Проводила:
Труженикова Анастасия, учащаяся 10 класса.
· Цели и задачи исследования:
Исследовать в группе учащихся старших классов кратковременную память в тишине и во время прослушивания классической музыки. Произвести подсчеты и выяснить, влияет ли музыка на процессы запоминания.
· Выдвигаемая гипотеза:
Музыка влияет на состояние человека.
Если верить в «эффект Моцарта» о котором я много слышала и читала, то при прослушивании классической музыки (конкретно музыки Моцарта) результаты запоминания улучшатся.
· Методы исследования:
Эксперимент, сравнение, математическая и графическая обработка данных.
· Материалы и оборудование:
Презентация с набором чисел, проектор и белая доска, музыка И. Моцарта (Serenade No. 10, K. 361 – 05:58 минут), листочки и карандаши.
· Ход работы:
перед проведением исследования я подготовила презентацию из нескольких анимированных слайдов, где придумала по 12 двузначных чисел.
Затем я нашла в интернете и скачала несколько композиций Моцарта, которые обычно используют для развития малышей.
Первыми испытуемыми стали ребята 9 класса. Я показала первый ряд чисел в течение 20 секунд, которые длились в полнейшей тишине. После того, как они написали все, что запомнили, я включила музыку. Прослушав около пяти минут классическую спокойную музыку, испытуемые приступили ко второй попытке. На этот раз я предоставила для запоминания другой ряд чисел. Результаты предоставлены ниже в таблице.
Номер участника 9 класс | Количество чисел, запомнившихся в тишине |
| ||
| ||||
Средний показатель группы | 2,83 | 4,33 |
Всего 6 (100%) участников. На результат 2/6 (33%) – музыка не повлияла. 4/6 (67%) изменили результаты в лучшую сторону. А участников, которые ухудшили свой результат (то есть музыка каким-то образом помешала), вообще не оказалось (0%).
Подсчет изменения среднего результата: 2,83 – 100% 4,33 – Х% Х = 152% Значит, средний результат улучшился на 52%. Это очень значительное улучшение памяти. |
Те же самые действия я провела с учащимися 11 класса.
Номер участника 11 класс | Количество чисел, запомнившихся в тишине |
| ||
| ||||
Средний показатель группы | 3,9 | 4,8 |
Всего 11 (100%) участников. На результат 3/11 (27%) – музыка не повлияла. 3/11 (27%) изменили результаты в худшую сторону. А участников, которые улучшили свой результат, оказалось 5/11(46 %). Это не столь явный результат, как в 9 классе, но всё же почти половина испытуемых под музыку запомнила больше слов, чем без музыки, и только четверть ухудшили результат. Здесь можно говорить об индивидуальности и нестандартности восприятия музыки некоторыми учащимися.
27% |
46% |
27% |
Средний результат: 3,9 – 100% 4,8 – Х% Х = 123% В среднем по 11 классу результат улучшился на 23%. Это значительное улучшение памяти. |
Выводы и рекомендации
|
Результаты моего исследования, подтвердили мою гипотезу. Таким образом, я могу сказать, что классическая музыка (музыка Моцарта в моем случае) благотворно влияет на память у большинства испытуемых. Я порекомендовала бы попробовать заучивать то, что надо запомнить наизусть, – стихотворения, правила, законы, теоремы, формулы, иностранные слова и т.д., – слушая музыку Вольфганга Амадея Моцарта: в частности, Serenade No. 10, K. 361. Но надо помнить, что восприятие даже тихой и мелодичной классической музыки у всех индивидуально, поэтому, если она мешает запоминанию, лучше учить уроки в тишине.
Исследование №2
Изучение влияния музыки разных видов на уровень концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера)
Подготовила:
Пикельгаупт Алина
Цель:
Узнать, как влияет музыка на концентрацию внимания человека.
Задача:
Провести исследование и сделать выводы по влиянию спокойной (классической) музыки на память среди 9 и 11 классов.
Гипотеза:
При прослушивании спокойной музыки человек должен быть более сконцентрированным. Благодаря этому мозг будет работать быстрее и испытуемый лучше справится с заданием.
Методы исследования:
Сравнение, математическая и графическая обработка.
Материалы и оборудование:
Музыка Моцарта «Сassation», бланк теста Пьерона-Рузера, простой карандаш, секундомер.
Ход работы:
1. Выбрали испытуемых среди 11 и 9 классов.
2. Раздали бланки для занесения ответов и объяснили суть
эксперимента.
3. Дали прослушать произведение Моцарт «Сassation». После трёхминутного прослушивания засекли время эксперимента и повторили опыт уже под музыку.
|
4. Провели эксперимент в тишине.
5. Испытуемые все результаты записали на бланках.
6. После этого следовала обработка данных и занесения их в эту таблицу:
№ испытуемого из 11 класса | Результат теста в тишине | Результат теста под музыку |
Средний показатель по всей группе | 92,6 | 80,3 |
- результат под музыку ухудшился
- результат под музыку улучшился
Всего 9 (100%) участников. На результат 4/9 (44%) – музыка не повлияла. 5/9 (56%) изменили результаты в худшую сторону. А участников, которые улучшили свой результат, вообще не оказалось (0%).
Подсчет изменения среднего результата: 92,6 – 100% 80,3 – Х% Х = 86 % Значит, средний результат ухудшился (100-86) на 16 %. |
8.Тоже самое провели с 9 классом
№ испытуемого из 9 класса | Результат теста в тишине | Результат теста под музыку |
Средний показатель по всей группе | 89,6 | 87,6 |
- результат под музыку ухудшился
- результат остался неизменным
- результат улучшился
Всего 6 (100%) участников. На результат 3/6 (50%) – музыка не повлияла. 2/6 (33%) изменили результаты в худшую сторону, и только один участник (17%) улучшил свой результат.
Подсчет изменения среднего результата: 89,6 – 100% 87,6 – Х% Х = 98 % Значит, средний результат ухудшился (100-98) на 2%. |
По проведённому тесту получилось, что под музыку концентрация внимания была хуже, чем без неё. Но поскольку без музыки тест проводился после теста под музыку, у испытуемых мог возникнуть навык заполнения бланков, и результат мог получиться не достоверным.
Для достоверности мы провели повторный тест, немного изменив условия. Тест в тишине мы решили дать с одними знаками в бланках Пьерона - Рузера, а тест под музыку – с другими. Это исключило бы, по нашему мнению, возникновение навыка. Результаты теста ниже.
Эксперимент от 18 декабря 2017 года
· Результаты по 11 классу
№ испытуемого из 11 класса | Результат теста в тишине | Результат теста под музыку |
Средний показатель по всей группе | 83,9 | 57,5 |
Результат под музыку ухудшился
У всех без исключения испытуемых результат под музыку ухудшился.
Подсчет изменения среднего результата: 83,9– 100% 57,5 – Х% Х = 68,5 % Значит, средний результат ухудшился (100-68,5=31,5) на 31,5 %. |
· Результаты по 9 классу
№ испытуемого из 9 класса | Результат теста в тишине | Результат теста под музыку |
Средний показатель по всей группе | 87,3 | 57,5 |
Результат под музыку ухудшился
У всех без исключения испытуемых результат под музыку ухудшился.
Подсчет изменения среднего результата: 87,3– 100% 57,5 – Х% Х = 65,9 % Значит, средний результат ухудшился (100-65,9=34,1) на 34,1 %. |
Подсчет изменения среднего результата: 87,3– 100% 57,5 – Х% Х = 65,9 % Значит, средний результат ухудшился (100-65,9=34,1) на 34,1 %. |
Подсчет изменения среднего результата: 87,3– 100% 57,5 – Х% Х = 65,9 % Значит, средний результат ухудшился (100-65,9=34,1) на 34,1 %. |
В принципе, повторный тест с изменёнными условиями не опроверг результатов первичного теста, поэтому мы с уверенностью можем утверждать, что наша гипотеза не подтвердилась, и спокойная музыка не помогает сконцентрироваться и быть внимательнее.
Выводы и рекомендации
Исходя из результатов исследования, можно понять, что спокойная музыка расслабляет и, соответственно, не даёт сконцентрировать внимание, поэтому при прослушивании данной мелодии всем испытуемым было трудно сосредоточиться и выполнить задание, совмещающее в себе внимательность и скорость.
Поэтому при приготовлении письменных домашних заданий, требующих внимательности (математика, физика, химия, русский язык, английский язык и другие) школьникам и студентам не следует включать медленную, спокойную музыку. То же самое можно порекомендовать и людям, чья работа требует сосредоточенности и высокой концентрации внимания: бухгалтерам, кассирам, водителям и многим другим.
Исследование № 3.