Задание 11. Раскройте основные положения теорий инстинктов З.Фрейда и У.Макдугалла.




Фрейд и Макдаугал предприняли попытку свести поведение человека к врожденным инстинктам (Фрейд – жизнь, смерть, агрессия). Теория У. Макдаугала говорил, что в качестве основных движущих сил человеческого поведения лежат иррациональные, инстинктивные побуждения. Выделил 12 инстинктов, которым соответствуют свои специфические эмоции. Бегство-страх, неприятие – отвращение, любознательность – удивление, агрессивность – гнев, самоунижение – смущение, самоутверждение – воодушевление, родительский инстинкт – нежность, инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный. для Фрейда актуальность изучения инстинкта заключалась в том, что, по его мнению, инстинкт был существенной мотивационной силой поведения человека. В инстинктах, проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. любая активность человека определяется инстинктами. хотя инстинкты были, по Фрейду, движущей силой поведения они не определяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делался скорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах.Фрейд выделил два класса инстинктов: эго-инстинкты, или инстинкты самосохранения, и половые, или репродуктивные, инстинкты. позднее ограничил этот термин до Танатоса (инстинктов смерти) и Эроса (инстинктов жизни).

Задание 12. Охарактеризуйте иерархию потребностей по теории А.Маслоу. Какие исключения существуют для данной теории? В чем сущность критических взглядов в адрес данной теории?

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Пример таких потребностей — потребности в пище, воде, дышать, спать и т.д. Вторичные потребности — потребности психологические: потребности в успехе, уважении, привязанности, власти; потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

В 1943 г. психолог А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию, в которой любая другая становится мотиватором только лишь после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Выглядит иерархия следующим образом (см. рис.).

• Физиологические потребности — нужда в пище, воде, сне и других вещах, необходимых для обеспечения жизни.

• Потребности безопасности — нужда в безопасности, защите, порядке, мире.

• Потребности в любви — нужды любви и принадлежности. Люди сытые и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принадлежности к группе; эти нужды называются социальными потребностями.

• Потребности в уважении — статус, престиж, слава, успех, внимание.

• Потребности в самовыражении — высший уровень, по А. Маслоу, — нужда в превращении потенции в действительность, достижении того, чего можно достичь. Эта потребность может осуществиться в разных вещах - написании поэмы, воспитании семьи или чем-то подобном.

КРИТИКА! Основной причиной для критики пирамиды Маслоу служит её иерархичность, а также то, что потребности не могут быть удовлетворены окончательно. Некоторые исследователи интерпретируют теорию Маслоу вообще не очень лицеприятным образом. Согласно их трактовке, пирамида говорит о том, что человек является животным, которому постоянно что-то нужно. А другие говорят, что теория Маслоу не может применяться на практике, когда речь заходит о бизнесе, маркетинге и рекламе.

По некоторым данным Абрахам Маслоу впоследствии отказался от выдвинутой им теории, а в его последующих трудах («К психологии бытия» (1962 год), «Дальние пределы человеческой природы» (1971 год)), концепция мотивация личности была существенно доработана. А пирамида, которой сегодня стремятся найти применение многие специалисты в области психологии и маркетинга, вообще потеряла всякое значение.

Задание 13. Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивационной сферы по А.Н.Леонтьеву. Приведите примеры, подтверждающие и опровергающие данную теорию.

Леонтьев описал важный механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой, в силу определенных причин, стремился человек, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом.

Деятельность -- Мотив (предмет потребности)

Действие - Цель

Операция -- Задача (цель в определенных условиях)

Эта схема строения деятельности открыта как вверх, так и вниз. Сверху она может быть дополнена системой деятельностей разно­го вида, иерархическиорганизованных; внизу - психофизиологическими функциями, обеспечивающими реализацию деятельности.

Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Задание 14. Охарактеризуйте мотивы и потребности согласно теории психогенных потребностей Г.Мюррея. Какие факторы оказывают влияние на реализацию психогенных потребностей в поведении человека? Какие исследования, связаны с изучением отдельных мотивов, в частности, «мотив достижения успеха» «мотив избегания неудачи»?

Генри Мюррей описал психогенные потребности, которые приводят к определенным поступкам. Эти потребности включают такие замеры как автономия (независимость), защита (самозащита от критики), игра (занятие деятельностью, что приносит удовольствие). Он предложил классификацию потребностей потребителя по четырем признакам:

• физиологическое происхождения — первичные и вторичные потребности;

• степень привлекательности объекта удовлетворения потребности — положительные потребности и негативные потребности;

• степень проявления проблемы — явные и латентные потребности;

• степень осознания потребности — осознанные и неосознанные потребности;

По его мнению, все имеют одинаковые потребности, но степень их выражения для каждого отличается в зависимости от личных факторов и факторов внешней среды. Потребности могут быть спровоцированы как внутренними, так и внешними стимулами и могут проявляться сильнее или слабее.

Список психогенных потребностей Генри Мюррея:

Нужды, связанные с неодушевленными объектами:

• приобретение;

• порядок;

• хранение;

• конструирование, строительство;

Потребности, отражающие амбиции, власть, достижения и престиж:

• превосходство

• достижения;

• признание;

• проявление;

• незыблемость;

• устойчивость (для предотвращения стыда, неудачи, унижения, высмеивание);

• защищенность (чувство защищенности, безопасности);

• противодействия (протидіюче отношение). Потребности, связанные с властью человека:

• влияние, доминирование;

• уважение;

• нравственность.

Садо-мазохистские потребности:

• противодействия (протидіюче отношение).

• агрессия;

• унижения.

Потребности, связанные со сдерживанием:

• уклонение от ответственности (желание избежать ответственности). Потребности, относящихся к привязанности людей друг к другу:

• причастность;

• отверженность;

• опека (кормить, помогать или защищать беспомощного);

• помощь (искать помощь, защиту, сочувствие);

• игра.

Потребности в общении (желание спросить и быть услышанным):

• осознание (запитальна позиция);

• толкование (пояснительная позиция).

Среди многочисленных психологических исследований проблем мотивации с деятельностью в бизнесе чаще всего связывают работы, посвященные понятиям мотивации достижения и уровня притязаний. Ученые в области психологии считают, что достижение это некая генерализованная потребность человека (Г. Мюррей, Д. Мак-Клелланд, Д. Аткинсон и др.). Однако наряду с потребностью в достижении успеха (мотив достижения) у людей есть потребность – избегать неудачи (мотив избегания неудачи). Таким образом, мотив достижения-избегания можно рассматривать как континуум с двумя полюсами, где один полюс мотивация достижения, а другой мотивация избегания неудачи. Если мотив достижения больше мотива избегания человек предпринимает какие-либо действия, если меньше, то поведение избегающее. При наличии этих двух мотивов характеризующих личность возможны различные сочетания степени выраженности и проявления мотива достижения и мотива избегания неудачи.

Мотивация достижения успеха, характеризуется стремлением достигать успеха (высоких результатов), что сопровождается высокой активностью. Мотивация избегания неудачи связана, прежде всего, с тем, что человек стремиться быть не первым, но и не быть последним, т.е. находиться в числе тех, кого не будут «наказывать» или за что не будет «наказывать». Наказанием может служить и самонаказание (отрицательные эмоции – стыд, вина, страхи др.). При выраженной мотивации избегания наказания активность в какой-либо деятельности несколько снижена.

Люди, мотивированные на успех, предпочитают средний уровень риска и средний уровень сложности задач, те же, кто боится неудачи, чаще рискуют (предпочитают сложные задачи) или вообще не рискуют (предпочитают простые задачи).

Исследования О.А. Аникеенок и Е.Р. Сагеевой показали, как распределяются респонденты с той или иной степенью выраженности мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи.

· Низкая мотивация достижения успеха и высокая мотивация избегания неудачи (0,5%). Респонденты данной подгруппы рассматривают собственный интеллект как некое фиксированное качество и обладают невысокими интеллектуальными способностями, избегают трудные задачи и негативные оценки (возможно избегание неудачи связано с избеганием наказания), активность низкая, ненастойчивы, имеют низкую самооценку, не рискуют, их надежда на успех слабая, ситуации неопределенности вызывают тревогу, слабо адаптивны.

· Высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неудачи (2,9%). В данной подгруппе респондентов: высокие интеллектуальные способности; выражено стремление к овладению навыками и развитию; задачи выбирают трудные; рискуют и имеют большую надежду на успех; не боятся ошибиться и получить негативную оценку компетентности; учатся на своих ошибках и хорошо реагируют на обратную связь; имеют высокую самооценку; настойчивы; адаптивны.

· Высокая мотивация достижения успеха и высокая мотивация избегания неудач (2,6%). Респонденты этой подгруппы: при высоких интеллектуальных способностях ориентируются на результат и стремятся получить высокую оценку; самооценка неадекватно завышена; развитию навыков, возможно, препятствует наличие страхов наказания, стыда и вины; не рискуют, выбирают задачи средней трудности, в целом, ищут нишу, где успех гарантирован. Возможен «синдром отличницы».

· Низкая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неудач (0,8%). В данной подгруппе респонденты на фоне низких способностей, не стремятся избежать неудачи, не боятся быть наказанными и непослушными, берутся за простые задачи, которые слабо повышают их компетентность, отличаются низкой активностью, к критике невосприимчивы. Возможно, именно такое сочетание основных типов мотивов характеризует асоциальные личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: