Согласно Ж. Нюттену, на уровне сознания поведение человека направляется целями и проектами действий, которые при определенных обстоятельствах могут быть выражены вербально. Прием неоконченных предложений позволяет получать информацию не только о ситуативных, но и об устойчивых мотивационных образованиях (латентных мотивациях). Гибкость методики Ж. Нюттена, обусловленная возможностью варьирования стимульного материала (содержания и количества предлагаемых испытуемому для завершения предложений), дает возможность вносить необходимые для целей конкретного исследования модификации в авторский вариант.
С целью анализа общего мотивационного синдрома учения в описанную методику нами внесены следующие изменения:
1) конкретизирована область, относительно которой испытуемый может выражать свои стремления в сфере познавательной и профессиональной деятельности;
2) количество общих категорий объектов мотивационных проявлений (устойчивых мотивов) ограничено предметным содержанием познавательных и профессиональных мотивов;
3) сформулированы показатели содержательного анализа завершенных испытуемыми предложений, выражающих познавательные и профессиональные мотивы;
4) наряду с неоконченными предложениями, прямо ориентированными на выражение испытуемым познавательных или профессиональных мотивов, в бланк протокола внесены нейтральные начала фраз, завершение которых может и не отражать анализируемые мотивы; это необходимо, не только чтобы скрыть от испытуемых цель исследования, но прежде всего для выяснения локализации познавательных и профессиональных мотивов во времени и в различных областях жизни и деятельности;
|
5) неоконченные предложения сформулированы достаточно неопределенно, чтобы не навязывать испытуемому той или иной эмоциональной окраски его высказываний в процессе завершения предложений; предполагалось, что при соблюдении этого условия можно ожидать внутренне обусловленных (латентной мотивацией, по Ж. Нюттену) высказываний испытуемых, выражающих их стремления, желания, эмоциональные оценки, мотивы, связанные с предлагаемыми в стимульном материале «объектами мотиваций».
Из 10 общих категорий мотивационных объектов Ж. Нюттена и 17 «устойчивых потребностей» Е.Е. Васюковой (33) мы выделили следующие мотивационные объекты, представленные в общем мотивационном синдроме учения:
– познание, исследование, решение проблем и задач;
– саморазвитие и самовыражение в познании (посредством овладения новыми знаниями и умениями; совершенствования средств и способов познания);
– самореализация и самоактуализация в профессиональной деятельности (профессиональная компетентность, овладение новыми способами деятельности, создание нового, взаимопонимание с коллегами);
– процесс и результат познавательной и профессиональной деятельности;
– субъективные формы переживания процесса и результатов познавательной и профессиональной деятельности.
В ходе анализа сформированности у испытуемых познавательных и профессиональных мотивов нами использовались следующие показатели:
1) количество высказываний, в явной форме выражающих наличие познавательных и профессиональных мотивов (стремление открыть неизвестное, решить проблему, овладеть новыми способами познавательной и профессиональной деятельности и т. п.);
|
2) выраженность ориентации испытуемых на познание, профессию, развитие, совершенствование собственной деятельности, понимание других людей, самореализацию в познании и профессии;
3) информативность (содержательность) завершенных испытуемыми предложений: представленность в них таких субъективных форм проявления мотивов, как ценности, эмоции, желания, стремления.4) позитивные высказывания относительно перспектив своей профессиональной деятельности (интерес к процессу, стремление к профессиональному самовыражению);
5) эмоциональная модальность высказываний по поводу познавательной и профессиональной деятельности.
Задание 16. Каким образом понятие невроз рассматривается в теории Карен Хорни? Охарактеризуйте классификацию потребностей, предложенную автором. Почему данные потребности обозначены как невротические?
Невроз – это психическое расстройство, причиной которого являются стрессовые ситуации и конфликты продолжительного характера, сопровождающиеся психологическими микротравмами. Невроз – это неконструктивно разрешаемое противоречие между личностью и действительностью на бессознательном уровне. Невроз – это психическое расстройство обратимого характера. Невроз – это нарушение отношения к себе и другим людям (Карен Хорни). Основное внимание в теории возникновения и формирования невроза Карен Хорни отвела негативному влиянию социальной среды, межличностным отношениям и внутреннему психическому конфликту. Жить в ладу с окружающими людьми, в ладу с самим собой – это, по Хорни, одно из главных отличий «здоровой» личности от невротика.
|
К. Хорни полагала, что человеку с раннего детства присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении биологических нужд (в пище, сне и т.д.) и потребность в безопасности. Вторая Может быть фрустрирована в ситуации враждебности, в которую попадает неподготовленный к ней ребенок, что порождает «базовую тревогу». На протяжении всей жизни человек стремится преодолеть зародившееся однажды чувство незащищенности. В работе «Самоанализ» Хорни описала 10 невротических потребностей, в той или иной мере проявляющихся в поведении большинства людей и призванных компенсировать «базовую тревогу». Это потребности:
1) в любви и одобрении (стремление быть объектом любви и восхищения со стороны других;
2) в руководящем партнере (стремление зависеть от другого во избежание одиночества);
3)в четких ограничениях (стремление подчиняться строго установленному порядку);
4) во власти (стремление доминировать и контролировать других);
5) в эксплуатации других (стремление использовать других в своих целях и страх быть использованным);
6) в общественном признании (стремление к высокому общественному статусу);
7) в восхищении собой (стремление создать идеализированный образ самого себя, лишенный слабостей и недостатков; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих);,
8) в честолюбии (стремление к превосходству и страх неудачи);
9) в самодостаточности и независимости (дистанцирование, избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств);
10) в безупречности и неопровержимости (стремление быть морально непогрешимым, добродетельным и безупречным во всех отношениях).