О секуляризме и социальном здоровье




Возможно ли верить в Бога разумно?

О связи религиозности общества с его социальным здоровьем.

24 января 2022. "Republic - платформа профессиональной журналистики"

 

В январе в издательстве Corpus выходит книга шведского научного просветителя Кристена Стурмарка «Светоч разума. Рациональное мышление в XXI веке», написанная при участии американского физика Дугласа Хофштадтера.

Фрагмент книги. Становятся ли люди добрее, честнее и щедрее, если верят в Бога? Возможно, верить в Бога разумно? Быть может, этот эффект плацебо срабатывает, даже если Бог не существует?

Авторы доступно объясняют, как устроено научное знание, и почему наш мозг отказывается от рационального мышления, а также дают простые инструменты, которые помогут противостоять манипуляциям и заблуждениям.

Существует ли корреляция между долей верующих и общим благополучием и здоровьем этого общества? Примерно 5% американских граждан называют себя атеистами. С другой стороны, атеистами считают себя только 0,09% заключенных в американских тюрьмах — там атеистов в 50 раз меньше по сравнению с населением в целом. Эта статистика не означает, что атеисты добрее, честнее или щедрее религиозных людей, но заставляет задуматься.

О секуляризме и социальном здоровье

Примерно 5 процентов американских граждан называют себя атеистами. С другой стороны, по словам психолога Колумбийского университета Мелани Брюстер, атеистами считают себя только 0,09 процента заключенных в американских тюрьмах.

Иными словами, атеистов в американских тюрьмах в пятьдесят раз меньше по сравнению с населением в целом. Конечно, сама по себе эта статистика не означает, что атеисты добрее, честнее или щедрее религиозных людей, но, безусловно, заставляет задуматься. Конечно, это может быть просто статистической флуктуацией, которая не имеет отношения ни к какой причинно-следственной связи, но уж точно эта статистика никоим образом не подтверждает противоположный вывод, а именно, что верующие в бога нравственнее атеистов.

Мы знаем, что общества в светских странах с более высокой долей по-настоящему неверующих людей (а не тех, которых вынуждают заявлять, что они неверующие) относятся к числу самых здоровых, образованных и наиболее открытых обществ в мире. Кроме того, в таких странах ниже уровень детской смертности и большее равноправие женщин и мужчин. Но, возможно, верить в бога разумно, независимо от того, существует ли он на самом деле или нет? Быть может, этот эффект плацебо срабатывает, даже если бог не существует? Действительно ли люди становятся добрее, честнее и щедрее, если верят в бога? Такая причинно-следственная связь, вероятно, может существовать в определенных индивидуальных ситуациях, но вопрос, который мы хотим изучить здесь, заключается в том, как обстоят дела с этой причинно-следственной связью на уровне целого общества. Другими словами, существует ли корреляция между долей верующих в данном обществе и общим благополучием и здоровьем этого общества?

КОММЕНТАРИИ:

Евгений Ковалёв. 24 января. «Проблема в том, что многие представители традиционных религий часто и верующими-то не являются и сводят веру к обрядам, запретам и правилам. Какое значение для высшего разума имеет крестится ли человек слева направо или справа налево, да и крестится ли он вообще? Википедия даёт точное определение понятия «религиозная вера», как веры «в реальность и субстанциональность сверхъестественного», «в сверхъестественное как реально существующее». То есть истинно верующий человек, расширяя мышление, включает себя в более широкое пространство, чем традиционно данное нам в ощущениях. Как только он НА СВОЁМ ОПЫТЕ убеждается, что сверхчувственный, метафизический канал коммуникации существует, появляется вера. Пока такого опыта и такого понимания нет, нет и веры. Поэтому приведённая социология не про верующих, а про тех, кто считает себя верующим».

Konstantin Svintsov. «Причинно-следственная связь в том, что хорошее образование и высокий интеллект одновременно и препятствует религиозности, и способствует разумному поведению, а следовательно и общему благополучию».

Также по теме:

1. «Стоицизм 2.0». Как стоики XXI века смотрят на науку, религию, расизм, мизогинию и социальную справедливость.

2. " Эйнштейн и Бог. Был ли верующим великий ученый?

Миф о религиозности Альберта Эйнштейна"

24 декабря 2021. https://republic.ru/posts/102708

«Любая религиозная конфессия сочла бы большой удачей право заявить, что такой выдающийся мыслитель является ее единомышленником».

«Объясняя реальность, — пишет Кристен Стурмарк, — светский гуманизм конструирует мир, исходя из представления о его естественной, а не сверхъестественной природе.

С разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Миф о религиозности Альберта Эйнштейна», в которой автор пытается доказать, что великий ученый был абсолютно неверующим человеком, а знаменитые высказывания Эйнштейна о Боге и религии («Бог не играет в кости», «наука без религии хрома, а религия без науки слепа» и др.) просто выдернуты из контекста. Насколько убедительны эти аргументы?

Мир состоит из материи, энергии и законов природы. Нет причин верить в существование как сверхъестественных богов и духов, так и вообще каких‑либо чудодейственных сил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: