, исторически лозунг свободы печати возник на исходе средних веков, фактически - синхронно со становлением журналистики как особого социального института. Специалисты считают рубежным этапом самый конец XVII в., когда английский парламент отменил закон о выдаче королевской властью лицензий на издательскую деятельность, - так была ликвидирована база и для монархической монополии на печать, и для цензуры, и для взяток чиновникам. Но этому акту предшествовала глубокая, идущая с античных веков традиция размышлений и споров об идейных и политических свободах, о правах личности и ее взаимоотношениях с обществом. Традиция не пресеклась и на последующих этапах истории.

В.В. Ворошилов также утверждает, что история становления СМИ как социального института сопровождалась дискуссиями об их сущности, влиянии на общество, отношениях с властными и другими структурами. В результате этих дискуссий сложилось два теоретических подхода: гуманитарно-демократический и марксистский.

Представители гуманитарно-демократического направления, зародившегося в эпоху Просвещения, выступали за свободу разума и духовного творчества, против клерикального или светского вмешательства в журналистику, которую рассматривали как средство честного познания обществом самого себя. В то же время они полагали, что свобода печати не может быть безграничной, она должна сочетаться с ответственностью перед народом. Это направление возникло под влиянием идей просветителей - философов и писателей-гуманистов, духовно подготовивших Великую Французскую революцию.

Марксистская теория, возникшая в условиях нарастания социально-классовых противоречий, поддерживала тезис о непримиримой классовой борьбе с участием печати и в самой печати, о защите интересов трудящихся с помощью различных, в том числе, и радикальных средств.

В то же время, по мнению автора, по мере развития СМИ стали возникать другие концепции массовой коммуникации.

Авторитарная теория оформилась в XVI -XVII веках, но и сегодня практикуется в отдельных странах. Она возникла из философии абсолютной власти монархии. Согласно этой теории печать находится в руках государства или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддерживать правительство и служить властям, государству. В связи с этим введена цензура, в печати запрещена критика лиц, находящихся у власти.

Либертарианская, или теория, основанная на признании свободы воли, принятая в Англии (после 1688 г.) и в США, распространенная и в других странах, развивалась на трудах Мильтона, Локка, Милля, на философии рационализма и естественных прав человека. По этой теории печать является инструментом контроля за правительством и удовлетворения других нужд общества, призвана информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом «открывать правду», бесспорно, с определенных позиций. Газету может учреждать любой гражданин с экономическими возможностями и средствами. Она контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещены клевета, непристойности, измена в военное время.

Теория социальной ответственности возникла в XX веке в США на основе практики журналистики, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати, созванной в 1942 г.. Особенности этой теории: цель печати - информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом переводить конфликт в дискуссию: с этой целью новости следует отделять от мнений и редакционных статей, должно предоставляться место различным точкам зрения, даваться полная картина различных социальных групп общества, разъясняться его цели и ценности. Пресса принадлежит частным лицам, ее использовать может всякий, у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по социальной ответственности.

Согласно советской концепции пресса находилась в руках господствующей партии и государства, была органом пропаганды марксистско-ленинского учения.

С.Г. Корконосенко выделяет и анализирует другие подходы к свободе СМИ: революционно-демократический, предпринимательский, классово-политический и нормативно-правовой.

Последовательными сторонниками ограничения всесилия государства выступали идеологи молодой буржуазии в период ее борьбы с изжившим себя феодализмом. В их среде сформировался революционно-демократический взгляд на свободу печати. Образцом выражения идей данной концепции является статья К. Маркса «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания» (1842). К.Маркс излагает свое понимание свободы печати. Прежде всего, печать революционна по настроению и целям. Революция народов совершается сначала не в материальной, а в духовной сфере, а пресса - «самое свободное в наши дни проявление духа». Основанием для данного утверждения послужил опыт буржуазно-демократических преобразований в ряде стран Европы, идейно подготовленных при участии прессы. Свободная печать исторична, она призвана честно отражать реалии своего времени и способствовать разрешению социальных противоречий. Революционность и историчность объединяются понятием народности. Пресса является «зорким оком народного духа», «духовным зеркалом», служащим для познания народом самого себя. Маркс имел в виду демократическое большинство граждан и общегосударственные, а не узкие сословные интересы. Основным препятствием для осуществления этого идеала служит цензура в различных ее формах, которая отдает журналистику в монопольное распоряжение правителей, но не всего народа. Выдвигая этот тезис, автор спорит с представителями княжеского и дворянского сословий, выступавших против либерализации цензуры и тем самым - против расширения круга обладателей свободы. Их позиция объясняется тем, что вместе с королевской властью они фактически пользовались привилегией в области прессы. Революционно-демократическая концепция в данном случае противопоставлена авторитарной. Наконец, свобода печати должна быть абсолютной - в первую очередь, абсолютно независимой от власти.

В этот же период сформировался противоположный революционно-демократическому подходу к свободе печати предпринимательский подход. Согласно предпринимательскому подходу журналистика должна приносить прибыль. Именно способность газеты давать доход ее владельцу или редакции свидетельствует о свободе печати. Но это может быть только экономической свободой, а Маркс в своей статье, выступал за идейное раскрепощение журналистов и выдвигал тезис, что «главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом».

Классово-политический подход к свободе печати проявляется в моменты острых социальных потрясений, когда на первый план ставятся привилегии одной социальной группы в ущерб другим, выдвигаются политические интересы и приобретает актуальность ленинский лозунг «какая свобода печати? Для чего? Для какого класса?».

Нормативно-правовой подход к свободе печати предполагает точное определение взаимных обязательств, возможностей и ответственности прессы, государства, юридических лиц, граждан в процессе массово-информационной деятельности. Эти положения закрепляются в международных договорах, национальном законодательстве, административных решениях, этических кодексах и других регулятивных документах. Первое по значимости место среди них занимают законы. Такой подход принят в качестве главного в большинстве развитых стран, в том числе и в России.

Далее рассмотрим особенности функционирования СМИ в рамках различных политических систем.

При тоталитарной системе, характеризующейся, прежде всего, подчиненностью личности государству, господствует единственная массовая политическая партия с жесткими рамками моноидеологии, которая интенсивно распространяется в массы монополизированными партийно-государственными структурами средств массовой информации. Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое" общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое "правильное", лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои.

Свободное же функционирование СМИ зависит от наличия таких качеств демократии, как: 1) самое широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества (демократия партиципарная); 2)широкая информированность граждан, предопределяющая обдуманные и рационально обоснованные решения (демократия делиберативная); 3) обеспечение выработки мнений и решений в условиях широкой дискуссии при движении к согласию (демократия диалоговая).

Именно в рамках демократической политической системы СМИ приобретают такую характеристику как «четвертая власть». СМИ при демократической системе становятся одним из важнейших инструментов непосредственной демократии (проявляющейся в письмах, петициях, обращениях к властям, на митингах, собраниях, демонстрациях, в организации пикетов, забастовок и других акций протеста или поддержки официальных властей), потенциально обладающих огромной властью в обществе.

СМИ не обладают ни силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. «Властные полномочия» СМИ распространяются на сферу духовно-идеологическую. Будучи неофициальной, власть СМИ осуществляет всепроникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической власти. Поскольку в силу информационных нужд общества СМИ обращаются к освещению явлений и проблем всего социума, массово-информационное воздействие распространяется на все структуры и подструктуры общества. СМИ вмешиваются и в различные области управления государственными делами, и в экономическую жизнь общества, и в деятельность институтов гражданского общества. В демократическом обществе «здоровыми» являются СМИ, опирающиеся на народ и потому обязанные действовать в соответствии с потребностями и интересами народа при учете своеобразия различных социальных групп. И потому СМИ, занимающие даже сугубо «частные» позиции на стороне той или иной социальной группы или общественной силы, обязаны видеть «частные» интересы в связи с общими, призваны публиковать материалы, которые объединяют, а не разъединяют людей, а потому являются консолидирующей силой, действующей в интересах народа, его экономических, политических, социальных, культурных нужд.

При нормальном функционировании общественного организма в демократической системе отношения трех государственных и «четвертой» властей должны быть взаимодополнительны. Это означает, что, СМИ, анализируя действия официальных властей, обязаны от имени народа в одних случаях поддерживать и укреплять своим авторитетом положительные тенденции и явления, а в других критиковать и требовать изменить политику тех или иных ветвей власти или других общественных структур. И государственные власти, вправе, исполняя имеющиеся законодательные нормы, контролировать действия СМИ. Подобное оптимально организованные взаимодействие и контроль власти и СМИ - норма демократического общества.

По мнению Е.П. Прохорова, в демократическом государстве СМИ выполняют следующие функции:

· Всесторонний мониторинг всех сфер жизни и определение «повестки дня» - представляет общественности совокупность тем, проблем, суждений, то есть создает всестороннюю информационную картинку всего актуально значимого в действительности;

· Функция общественного эксперта - формируют отношение, мнения, стремления, взгляды;

· Создание духовной атмосферы в обществе через участие в формировании массового сознания во всех его сторонах и формах;

· СМИ как трибуна разнообразных мнений по широкому кругу вопросов во имя реализации прав граждан на информацию.

В наиболее общем виде, можно сказать, что в СМИ - это эксперт, защитник и двигатель демократического прогресса, его общественный страж.

Еще одной важной особенностью функционирования СМИ в рамках демократической системы является то, что сама сущность демократических порядков предопределяет необходимость представительства в СМИ всех социальных групп и сил - как тех, которые выражают и отстаивают «частные» интересы, так и тех, которые стоят на позициях и требованиях «общего блага». Поэтому результатом демократического развития государства является функционирование трех типов социальных СМИ.

Первый социальный тип - гражданские СМИ. Именно они являются последовательными представителями «частных» интересов различных социальных групп и общественных объединений. Гражданские СМИ занимают определенное место в структуре гражданского общества. Единые в своей независимости от государства, эти СМИ состоят из трех секторов, выражающих «частные» интересы своих учредителей и владельцев - СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции, - политических партий, ассоциаций предпринимателей, творческих и ученых союзов и т.д.; СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли; СМИ различных неполитических организаций (ветеранов, инвалидов, Красного Креста и т.д.), имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию.

Второй социальный тип - государственные СМИ, создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной. В ряде стран (например, в США) государственных СМИ нет вообще, в некоторых нет государственной прессы. Считается, что на деньги налогоплательщиков нельзя выпускать СМИ, представляющие «частную» точку зрения того или иного государственного института. Однако в принципе государственные институты, несмотря на то, что у власти стоит победившее большинство, должны быть всеобщим представителем и учитывать точку зрения, позиции, интересы меньшинства.

Третий социальный тип - государственно-общественнные СМИ, которые могут максимально полно реализовать общие интересы. Эти СМИ - при надлежащей организации дела - как раз и призваны выступать с общенародной, общенациональной позиции и предлагать общеприемлемые решения по спорным проблемам жизни общества. Непременное условие достижения успеха - пропорциональное представительство в руководстве «третьим» социальным типом всех значимых институтов гражданского общества и государственных органов, притом делегировать стоит тех, кто настроен на достижение согласованных решений и способен на преодоление неизбежных трудностей их выработки.

Выводы к параграфу:

Таким образом, для понимания роли СМИ в освещении протестных акций:

· Во-первых, были выявлены основные функции СМИ, среди которых: 1) коммуникативная функция - функция общения, налаживания контакта; 2) духовно-идеологическая функция - формулирование и внесение в массовое сознание определенных представлений, воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни; 3) функция ориентации - связана с процессами социализации индивидов, то есть с усвоением ими социально-культурного опыта предшественников и включением его в контекст общественных отношений; 4) организационная или регулирующая функция - участие в процессах управления обществом, самоуправления и контроля; достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций, людских масс; 5) рекреативная функция - функция психологической разрядки, снятия напряжения, развлечения;

· Во-вторых, были исследованы особенности функционирования СМИ при тоталитарной и демократической политической системах.

· Результатом изучения специфической природы СМИ в современном обществе является следующий вывод: роль СМИ в освещении общественно-значимых событий (в нашем случае политического протеста) будет определяться степенью их свободы и гласности. Конструирование и представление обществу достаточно полной и достоверной картины протестного движения возможно только в условиях развитой демократической политической системы, в которой для осуществления этих целей должны функционировать три типа СМИ, обеспечивающие единство и целостность государственных, частных и общих интересов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: