Взаимодействие между налоговыми органами «по вертикали» и «по горизонтали»




Взаимодействие между налоговыми органами России происходит в двух направ-лениях - "по вертикали" и "по горизонтали".

Взаимодействие "по вертикали" обусловлено тем, что система налоговых органов Российской Федерации является трехуровневой. На федеральном уровне действует центральный аппарат ФНС РФ и сборам и межрегиональные инспекции ФНС России. На уровне регионов функционируют управления ФНС России. На местном уровне - инспекции ФНС России по районам, инспекции по районам в городах, инспекции в городах без районного деления, межрайонные инспекции.

Каждое из этих звеньев системы налоговых органов имеет свои, локальные, задачи, функции и полномочия, но решают одну общую задачу - обеспечение поступления средств в бюджет России. Налоговые органы разного уровня связаны друг с другом отношениями административного подчинения и взаимодействуют "по вертикали".

Центральный аппарат и региональные управления ФНС России выполняют административные и методические функции. Они, как правило, не работают непосредственно с налогоплательщиками и не контролируют соблюдение ими налогового законодательства и уплату налогов. Районные (межрайонные) инспекции, напротив, ведут работу непосредственно с закрепленными за ними налогоплательщиками, осуществляют налоговый контроль за их деятельностью и непосредственно обеспечивают поступление средств в бюджетную систему страны.

В части организации взаимодействия внутри налоговой системы основными задачами ФНС РФ являются:

· - планирование работы налоговых органов страны;

· - организация работы нижестоящих налоговых органов с. целью максимально эффективного выполнения задач, стоящих перед федеральной службой;

· - координация работы нижестоящих налоговых органов;

· - контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов;

· - организация взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами, а в отдельных случаях - с налоговыми органами других государств;

· - методическое обеспечение деятельности нижестоящих налоговых органов с целью единообразного применения налогового законодательства на всей территории страны;

· - разработка и внедрение единой структуры нижестоящих налоговых органов и единой технологии их работы;

· - распределение численности сотрудников и фонда оплаты труда между нижестоящими налоговыми органами в соответствии с нагрузкой и спецификой каждого региона.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации решает эти задачи путем разработки различных регламентирующих документов, обязательных для исполнения нижестоящими налоговыми органами.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1. утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков

2. издает приказы об организации работы по тем или иным направлениям; регламенты проведения отдельных работ; распоряжения и письма по отдельным вопросам налоговой работы.

3. осуществляет общее методическое обеспечение процесса сбора налогов - дает разъяснения по вопросам, возникающим у нижестоящих налоговых органов в ходе их деятельности, обеспечивая единообразный подход к этим вопросам на всей территории страны.

4. разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности налоговых инспекций и методические указания по их заполнению.

5. контролирует своевременность представления отчетности нижестоящими налоговыми органами и правильность ее составления.

6. дает отдельные поручения нижестоящим налоговым органам по представлению информации по отдельным вопросам налоговой работы, проведению тематических проверок или проверок отдельных категорий налогоплательщиков и контролирует их выполнение.

7. Анализирует результаты работы налоговых органов в регионах и принимает меры по результатам этого анализа. Выявляет и распространяет передовой опыт налоговой работы.

 

В начале года ФНС России разрабатывает и утверждает план контрольной работы налоговых органов. Этот план доводится до региональных управлений ФНС и служит основой для планирования их деятельности. В ходе проверок работы нижестоящих налоговых органов сотрудники ФНС России обращают внимание на то, как организовано их взаимодействие с другими органами регионального и местного уровня, а также между подразделениями одного налогового органа.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков федерального уровня. Для этого она получает от региональных управлений информацию о включении налогоплательщиков в ЕГРН и исключении их из него, проверяет представленную информацию на полноту и достоверность и "подкачивает" ее в свою базу данных. В том случае, когда в ходе присвоения ИНН налогоплательщикам у нижестоящих налоговых органов возникает необходимость в получении информации из федерального ЕГРН, то ФНС России, по запросу, предоставляет такую информацию.

Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации выполняют аналогичные функции по организации и координации взаимодействия с районными инспекциями ФНС, расположенным в регионе.

Необходимость взаимодействия налоговых органов одного уровня - взаимодействия "по горизонтали" - обусловлена следующими факторами:

1. Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, контролируемой одной инспекцией, осуществляют хозяйственную деятельность на территории одной или нескольких других инспекций.

2. Налогоплательщики ведут хозяйственную деятельность на территории одной инспекции, но имеют объект налогообложения, зарегистрированный на территории другой инспекции.

3. Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, контролируемой одной инспекцией, проводят хозяйственные операции с предприятиями, банками, гражданами, зарегистрированными на территории других инспекций.

4. Налогоплательщики по разным причинам могут переходить с налогового учета в одной инспекции на учет в другую инспекцию.

Взаимодействие "по горизонтали " осуществляется путем обмена информацией между налоговыми органами одного уровня, путем организации встречных проверок и одновременных проверок хозяйствующих субъектов на нескольких территориях. В некоторых случаях налоговая инспекция передает право на взыскание неуплаченных налогов другой налоговой инспекции.

Обмен информацией между налоговыми органами одного уровня может организовываться на постоянной основе в соответствии с нормативными документами, изданными вышестоящими налоговыми органами, и в инициативном порядке.

Налогоплательщики встают на учет в налоговых инспекциях по месту государственной регистрации, по месту нахождения филиалов и представительств организаций, месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В каждом из этих случаев налоговая инспекция может присвоить ему ИНН. В результате, возникает реальная опасность присвоения одному налогоплательщику двух, трех, и более ИНН. Во избежание этого ФНС России установлено, что ИНН присваивается только по месту государственной регистрации налогоплательщика. При его обращении в налоговую инспекцию для постановки на учет по месту нахождения филиалов и представительств организаций, месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств, инспекция, в которую он обратился, обязана направить запрос в инспекцию по месту его государственной регистрации для получения сведений о присвоенном ему ИНН.

При проведении проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин в денежных расчетах с населением налоговые инспекции контролируют все организации и предпринимателей, фактически работающих на их территории, вне зависимости от места их государственной регистрации. Акты таких проверок рассылаются в те налоговые инспекции, где проверенные плательщики состоят на учете. Решения по выявленным нарушениям принимаются по месту учета нарушителей. Одновременно, налоговые органы получают информацию о том, где конкретно работают "их" налогоплательщики.

Физические лица, состоящие на учете в налоговой инспекции по месту регистрации, могут владеть имуществом или пользоваться земельными участками, расположенными на территории других инспекций. Уплата налогов на землю и имущество, в этом случае, должна производиться по месту нахождения земли и имущества. Однако соответствующая налоговая инспекция не всегда может разыскать таких плательщиков и вручить им налоговые уведомления и требования об уплате налогов. В этом случае она пересылает эти документы в инспекцию по месту регистрации гражданина для вручения их ему и контроля за уплатой налогов. О принятии такой недоимки ко взысканию инспекция по месту жительства плательщика сообщает в инспекцию по месту нахождения объектов обложения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: