Задание 3. Сформулируйте основные принципы развития мотивационной сферы по Л.И.Божович.




Задание 1. Дайте определение понятиям «укороченная мотивация», «мотивировка», «борьба мотивов», «интринсивная и экстринсивная мотивация», «мотивационная установка», «мотивационный конфликт».

В том случае, когда из процесса мотивации выпадает какая-либо стадия или ее протекание в силу каких-то причин перестает носить развернутый характер, можно говорить об «укороченной », свернутой мотивации. В частности процесс мотивации оказывается свернутым в случае выполнения человеком привычных действий. Об этом говорил еще В. Вундт, когда рассматривал сложные волевые процессы, в основе которых лежат одни и те же мотивы. Он считал, что если обычное повторение действий будет продолжаться, то, в конце концов, и тот мотив, который определяет действие, становится все слабее и мимолетнее.

Мотивировка — рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы (см. Группа референтная) обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка отличается от действительных мотивов поведения человека и выступает как одна из форм осознания этих мотивов. С помощью мотивировки личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормативно задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами. Мотивировка может иногда сознательно использоваться субъектом для маскировки действительных мотивов его поведения.

Борьба мотивов - этап волевого действия, связанный с принятием решения.

В западной психологической литературе широко обсуждается во­прос о двух видах мотивации и их различительных признаках: экстринсивной (обус­ловленной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутрен­ней, связанной с личностными диспозициями: потребностями, установками, инте­ресами, влечениями, желаниями), при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта.

Мотивационная установка - латентное состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отсроченное задание для себя или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.

Мотивационный конфликт - Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями. Например, человек хочет одновременно и здоровье сохранить и большие деньги быстро заработать; и спокойно заниматься любимым делом и много зарабатывать при этом; и хорошие отметки получать и при этом особенно себя не утруждать. Когда невозможно реализовать противоречащие друг другу желания, выходом может явиться использование такого механизма психологической защиты как девальвация одной из альтернатив плюс рационализация.

 

Задание 2. Изложите основные положения теории мотивационного конфликта по Курту Левину. Знаменитый психолог К. Левин, опираясь на достижения психоаналитической концепции, выделил три основных типа психологического конфликта, в котором сталкиваются друг с другом личные влечения, стремления, установки личности. Они таковы:

1. Конфликт «приближение - приближение». В такой конфликтной ситуации индивид находится между двумя положительными возможностями примерно равной величины. Выбирать нужно одну из более приятных вещей. В предельном случае это напоминает позицию осла, который умирает от голода между двумя охапками сена, оказавшись не в состоянии выбрать ни одну из них.

2. Конфликт «избегание – избегание». Индивид в таком случае находится посредине между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями, а выбирать приходится одно из двух зол.

3.Конфликт «приближение – избегание». В такой ситуации индивид оказывается, когда один и тот же объект одновременно притягивает и отталкивает.

Задание 3. Сформулируйте основные принципы развития мотивационной сферы по Л.И.Божович.

Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие - второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях - желание получить высшее образование, в третьих - интерес к самим знаниям.

Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Один из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъект, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению.

Для нравственного воспитания учащихся далеко не безразлично, каково содержание широких социальных мотивов их учебной деятельности. Исследования показывают, что в одних случаях школьники воспринимают учение как свой общественный долг, как особую форму участия в общественном труде взрослых. В других - они рассматривают его лишь как средство получить в будущем выгодную работу и обеспечить свое материальное благополучие. Следовательно, широкие социальные мотивы могут воплощать в себе подлинно общественные потребности школьника, но могут представлять собой и личные, индивидуалистические или эгоистические побуждения, а это в свою очередь определяет формирующийся моральный облик ученика.

Среди широких социальных мотивов ведущим становится стремление учащихся найти свое место среди товарищей в классном коллективе.

Помимо расширения круга потребностей и возникновения новых, происходит развитие внутри каждой потребности от элементарных ее форм к более сложным, качественно своеобразным. Этот путь особенно отчетливо обнаружился на развитии познавательных потребностей, происходящем в процессе учебной деятельности учащихся: от элементарных форм эпизодического учебного интереса до сложных форм в принципе неисчерпаемой потребности в теоретических знаниях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: