Актуальность исследования:




Исследовательский тур

КОМАНДА ЭКО

Исследование на тему:

«Влияние спокойной музыки на память, внимание и скорость произвольной двигательной реакции»

«Лемешкинская СОШ» Волгоградская область

Труженикова Анастасия

Пикельгаупт Алина

Караулов Андрей

Актуальность исследования:

На протяжении всей жизни нас окружают какие-либо звуки и музыка. Музыка бывает абсолютно разной: тихой или громкой, спокойной или возбужденной, она способна дарить разные впечатления.


Мы знаем, что здоровье человека во многом зависит от эмоций, которые он испытывает. Мы уже можем предположить, что если перед сном человеку придется услышать нечто громкое и неприятное – что-то да нарушится в его сне или в процессе засыпания. Но так же и наоборот – при прослушивании тихой и спокойной музыки и сон будет крепче и спокойней. Не зря же во всем мире заведено, что маленьким детям поют колыбельные, добрые и успокаивающие песни. А если во время спортивной деятельности мы слушаем энергичную и мотивирующую музыку, то мы улучшим свои обычные результаты. Конечно, так будет не всегда и не со всеми, ведь каждый индивидуален и каждый имеет свой особенный вкус.
И тем не менее, в нашу культуру не просто так заложен стереотип о том, что внимание, поведение и даже интеллект зависит от того, какую музыку человек предпочитает и слушает.


Одним из распространенных суждений является то, что классическая музыка влияет на развитие интеллектуальных способностей. Интеллект - это совокупность процессов высшей нервной деятельности человека: сознания, мышления, памяти, речи. Но тогда красивая, мелодичная классическая музыка, вероятно, может помочь школьникам концентрировать внимание и лучше запоминать изучаемый материал, а водителям за рулём быстрее реагировать на смену ситуации на дороге. Так ли это?


Обзор литературы

Австрийский композитор 1756 – 1791
Вольфганг Амадей Моцарт  
Перед тем, как приступить к практической части исследования, мы, конечно же, должны изучить то, что уже известно. Вот что мы нашли на разных сайтах по данному вопросу.
Спокойная и классическая музыка способна снижать заболеваемость. Музыка воздействует на частоту сердечных сокращений, приводит к изменению кровяного давления, ритма и глубины дыхания. Это выяснено путем множества научных исследований. В различных санаториях существует и активно используется музыкотерапия, к которой обычно подбирают классическую музыку и звуки природы. [1]
Из всей классики самой «лечебной» музыкой считают произведения Моцарта. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». Впервые оно появилось в 50-е годы прошлого столетия, французский врач Альфред А. Томатис выдвинул гипотезу о возможности воздействия на мозг человека через его слух. Он предположил, что плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. В 1991 году вышла его книга "Почему Моцарт?". В ней он сделал предположение, что музыка способна развивать и лечить мозг.

А в 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета изучили влияние музыки Моцарта на пространственное мышление человека. Они проиграли несколько сонат Моцарта группе испытуемых, после чего попросили их пройти стандартный тест на пространственное мышление. Результаты теста показали улучшение пространственного мышления, т.е. повышение концентрации внимания и скорости решения предложенных задач. Но этот эффект сохранялся только на протяжении 15 минут. При этом исследователи не делали никаких заявлений об улучшении показателя IQ в целом. [2]

Жюльен Джонсон из Института старения мозга в Калифорнийском университете провела тот же тест со складыванием бумаги и вырезанием фигур среди альцхаймеровских больных, у которых часто ослаблено пространственное представление. В предварительном эксперименте один из больных после получения десятиминутной „дозы“ Моцарта улучшил свои результаты на три-четыре правильных ответа (из восьми возможных). Тишина или популярная музыка тридцатых годов не давали такого эффекта.
Но на самом деле, при повторении подобных экспериментов, не всем ученым удавалось достичь того же результата.

Но многим приходилось достичь и большего. Например, Раушер поставила специальный опыт над крысами, которые заведомо не обладают эмоциональной реакцией на музыку. Группа из 30 крыс была помещена в камеру, где в течение двух с лишним месяцев по 12 часов подряд звучала моцартовская соната до-мажор. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 процентов быстрее и с меньшим на 37 процентов количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся среди случайного шума или в тишине. По мнению Раушер, этот эксперимент подтверждает нейрологический, а не эмоциональный характер эффекта Моцарта.

На этих примерах кличество исследований не заканчивается. Существует множество доказательств и столько же опровержений. Но есть и еще одно очень любопытное исследование, доказывающее (а не просто предполагающее, как в случае Альфредом А. Томатисом), почему именно Моцарт, а не другой выдающийся композитор, так влияет на человеческий мозг.

Моцарт начал сочинять свою музыку в раннем детском возрасте, и поэтому она могла быть по своим ритмическим свойствам ближе к тем процессам, что происходят при возникновении нейронных сетей в детском мозгу. Тот же Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анджелесского отделения Калифорнийского университета нейробиолог Марк Боднер использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на слушание музыки Моцарта, Бетховена („Элизе“) и поп-музыки тридцатых годов. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры мозга (центр слуха), который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами, и иногда возбуждали части мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

Определенный свет на эту проблему могут пролить исследования нейролога Джона Хьюса в сотрудничестве с музыковедами. Учёные проанализировали сотни музыкальных произведений Моцарта, Шопена и 55 других композиторов. Результаты они представили в виде таблицы, в которой указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 10 секунд и более. Анализ показал, что более примитивная поп-музыка располагается в самом низу этой шкалы, в то время как Моцарт занимает в два-три раза более высокое место.
Оказалось, что из всех проанализированных видов музыки именно в моцартовской пики громкости с частотой, наиболее близкой к 30 секундам, повторяются чаще, чем во всех остальных. Может быть, возникающий эффект можно сравнить с резонансом?

На этом основании некоторые исследователи высказали предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными сетями, слушание Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. Такого мнения придерживается, в частности, психолог Френсис Раушер. И действительно, Раушер как будто бы обнаружила такое влияние в процессе пятилетнего наблюдения за детьми. У детей, получавших уроки музыки в течении двух лет, улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем. Раушер высказала предположение, что музыка может оказывать структурное влияние на образование нейронных цепей в детском мозгу. Из чего следовало, что музыкальное воздействие в детстве может дать человеку интеллектуальные преимущества во взрослом состоянии.

Изучение моцартовского эффекта на детях и другие эксперименты по воздействию на развитие детского мозга дали толчок широкому распространению в американском обществе идей так называемого детского детерминизма — теории, согласно которой первые три года жизни являются определяющими для умственного формирования ребенка.[3]

Путем множества исследований так же эта теория и доказывалась, и конечно же, опровергалась. Но самое главное – это то, что нам удалось выяснить, что музыка Моцарта действительно по-особенному влияет на процессы нашего мозга.

Мы задались целью проверить, как влияет прослушивание музыки Моцарта на такие психические процессы, как память, внимание и скорость произвольной двигательной реакции. Три участника команды независимо друг от друга занимались исследованием влияния музыки на один из вышеперечисленных процессов. Их работы мы приводим далее.

Исследование № 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: