ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССа




Образовательный процесс в учреждениях образования должен обеспечивать:

качество специального образования;

реализацию компетентностного подхода;

охрану здоровья обучающихся;

соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

создание специальных условий для получения образования лицами с ОПФР.

Одной из важнейших задач учреждения образования является создание условий для обеспечения психологической безопасности учащихся, направленных на их защиту от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз с целью предупреждения нарушений в становлении их личности.

Педагогические работники на ранней стадии должны выявлять психологические проблемы в развитии личности, активно использовать в образовательном процессе психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в детских коллективах.

Педагоги-психологи учреждений образования должны осуществлять реализацию комплекса мероприятий, направленных на психологическое изучение учащихся для обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, их полноценное развитие, содействие в предупреждении, разрешении психологических проблем, повышение психологической культуры участников образовательного процесса.

Обращаем внимание на неукоснительное выполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 15.02.2018 № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся» и Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Информируем о том, что с 1 сентября 2019 года республиканский центр психологической помощи, созданный на базе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (приказ Министра образования Республики Беларусь от 11.03.2019 № 155), обеспечит практическое оказание психологической помощи родителям (законным представителям) учащихся и педагогическим работникам системы образования.

Профилактика семейного неблагополучия должна оставаться приоритетной в работе учреждений образования, поскольку сохранение ребенка в родной семье является самым эффективным результатом межведомственного взаимодействия.

В связи с изменениями брачно-семейного законодательства разработано постановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – Постановление). Постановлением установлены критерии и показатели социально опасного положения, перечислены все субъекты профилактики семейного неблагополучия и их компетенции, а также определен порядок проведения социального расследования и рассмотрения его результатов.

Обращаем внимание на недопустимость:

проведения обследования условий жизни и воспитания учащегося, проведения социального расследования только педагогическими работниками без привлечения иных субъектов профилактики;

определения мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия учреждениями образования самостоятельно без учета компетенции субъектов профилактики;

рассмотрения на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений результатов социального расследования без участия родителей (законных представителей) учащихся и заинтересованных субъектов профилактики.

Сроки обучения на I ступени общего среднего образования определяются соответствующими учебными планами специального образования и составляют:

для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушением слуха (второе отделение) – пять лет;

для учащихся с нарушением слуха (первое отделение), с нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – четыре года.

Сроки обучения на II и III ступенях общего среднего образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата соответствуют срокам обучения учащихся учреждений общего среднего образования и составляют пять лет и два года соответственно.

Срок получения образования на уровне общего базового образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью составляет в первом отделении вспомогательной школы от десяти до двенадцати лет, во втором отделении вспомогательной школы, центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – девять лет.

Образовательный процесс с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования осуществляется по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (первое отделение), с нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и учебным программам и учебным изданиям для учреждений общего среднего образования; образовательный процесс с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования осуществляется по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (второе отделение), тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и учебным программам и учебным изданиям для учреждений специального образования.

На II и III ступенях общего среднего образования образовательный процесс для указанных выше категорий учащихся осуществляется по учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования, учебным программам и учебным изданиям для учреждений общего среднего образования.

Обращаем внимание, что учебный предмет «Русский язык и литература» («Беларуская мова і літаратурнае чытанне») для учащихся с тяжелыми нарушениями речи в учреждениях образования с русским (белорусским) языком обучения изучается с V класса, для учащихся с нарушением слуха, обучающихся во втором отделении специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха – с VI класса по учебным программам для учреждений специального образования.

Текущая и промежуточная аттестация учащихся с ОПФР в I-II классах, а также III классах, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащихся I-III классов, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности без выставления отметок. Учащиеся III и IV классов, а также учащиеся V класса, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащиеся V класса, обучающиеся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, изучают учебные предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» (кроме учащихся, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью), «Физическая культура и здоровье» на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах. Обучение по всем остальным учебным предметам в указанных классах осуществляется с выставлением отметок в баллах.

В процессе контрольно-оценочной деятельности используются развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие количественный и качественный результаты процесса обучения.

Классный журнал заполняется каждым классным руководителем, учителем в соответствии с требованиями по его ведению. Отметки и любые другие формы фиксации результатов оценочной деятельности в классный журнал в данный период не выставляются. Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого учащегося учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно,никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает.

Расписание учебных занятий на учебную неделю составляется с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов согласно приложению 8 к требованиям Санитарных норм и правил для учреждений общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206. В расписании учебных занятий в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, с другими учебными предметами. Контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях недопустимо. Максимальная допустимая учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности (вторник и (или) среда – в I-IV (V) классах; вторник, среда и (или) пятница – в V(VI)-XI (XII) классах и равномерно распределена по другим дням учебной недели.

Непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для учащихся в возрасте до 10 лет не должна превышать 10 минут, в возрасте от 11 лет – 15 минут. Незрячие дети с остаточным зрением, обучающиеся на основе рельефно-точечной системы Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1-2 раза за урок по 5 минут. Незрячие дети с полной потерей зрения должны чередовать тактильное восприятие со слуховым.

Обращаем внимание, что между учебными занятиями по учебным предметам, коррекционными и факультативными занятиями должен быть перерыв не менее 30 минут.

Обучение в I классе для лиц с интеллектуальной недостаточностью (первое отделение вспомогательной школы), начинается с курса «Введение в школьную жизнь». На изучение курса выделяется 60 учебных часов, которые распределяются равномерно по 3 часа в день на протяжении первых 20 учебных дней.

Кроме учебных занятий по курсу «Введение в школьную жизнь», проводятся учебные занятия по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Музыка». Остальные учебные предметы, которые определены учебными планами специального образования на уровне общего среднего образования, изучаются по завершении курса «Введение в школьную жизнь».

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных учреждениями здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приказом руководителя учреждения образования учащиеся распределяются на медицинские группы для учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта»: основную, подготовительную, специальную (далее – СМГ), лечебной физкультуры (далее – ЛФК).

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, присутствуют на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта», но к практическому выполнению заданий (двигательной активности) не допускаются. Учащиеся допускаются к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», к спортивно-массовым, физкультурно-оздоровительным мероприятиям только в спортивной одежде и обуви.

Обучающиеся в СМГ допускаются к учебным занятиям по специальным программам. Обучающиеся в данной группе освобождаются от сдачи нормативов по физической подготовке и не допускаются к занятиям в кружках, секциях, группах по спортивным интересам, клубах по физической культуре и спорту, подготовке и участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях.

В группу ЛФК распределяются обучающиеся, которые имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, препятствующие групповым учебным занятиям физической культурой. Занятия ЛФК проводятся по индивидуальным программам медицинскими работниками, прошедшими специальную подготовку по ЛФК, в оборудованных для этих целей помещениях. Занятия ЛФК могут быть рекомендованы обучающимся, распределенным в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы по медицинским показаниям. Длительность и форма занятий ЛФК (групповая, индивидуальная) определяются врачом ЛФК. Перевод обучающегося из основной, подготовительной, СМГ, группы ЛФК в другую в течение года осуществляется врачом-специалистом совместно с учителем по физической культуре после проведения дополнительного обследования и на основании данных о состоянии здоровья и физической подготовленности обучающегося.

Необходимо принять меры по полной (100%) занятости учащихся, освобожденных от двигательной активности на уроке, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, ЛФК и присутствующих на уроке «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта», с учетом особенностей учреждений образования.

В зависимости от особенностей учреждения образования это может быть:

проведение занятий группы СМГ одновременно с проведением учебного занятия «Физическая культура и здоровье» (при возможности кадрового обеспечения: один учитель проводит урок с учащимися основной и подготовительной группы, второй – с учащимися СМГ);

проведение занятий для учащихся, отнесенных к группе ЛФК, одновременно с проведением учебного занятия «Физическая культура и здоровье» (при возможности организовать занятие группы ЛФК в приспособленном помещении учреждения образования и при наличии соответствующего специалиста);

иная организация занятости учащихся, например, организация игры в шашки, шахматы, проведение стимулирующих (поддерживающих) занятий по другим учебным предметам, коррекционных занятий, занятия в библиотеке, занятия с педагогом-организатором, педагогом-психологом (иными педагогическими работниками).

Руководитель учреждения образования несет персональную ответственность за организацию деятельности во время проведения урока «Физическая культура и здоровье», занятия «Час здоровья и спорта» всех учащихся. Ответственность за обеспечение безопасных условий при этом необходимо возлагать на педагогических работников учреждения образования, которые организуют (координируют) деятельность вышеуказанных категорий учащихся во время проведения урока (занятия).

Напоминаем, что основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Основная функция домашнего задания (задания для самостоятельной работы) – закрепление нового учебного материала, повторение изученного учебного материала. Для домашнего задания может предлагаться только тот материал, который освоен на учебных занятиях. С целью предупреждения перегрузки учащихся учителю необходимо следить за объемом домашнего задания, объяснять на уроке содержание, порядок и приемы его выполнения. Объем домашнего задания должен соответствовать санитарным нормам с учетом его объема по другим учебным предметам и возможностью выполнения домашнего задания по всем предметам во II классе в течение не более 1,2 часа, III-IV классах – 1,5 часа, V-VI классах – 2 часов, в VII-VIII классах – 2,5 часов, в IX-XI классах – 3 часов.

Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 3 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании каникулы – это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.

Учет изучения содержания учебного предмета, посещения учащимися учебных занятий, результатов их учебной деятельности учитель ведет в классном журнале. Выставляя отметку в классный журнал, учитель обязан выставить ее в дневник учащегося.

Недопустимо требовать от учителя заполнения отчетной аналитической информации об успеваемости учащихся.

Требования к заполнению классного журнала содержатся в указаниях к оформлению и ведению классного журнала.

Обращаем внимание на некоторые особенности оформления классного журнала:

При оформлении страниц журнала, отведенных для учета изучения содержания факультативных занятий, указывается название учебной программы факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета. Если в качестве названия учебной программы факультативного занятия используется цитата, то она пишется с большой буквы и заключается в кавычки.

Если на выполнение контрольной работы отводится два учебных часа, то запись необходимо размещать на двух строках с указанием одной даты. Например:

22.11.2017 Контрольная работа «…».

22.11.2017 Контрольная работа «…».

Отметка выставляется в графу на второе учебное занятие.

При организации получения специального образования на дому дляучащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, необходимо согласовывать р асписание учебных занятий с законными представителями учащегося. Учебные занятия (занятия) проводятся не менее трех раз в неделю, их продолжительность зависит от состояния здоровья учащегося. Учреждение образования, обеспечивающее получение специального образования на дому, организует оказание учащемуся социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

В 2019/2020 учебном году продолжится работа по реализации инклюзивных подходом в образовании. Для этого необходимо обеспечить:

сводного плана деятельности по реализации Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017-2025 годы в 2019 году;

выполнение плана мероприятий на 2016-2020 годы по выполнению Концепции развития инклюзивного образования для лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (утвержден Министром образования Республики Беларусь 29.01.2016);

реализацию Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года (приказ Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 № 742);

проведение информационно-просветительской работы по формированию инклюзивной культуры, толерантного отношения к проблеме инвалидности на всех уровнях системы образования;

включение детей с ОПФР, в том числе с инвалидностью, и их сверстников в областные и региональные мероприятия, в том числе в деятельность детских и молодежных советов, парламентов на национальном, региональном и местном уровнях;

проведение работы по созданию адаптивной образовательной, в том числе безбарьерной, среды в учреждениях образования.

Напоминаем, что во исполнение протокола заседания Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов при Совете Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2019 г. № 6-15/1пр-РМС до 1 октября 2019 г. необходимо провести мониторинг создания безбарьерной среды на объектах учреждений образования в соответствии с Анкетой определения доступности и комплексного подхода, который включает:

1. Территорию, прилегающую к зданию:

1.1. отсутствие барьеров на пути передвижения по территории:

ровное дорожное покрытие,

отсутствие перепадов высот,

наличие тактильной плитки (предупреждающая и направляющая);

1.2. наличие доступной лестницы (при необходимости):

соответствующие размеры лестницы,

поручни (перила),

контрастная маркировка,

тактильная плитка перед лестницей и на последней ступеньке лестницы;

1.3. наличие пандуса (откидного) при необходимости:

ширина не менее 1 метра;

необходимый уклон пандуса,

соответствующие площадки в начале и конце пандуса с контрастной полосой,

откидной пандус с обязательной кнопкой вызова,

перила;

1.4. наличие электрического подъемника (при необходимости);

1.5. беспрепятственный доступ в здание:

отсутствие перепадов высот и порогов,

ширина двери не менее 0,9 метров,

свободное пространство перед дверью при открывании «на себя»,

речевой информатор,

яркая маркировка на стеклах дверей, расположенная в соответствии с требованиями,

контрастная дверная ручка,

визуальная информация, в том числе выполненная шрифтом Брайля.

2. Внутреннее помещение:

2.1. наличие доступного вестибюля:

свободное пространство,

визуальная, звуковая и тактильная информация;

2.2. наличие лифта, адаптированного к особенностям инвалидов:

установленные размеры кабин,

перед лифтом укладка тактильной плитки,

устройство, обеспечивающее звуковое объя вление этажей,

кнопки номеров этажей и другие кнопки промаркированы шрифтом Брайля,

аппарат двухсторонней связи с диспетчерским пунктом снабжен устройством для усиления звука;

2.3. наличие доступной лестницы (при необходимости):

установленная ширина лестница,

тактильная плитка перед началом и в конце лестничного марша,

расположение непрерывных перил с двух сторон;

2.4. санитарно-гигиенические комнаты, адаптированные к особенностям инвалидов:

размеры кабины, соответствующие требованиям,

размещение унитазов и раковин в соответствии с требованиями,

оборудование вертикальными и горизонтальными поручнями,

кнопка вызова,

на дверях задвижки, обеспечивающие возможность открывания как снаружи, так и изнутри,

душевая кабина, оборудованная с учетом особых потребностей инвалидов в соответствии с установленными нормами;

2.5. информационная доступность:

визуальная информация, в том числе выполненная шрифтом Брайля.

Обращаем внимание о необходимости до 1 сентября 2019 г. принять меры по обеспечению подвоза в учреждения образования всех обучающихся с инвалидностью, в том числе на специально оборудованном транспорте.

При организации образовательного процесса для учащихся с аутистическими нарушениями необходимосоздание для них адаптивной образовательной среды с особой организацией пространства и визуализацией времени.

Для создания адаптивной образовательной среды необходимо:

обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон;

минимизировать количество раздражителей в классе;

рационально организовывать рабочее место учащегося;

маркировать учебные принадлежности;

разделять пространство на зоны по видам деятельности;

наглядно представлять последовательность событий во времени.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 26 в разделе «2. Специалисты» приложения к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» в новой редакции изложены квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель». Это позволяет обеспечивать в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования персональное сопровождение в образовательном процессе учащихся с аутистическими нарушениями.

Необходимо обеспечить прохождение курсов повышения квалификации по вопросам оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями педагогическим работникам, принятым на должность «Воспитатель» для обеспечения персонального сопровождения (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 50).

Персональное сопровождение учащихся с аутистическими нарушениями может осуществляться индивидуально и в группе (два-три ребенка с аутистическими нарушениями). Целесообразность, длительность и форму персонального сопровождения определяют специалисты психолого-медико-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). Введение штатной численности воспитателей для работы с учащимися, нуждающимися в персональном сопровождении, производится в индивидуальном порядке, с учетом количества учащихся с ОПФР, продолжительности их нахождения в учреждении образования, степени тяжести физических и (или) психических нарушений и др.

При организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) в 2019/2020 учебном году в VIІ, VIІІ и IX классах первого отделения вспомогательной школы обучение учебному предмету «Биология» осуществляется по учебной программе «Биология» для VII-X классов первого отделения вспомогательной школы, утвержденной в2017 году.

В IX классе рекомендуем использовать учебное пособие «Биология. Животные» («Біялогія. Жывёлы»), VIІІ класс, автора О.Х.Серединской («Адукацыя і выхаванне», 2015). Методический комментарий для IX класса будет размещен в журнале «Спецыяльная адукацыя» № 4 за 2019 год и на сайте (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год), https://asabliva.by.).

Напоминаем, что для VIІ и VIII классов методический комментарий по учебному предмету «Биология» размещался в журналах «Спецыяльная адукацыя» № 5 за 2017год и № 4 за 2018 год.

Обращаем внимание, что в X классе обучение учебному предмету «Биология» осуществляется по действующей учебной программе «Биология» для VII-X классов первого отделения вспомогательной школы, утвержденной в2014 году. Образовательный процесс обеспечивается учебным пособием «Биология. Природа и человек» (“Біялогія. Прырода і чалавек”), X класс, автора О.Х.Серединской (Народная асвета, 2015); в IX и X классах обучение учебному предмету «Биология» осуществляется по действующей учебной программе «Биология» для VII-X классов первого отделения вспомогательной школы, утвержденной в2014 году. Образовательный процесс в этих классах обеспечивается учебными пособиями:

IX класс – «Биология. Человек и его здоровье» («Біялогія. Чалавек і яго здароўе») под. ред. Д.Б.Сандакова, ИЦ БГУ, 2015;

X класс – «Биология. Природа и человек» («Біялогія. Прырода і чалавек»), Народная асвета, 2015.

При организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) в случае, если невозможно укомплектовать класс учащимися одного года обучения, допускается включение в состав объединенного класса учащихся I-V классов или учащихся V-IX классов. Общая численность учащихся в таком классе не должна превышать 6 человек. При этом объем учебных часов устанавливается по наибольшему объему часов, предусмотренных учебным планом, который реализуется в классе.

При организации образовательного процесса по учебному плану центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями образовательный процесс долженобеспечивать приобретение данной категорией детей основ знаний об окружающем мире, формирование у них социально-бытовой компетенции, исправление или ослабление имеющихся нарушений, подготовку к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе.

В соответствии со статьей 279 Кодекса об образовании для лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, индивидуальные учебные программы. В индивидуальном учебном плане рекомендуется устанавливать количество учебных часов в неделю не менее, чем при обучении на дому в соответствующем классе.

В первый класс ЦКРОиР принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в исключительных случаях – дети старше 8 лет, которые нигде ранее не обучались. Учитывая, что срок получения образования в ЦКРОиР составляет девять лет, а возраст выпускников составляет в среднем 17 лет, то в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11, нетрудоспособный гражданин – ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, завершивший освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, что подтверждено свидетельством о специальном образовании, может быть зачислен в территориальный центр социального обслуживания населения (независимо от возраста).

Для создания благоприятных условий для адаптации выпускников ЦКРОиР в новой жизненной ситуации необходимо проводить мероприятия, направленные на обеспечение преемственности при переходе выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН), начиная с выпускного класса, своевременно готовить и предоставлять полный пакет материалов в соответствии с методическими рекомендациями по организации перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН от 29 октября 2013 г.

В соответствии с решениями, принятыми на заседании Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов (протокол от 5 июня 2015 г. № 4-2-20/1пр-РМС), в 2019/2020 учебном году необходимо продолжать работу по обеспечению круглогодичной работы ЦКРОиР, в том числе в летнее время. Напоминаем, что в летние месяцы в ЦКРОиР проводится консультативная, методическая, информационно-аналитическая работа, обеспечивается выявление и психолого-медико-педагогическое обследование лиц с ОПФР, актуализируется банк данных о детях с ОПФР, осуществляется оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям и детям с ОПФР, проводятся мероприятия, направленные на обеспечение преемственности перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.

В соответствии с нормативной правовой базой и на основании результатов изучения запросов законных представителей обучающихся на базе ЦКРОиР организуется работа лагерей с дневным пребыванием. В период работы лагерей при необходимости должен осуществляться подвоз обучающихся с ОПФР специально оборудованным транспортом.

В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662, дети имеют право на получение путевки с использованием государственных средств в лагерь с круглосуточным пребыванием не более одного раза в календарном году.

Вопрос организации дополнительно оздоровления обучающихся ЦКРОиР может быть рассмотрен местными исполнительными и распорядительными органами, исходя из финансовых возможностей и потребности в предоставлении поддержки, в пределах средств местного бюджета.

Кроме того, при необходимости нужно обеспечить организацию лагерей с дневным пребыванием в две смены для одного и того же состава детей, одна из которых – за счет родительской доплаты. Допускается открытие детских игровых площадок с четырехчасовым пребыванием учащихся (без организации питания). Данный вопрос требует тщательной проработки до начала оздоровительной компании. Обращаем внимание на необходимость предоставления полной информации законным представителям обучающихся ЦКРОиР о возможности дополнительного оздоровления за счет родительской доплаты в лагере с дневным пребыванием.

ЦКРОиР как координатору деятельности в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы при планировании работы на 2019/2020 учебный год необходимо предусмотреть работу по активизации межведомственного взаимодействия по:

своевременному выявлению детей с ОПФР. С этой целью необходимо во всех регионах обеспечить в полном объеме реализацию механизма, предусмотренного Инструкцией о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 253);

обеспечению своевременной и качественной актуализации банков данных о детях с ОПФР;

совершенствованию работы специалистов психолого-медико-педагогических комиссий;

повышению качества образовательного процесса для обучающихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;

обеспечению работы ЦКРОиР в летний период;

усилению межведомственного взаимодействия при организации образовательного процесса в домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР.

В соответствии с п. 23 Совместного плана действий по решению проблем предупреждения инвалидности и обеспечения прав детей-инвалидов, молодых инвалидов и их родителей, утвержденного 10.01.2019 Министром труда и социальной защиты, Министром здравоохранения и Первым заместителем Министра образования, не позднее сентября текущего года необходимо изучить возможность организации образовательного процесса для детей-инвалидов с ОПФР на базе учреждений общего среднего образования или ЦКРОиР по месту нахождения детских домов-интернатов.

Обращаем внимание, что для организации образовательного процесса с учащимися с ОПФР на уровне общего среднего образования необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования (www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Инструктивно-методические письма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: