Особенности организации коррекционной работы с отдельными категориями лиц с ОПФР




Коррекционная работа с учащимися I класса с нарушениями речи (тяжелыми нарушениями речи и нарушениями речи, которые исправляются в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи) (далее – ПКПП), включает предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии и направлена на развитие психических процессов и функций, лежащих в основе овладения чтением и письмом.

Работа по предупреждению дислексии, дисграфии и дизорфографии необходимо осуществлять по следующим направлениям:

развитие сенсомоторной сферы (зрительного и слухового восприятия, темпо-ритмического чувства, графомоторных умений);

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие всех сторон речи устной речи (произносительной, лексико-грамматической, а также связной речи), совершенствование фонематического слуха и на их основе формирование базовых операций языкового анализа и синтеза и обучение грамоте;

развитие мотивации, умений планировать свою деятельность, обнаруживать ошибки в процессе деятельности и т.д.

Для выявления у учащихся I класса предрасположенности к нарушениям чтения, рекомендуется проводить скрининговое изучение с использованием стандартизированной методики А.Н.Корнева «Методика раннего выявления дислексии».

О диагностической основе планирования коррекционных занятий

Основой планирования коррекционных занятий с учащимися с ОПФР является педагогическое обследование, которое проводит учитель-дефектолог в начале и в конце учебного года в течение одной-двух недель в зависимости от формы организации образовательного процесса и тяжести физических и (или) психических нарушений. Психолого-педагогическое обследование осуществляется в рамках проведения коррекционных занятий и фиксируется в журнале учета проведенных занятий и посещения их учащимися на соответствующих страницах.

Результаты обследования фиксируются в карте обследования. По итогам обследования учащегося с ОПФР учитель-дефектолог в карте обследования оформляет заключение, отражающее характер, структуру, степень тяжести нарушений развития. С учетом заключения осуществляется обоснованный выбор количества и формы проведения коррекционных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые) с учетом учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования.

При организации коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» с учащимися с нарушением слуха педагогическая диагностика проводится по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов и включает оценку следующих параметров:

слуховое и слухо-зрительное восприятие и различение учащимися речевого материала разной степени сложности, обладающего разными акустическими характеристиками;

речевое развитие (сформированность произносительных навыков, лексического запаса (пассивного и активного словаря), грамматического строя речи).

На I ступени общего среднего образования коррекционные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия детей с нарушением слуха проводятся в форме индивидуальных занятий. Учебное время, предусмотренное учебным планом, распределяется поровну между всеми учащимися класса из расчета нормы наполняемости класса – 8 учащихся. Если наполняемость класса менее или более восьми учащихся, осуществляется перераспределение количества часов. Таким образом, количество индивидуальных занятий в неделю с каждым ребенком I-IV классов составляет 1,5 часа, в V классе – 1,25 часа.

Количество часов в учебном плане конкретного учреждения образования по коррекционному занятию «Развитие устной речи и слухового восприятия» будет зависеть от наполняемости классов. При наполняемости классов по 8 учащихся количество часов составляет:

ІІ. Коррекционные занятия Количество учебных часов в неделю по классам
I II III IV V
1. Развитие устной речи и слухового восприятия          

Если наполняемость по классам в учреждении образования, к примеру, составляет в I классе 8 учащихся, во II – 6, в III – 9, в IV –7, в V – 8 учащихся, то количество часов должно быть следующим:

ІІ. Коррекционные занятия Количество учебных часов в неделю по классам
I II III IV V
1. Развитие устной речи и слухового восприятия     13,5 10,5  

Индивидуальные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия проводятся учителем-дефектологом (сурдопедагогом) или учителем класса в специально оборудованном помещении (желательно, чтобы учитель класса проводил индивидуальную работу с двумя-тремя учащимися). Продолжительность индивидуальных занятий составляет 20-25 минут.

Начиная с VI класса рекомендуемой (необязательной) формой организации работы по развитию слухового восприятия учащихся с нарушением слуха являются групповые занятия.Комплектование групп (2-4 человека) осуществляется с учетом возраста учащихся, состояния слуховой функции,речевого развития,общего уровня развития учащихся.

Основной акцент при реализации содержания коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия с учащимися на второй ступени общего среднего образования следует сделать на развитии текстовой компетентности, которая на современном этапе рассматривается как базовая метапредметная и профессиональная. В рамках работы с текстами разных типов (учебных, аутентичных) на основе их содержания решаются задачи формирования и развития слуховых представлений учащихся, развития и уточнения лексического запаса, формирования грамматического строя речи, развития связных высказываний. Это обеспечивает коммуникативную направленность речевого материала коррекционных занятий, взаимосвязь с изучением содержания общеобразовательных дисциплин. Важным является адекватный отбор и правильное планирование учителем-дефектологом видов работ, реализация дифференцированного подхода с учетом слухоречевых возможностей учащихся.

Коррекционные занятия учитель-дефектолог кабинета слуховой работы проводит в форме фронтальных занятий. Из нормы часов учебной нагрузки учителя-дефектолога на данные занятия отводится не менее 16 часов в неделю.

Коррекционные занятия проводятся учителем-дефектологом кабинета слуховой работы с обучающимися І-ХIІ классов не менее 1 раза в неделю по отдельному расписанию, утвержденному директором учреждения образования на учебный год. Продолжительность занятия – 45 минут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: