Затраты на обучение являются одним из основополагающих факторов имиджа, хотя и не играют главенствующей роли.
Следующий рисунок отображает альтернативные потоки доходов выпускников школ и высших учебных заведений:
Человек, поступающий в ВУЗ, выбирает один из двух альтернативных потоков заработков: поток А начинается сразу после окончания школы, но при этом не очень велик; поток В (выпускники институтов) первые пять лет отрицательный (из-за расходов на обучение и упущенного дохода), но затем становится положительным и быстро растет, превышая заработки выпускников школ.
Очевидно, что суммарные заработки за время жизни работников с высшим образованием должны превзойти заработки работника со средним образованием.
По статистике западных стран доходы у людей, находящихся на разных социальных ступенях, является следующим:
Высококвалифицированный специалист = 74.560 у.е.
Доктор наук = 54.904 у.е.
Степень магистра (полное высшее образование) = 49.368 у.е.
Бакалавр (4 года образования в ВУЗе)= 24.398 у.е.
Человек с незаконченным высшим образованием = 19.666 у.е.
Человек, окончивший среднюю школу = 18.737 у.е.
Человек с незаконченным средним образованием = 12.809 у.е.
При этом затраты на высшее образование на западе составляют от 16 до 30 тыс. у.е. в год.
Дополнительные доходы от высшего образования для многих людей являются стимулом для инвестиций в образование. Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образованием, должны намного превышать инвестиции в образование, поскольку дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту времени. Таким образом, инвестиции в образование выгодны, если текущая стоимость (V0) денежного потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в образование.
|
где С – общие затраты на высшее образование;
Вn – ежегодная разница в заработках выпускников высших учебных заведений и общеобразовательных школ.
r – ставка дисконтирования
Рассчитаем денежный поток будущих дополнительных доходов для степени магистра и людей со средним образованием за пять лет, причем общие затраты на высшее образование условно составят 20 тыс. у.е. в год, которые ежегодно возрастают на 400 у.е. Также предположим, что каждый год общий доход человека с высшим образованием увеличивается на 300 у.е., а человека со средним образованием на 100 у.е.:
Зар/пл. в год у выпускник-ов ВУЗа (у.е.) | Зар/пл. в год у выпускник-ов школ (у.е.) | Разница в заработках выпускников ВУЗов и средних школ. (у.е.) | Коэф. Дисконт. | Затраты на высшее образование (у.е.) | |
1 год | 0,9091 | ||||
2 год | 0,8264 | ||||
3 год | 0,7513 | ||||
4 год | 1,6830 | ||||
5 год | 0,6209 | ||||
Итого: |
За пять лет поток будущих дополнительных доходов составит:
V0 = 30637 / 0,9091 + 31031 / 0,8264 + 31431 / 0,7513 + 31831 / 0,6830 + 32231 / 0,6209 = 33693 + 37550 + 41835 + 46605 + 51910 = 211593 у. е.
Показатель доходов больше затрат на высшее образование, следовательно, в предложенном случае инвестиции в образование выгодны.
Существуют два критерия оценки эффективности инвестиций в образование:
1. Метод расчета настоящей (текущей) ценности потока будущих доходов и сравнения с ней объема инвестиций в образование.
2. Метод внутренней нормы отдачи, показывающий, при какой ставке процента текущая ценность потока будущих доходов равна инвестициям в образование.
|
В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.
Поэтому можно сделать четыре предположения, касающихся спроса на высшее образование:
1. вероятность поступления в высшее учебное заведение людей, ориентированных на текущее потребление, меньше, чем людей, ориентированных на получение доходов в будущем (при прочих равных условиях);
2. в большинстве случаев студентами становятся люди в молодом возрасте;
3. количество обучающихся в платных высших учебных заведениях уменьшается при увеличении расходов на обучение (при прочих равных условиях);
4. количество обучающихся в высших учебных заведениях возрастет, если различия в заработках лиц с высшим образованием и выпускников школ увеличатся (снова при прочих равных условиях).
Полные затраты складываются из:
- государственный и муниципальный бюджет;
- средства работодателя;
- семейный бюджет;
- фонды и средства общественных организаций.
В нашем случае расходы на обучение будут складываться из семейного бюджета.
Затраты состоят из затраченных средств и упущенного дохода. С помощью этих показателей я рассчитала срок окупаемости
Если обучение платное, то инвестиции в образование в год составят? 30.000 руб. За 5 лет вклад составит 150.000 руб.
За 5 лет, которые затрачены на обучение, можно было, работая, получить доход? 5000руб. Значит, упущенный доход за пять лет составит 300.000 руб.
Вклад в образование составит 300.000 + 150.000 = 450.000 руб.
Предположим, что в первый год работы (после окончания ВУЗа) заработок составит 5000 руб. и в течение 6 последующих лет будет увеличиваться на 1000 руб.
|
Зар/пл в месяц (руб.) | Зар/пл в год (руб.) | Коэф. Дисконт. | Доход с учетом коэф. Дисконт. | |
1 год | 0,9091 | |||
2 год | 0,8264 | 59500,8 | ||
3 год | 0,7513 | 63109,2 | ||
4 год | 0,6830 | |||
5 год | 0,6209 | 67057,2 | ||
6 год | 0,5645 | |||
7 год | 0,5132 | |||
8 год | 0,4665 | |||
Сумма (без учета 8 года) | - | - | - | 439105,2 |
Непокрытый остаток за 8 год: = 450000 - 439105,2 = 10894,8 руб.
Остаток 8 года = 10894,8 / 55980 =0,19
Динамический срок = 7 + 0,19 = 7,19 лет
Заключение:
Каждая организация, кампания стремится к тому, чтобы у потребителя о ней складывались положительные стереотипы. Способов достижения этого множество, но чтобы достичь желаемого результата, необходимо знать, что является главным фактором для потребителя. А таковых очень много, прежде всего это собственная выгода и как можно больше гарантий.
Данное исследование позволило мне:
- выделить главные составляющие имиджа ВУЗов
- оценить положение СибГАУ относительно идеала
- рассчитать срок окупаемости затрат на обучение и поток будущих доходов за пять лет.