Виноградарство и виноделие




Введение

Тема моей работы «Ремесла и промыслы донских казаков». Культура Дона самобытна и многообразна. Но, к сожалению, с течением знания общества об отраслях сельского хозяйства и народных промыслах своего народа уходят на дальний план. Речь пойдет о периоде XVIII- XIX вв. С древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, кружевниц, резчиков, занимались резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики.

Цель работы:

1. Познакомиться с некоторыми видами отраслей сельского хозяйства и народных промыслов донских казаков и историей их развития.

2. Проследить виды ремесел и промысла донских казаков.

3. Проанализировать практический опыт развития народных современных промыслов Дона.

4. Способствовать сохранению, бережному отношению к народным промыслам и ремеслам.

 

 


 

Народные ремесла и промыслы донских казаков

Земледелие

Пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности - воина. Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием. А к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство становится основой экономической жизни казаков. Сущность его идеологии составляет два понятия - воля и земля. Нередко само казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле». Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть ею имело право лишь Войско в целом.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почти каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.

Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.

Рыболовство

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Часть ее продавали, остальную перерабатывали на заводах. Рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.

Засолка производилась в солилах - длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Одно солило вмещало до 100 тыс. мелкой или 30 тыс. крупной рыбы. Рыбу не только солили, но и коптили. Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Отправляясь на ловлю сельди, казаки брали с собой бочки с рассолом, куда бросали еще живую рыбу. Она напивалась соленой воды, бочки закапывали, и рыба хорошо хранилась в течение долгого времени. Готовая рыба содержалась в складских помещениях, балыки - в длинных решетчатых балычницах, икру хранили в бочках, а судаков - в ямах, выложенных свежим камышом.

Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря, то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила два сезона.

Рыбы на Дону было в изобилии. В XVIII в. в Черкасском городке в любое время можно было купить осетрину, любую икру.

Виноградарство и виноделие

Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе завести на юге России "виноградные и арбузные сады".

В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.

Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Керамика

Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом. Донской фаянс отличается яркой художественно-стилевой направленностью, оригинальностью форм изделий, нарядной кистевой росписью растительного орнамента. Предприятие «Аксинья», основанное в 1972 году, до сих пор выпускает изделия художественного фаянса из экологически чистых материалов с росписью в традициях казачьего края.

Особое направление в развитии промысла - расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепными жанровыми скульптурными композициями.

Семикаракорский фаянс постоянно экспонируется на отечественных и международных выставках-ярмарках, пользуется устойчивым покупательским спросом

Плетение

Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам.

Все подворье казаков огорожено было заборами, которые назывались «плетни» (от слова «плести»). Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать вреда животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной.

Плетение из лозы - это традиционный русский промысел, который издавна культивируется на Дону. Из прутьев, веток лозы, рогоза и даже кукурузы донские умельцы легко изготавливают великое множество полезных и красивых вещей - от грибных лукошек до ажурных изгородей, детских колыбелей, клеток птиц, нехитрой мебели. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. Чаще всего плели из ивы. Прутья (лоза) ивы отличаются продольной прочностью, гибкостью, способностью делиться на длинные шины, плети и ленты.

Заготовку лозы ивняка производили ранней весной (весенний налив) или, если не снимать кору, поздней осенью (молодые побеги).

Снятие коры производилось при помощи специального инструмента, который называется щемилка. Но весенняя кора легко снимается и без всяких приспособлений. Складывали на хранение лозу небольшими пучками, а пучки — поленницей. Плести можно было из цельных прутьев, расколотых плетей и лент.

Перед расщеплением прутья держали несколько часов в воде.

Расколотые на три-четыре части прутья называются шинами, а если только на две половинки, то — пластинами. Ленты получаются из шин при помощи строгания шофом.

Хранили прутья окоренные (то есть очищенные от коры) в закрытом, влажном, не очень холодном помещении.

За многовековую историю своего существования промысел лозоплетения не претерпел практических изменений ни в технологии производства, ни в формах предметов. Это ремесло считается самым распространенным и известным во всем мире.

Заключение

Каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что профессиями их и не считали. Станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы колесников, сапожников, кожевников.

Народное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимое выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников.

В этой работе я постаралось рассказать о некоторых отраслях сельского хозяйства и народных промыслах донских казаков. Данный реферат можно применить на уроках регионоведения в начальных классах, так как дети с первого класса должны изучать культуру своего народа и предков.

 

 


 

Список используемой литературы

1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.

2. Донские казаки в прошлом и настоящем. - Изд. Ростовского университета, 1998г.

3. Хрестоматия по истории России / В 4-х т., т. 1. Сост. И. В. Бабич и др. — М.: Дрофа, 1994.-671с.

4. https://infourok.ru

5. https://studbooks.net

 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: