Коррекционная работа с учащимися I класса с нарушениями речи (тяжелыми нарушениями речи и нарушениями речи, которые исправляются в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи) (далее – ПКПП), включает предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии и направлена на развитие психических процессов и функций, лежащих в основе овладения чтением и письмом.
Работа по предупреждению дислексии, дисграфии и дизорфографии необходимо осуществлять по следующим направлениям:
развитие сенсомоторной сферы (зрительного и слухового восприятия, темпо-ритмического чувства, графомоторных умений);
развитие внимания, памяти, мышления;
развитие всех сторон речи устной речи (произносительной, лексико-грамматической, а также связной речи), совершенствование фонематического слуха и на их основе формирование базовых операций языкового анализа и синтеза и обучение грамоте;
развитие мотивации, умений планировать свою деятельность, обнаруживать ошибки в процессе деятельности и т.д.
Для выявления у учащихся I класса предрасположенности к нарушениям чтения, рекомендуется проводить скрининговое изучение с использованием стандартизированной методики А.Н.Корнева «Методика раннего выявления дислексии».
О диагностической основе планирования коррекционных занятий
Основой планирования коррекционных занятий с учащимися с ОПФР является педагогическое обследование, которое проводит учитель-дефектолог в начале и в конце учебного года в течение одной-двух недель в зависимости от формы организации образовательного процесса и тяжести физических и (или) психических нарушений. Психолого-педагогическое обследование осуществляется в рамках проведения коррекционных занятий и фиксируется в журнале учета проведенных занятий и посещения их учащимися на соответствующих страницах.
|
Результаты обследования фиксируются в карте обследования. По итогам обследования учащегося с ОПФР учитель-дефектолог в карте обследования оформляет заключение, отражающее характер, структуру, степень тяжести нарушений развития. С учетом заключения осуществляется обоснованный выбор количества и формы проведения коррекционных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые) с учетом учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования.
При организации коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» с учащимися с нарушением слуха педагогическая диагностика проводится по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов и включает оценку следующих параметров:
слуховое и слухо-зрительное восприятие и различение учащимися речевого материала разной степени сложности, обладающего разными акустическими характеристиками;
речевое развитие (сформированность произносительных навыков, лексического запаса (пассивного и активного словаря), грамматического строя речи).
На I ступени общего среднего образования коррекционные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия детей с нарушением слуха проводятся в форме индивидуальных занятий. Учебное время, предусмотренное учебным планом, распределяется поровну между всеми учащимися класса из расчета нормы наполняемости класса – 8 учащихся. Если наполняемость класса менее или более восьми учащихся, осуществляется перераспределение количества часов. Таким образом, количество индивидуальных занятий в неделю с каждым ребенком I-IV классов составляет 1,5 часа, в V классе – 1,25 часа.
|
Количество часов в учебном плане конкретного учреждения образования по коррекционному занятию «Развитие устной речи и слухового восприятия» будет зависеть от наполняемости классов. При наполняемости классов по 8 учащихся количество часов составляет:
ІІ. Коррекционные занятия | Количество учебных часов в неделю по классам | ||||
I | II | III | IV | V | |
1. Развитие устной речи и слухового восприятия |
Если наполняемость по классам в учреждении образования, к примеру, составляет в I классе 8 учащихся, во II – 6, в III – 9, в IV –7, в V – 8 учащихся, то количество часов должно быть следующим:
ІІ. Коррекционные занятия | Количество учебных часов в неделю по классам | ||||
I | II | III | IV | V | |
1. Развитие устной речи и слухового восприятия | 13,5 | 10,5 |
Индивидуальные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия проводятся учителем-дефектологом (сурдопедагогом) или учителем класса в специально оборудованном помещении (желательно, чтобы учитель класса проводил индивидуальную работу с двумя-тремя учащимися). Продолжительность индивидуальных занятий составляет 20-25 минут.
Начиная с VI класса рекомендуемой (необязательной) формой организации работы по развитию слухового восприятия учащихся с нарушением слуха являются групповые занятия.Комплектование групп (2-4 человека) осуществляется с учетом возраста учащихся, состояния слуховой функции,речевого развития,общего уровня развития учащихся.
|
Основной акцент при реализации содержания коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия с учащимися на второй ступени общего среднего образования следует сделать на развитии текстовой компетентности, которая на современном этапе рассматривается как базовая метапредметная и профессиональная. В рамках работы с текстами разных типов (учебных, аутентичных) на основе их содержания решаются задачи формирования и развития слуховых представлений учащихся, развития и уточнения лексического запаса, формирования грамматического строя речи, развития связных высказываний. Это обеспечивает коммуникативную направленность речевого материала коррекционных занятий, взаимосвязь с изучением содержания общеобразовательных дисциплин. Важным является адекватный отбор и правильное планирование учителем-дефектологом видов работ, реализация дифференцированного подхода с учетом слухоречевых возможностей учащихся.
Коррекционные занятия учитель-дефектолог кабинета слуховой работы проводит в форме фронтальных занятий. Из нормы часов учебной нагрузки учителя-дефектолога на данные занятия отводится не менее 16 часов в неделю.
Коррекционные занятия проводятся учителем-дефектологом кабинета слуховой работы с обучающимися І-ХIІ классов не менее 1 раза в неделю по отдельному расписанию, утвержденному директором учреждения образования на учебный год. Продолжительность занятия – 45 минут.