Проводил:
Караулов Андрей, учащийся 10 класса.
Цели исследования: выяснить, как влияет классическая музыка на реакцию человека.
Задачи: узнать, как изменится реакция испытуемых под музыку и без неё.
Гипотеза: реакция испытуемых под классическую музыку будет лучше, чем без неё, так как классическая музыка должна помочь сконцентрироваться на эксперименте.
Методы исследования:
Эксперимент, сравнение, математическая и графическая обработка данных.
Материалы и оборудование:
Компьютеры и доступ к Интернету, музыка И. Моцарта (Serenade No. 10, K. 361 – 05:58 минут), листочки и карандаши.
Ход работы
1.Пригласили учащихся 9 и 11 классов нашей школы для проведения исследования.
2.Включили программу, которая измеряет скорость произвольной двигательной реакции на зрительный раздражитель https://krukozyaka.com/reaction.php (первый уровень теста).
3.Провели эксперимент в тишине, каждому участнику дали 3 попытки, при этом записывая каждый результат.
4.Провели эксперимент под музыку, так же давая каждому по 3 попытки и записывая результаты учащихся.
5.Внесли все результаты в таблицу и высчитали средние значения.
Результаты эксперимента
№ испытуемого | Класс | Результаты в тишине (время задержки реакции в сек.) | Результаты под музыку (время задержки реакции в сек.) | |||||||||||||||||
1-я попытка | 2-я попытка | 3-я попытка | Среднее значение | 1-я попытка | 2-я попытка | 3-я попытка | Среднее значение | |||||||||||||
0.313 | 0.31 | 0.311 | 0.311 | 0.338 | 0.401 | 0.293 | 0.344 | |||||||||||||
0.342 | 0.26 | 0.276 | 0.293 | 0.324 | 0.428 | 0.29 | 0.347 | |||||||||||||
0.331 | 0.356 | 0.352 | 0.346 | 0.341 | 0.288 | 0.311 | 0.313 | |||||||||||||
0.286 | 0.318 | 0.339 | 0.314 | 0.333 | 0.369 | 0.289 | 0.33 | |||||||||||||
0.323 | 0.409 | 0.344 | 0.359 | 0.305 | 0.338 | 0.402 | 0.348 | |||||||||||||
Среднее по группе | 0.321 | 0.336 | ||||||||||||||||||
0.351 | 0.354 | 0.468 | 0.391 | 0.375 | 0.309 | 0.315 | 0.333 | |||||||||||||
0.293 | 0.329 | 0.304 | 0.309 | 0.296 | 0.282 | 0.327 | 0.302 | |||||||||||||
0.331 | 0.322 | 0.32 | 0.324 | 0.319 | 0.278 | 0.295 | 0.297 | |||||||||||||
0.199 | 0.138 | 0.359 | 0.232 | 0.212 | 0.098 | 0.346 | 0.219 | |||||||||||||
0.336 | 0.302 | 0.378 | 0.339 | 0.335 | 0.272 | 0.263 | 0.29 | |||||||||||||
0.897 | 0.497 | 0.343 | 0.579 | 0.361 | 0.464 | 0.378 | 0.401 | |||||||||||||
0.34 | 0.275 | 0.305 | 0.307 | 0.342 | 0.285 | 0.306 | 0.311 | |||||||||||||
0.281 | 0.273 | 0.268 | 0.274 | 0.311 | 0.271 | 0.259 | 0.28 | |||||||||||||
0.297 | 0.334 | 0.29 | 0.307 | 0.32 | 0.264 | 0.292 | 0.292 | |||||||||||||
0.374 | 0.351 | 0.325 | 0.35 | 0.326 | 0.307 | 0.284 | 0.306 | |||||||||||||
0.287 | 0.307 | 0.28 | 0.291 | 0.318 | 0.333 | 0.262 | 0.304 | |||||||||||||
Среднее по группе | 0.337 | 0.303 | ||||||||||||||||||
|
- результат под музыку ухудшился
- результат под музыку улучшился
40% |
60% |
73% |
27% |
Из-за малого количества учащихся 9 класса (5 испытуемых) нельзя дать достоверного ответа об улучшении или ухудшении скорости их реакции под музыку.
В 11 классе только трое из 11-ти испытуемых (27%) ухудшили результат под музыку, остальные 8 человек (73%) улучшили. Здесь показатель более достоверный из-за большего количества протестированных.
В целом по двум классам из 16-ти испытуемых 10 человек показали лучшие результаты скорости, а это большинство - 63%. Но в то же время 37% испытуемых ухудшили свой результат.
Качественное изменение среднего показателя по 9 классу:
0,321с – 100%
0,336 с – Х%
Х= 105%
То есть время задержки реакции увеличилось незначительно, всего на 5%.
Качественное изменение показателя по 11 классу:
0,337с – 100%
0, 303 с – Х%
Х= 90%
Время задержки реакции уменьшилось незначительно, всего на 10%.
|
Выводы и рекомендации.
По результатам исследования гипотеза о том, что спокойная музыка улучшает скорость двигательной реакции, не подтвердилась.
Улучшения или ухудшения реакции были незначительными, и количество учащихся, проявивших улучшение показателя, было не подавляющим. Это происходит потому, что у каждого человека своё восприятие музыки и для одних музыка – это помеха, которая мешает сконцентрироваться на выполнении задания, а другим она помогает, и их результаты улучшаются.
Поэтому в тех ситуациях, когда нужно быстро реагировать на смену обстановки – например, водителю за рулём – лучше не включать спокойную музыку (в нашем случае – классическую музыку В.А.Моцарта). Она может расслабить человека и ухудшить скорость его реагирования на изменение дорожной обстановки. К тому же длительное прослушивание спокойной, мелодичной музыки может привести к тому, что водитель заснёт за рулём.