Подбор инструментов, оборудования, алгоритм выполнения изделия




Детского декоративно-прикладного искусства

Образовательных организаций дополнительного образования»

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Коллекция украшений по мотивам славянской мифологии

«Из глубины веков…»

Работу выполнила:

Боровьева Александра Дмитриевна

д/о «Дизайн»,МБОУДО «ДДТ»

г. Сосновый Бор Ленинградской области

Педагог: Шишковская Татьяна Валерьевна

 

Сосновый Бор

Аннотация

Народное декоративное искусство у нас в стране является органической частью народной культуры. Многие виды рукоделия передаются из поколения в поколение, сохраняются и совершенствуются. С появлением современных материалов рождаются новые технологии, новые виды декоративно-прикладного творчества. Использование традиционных техник в сочетании с новыми технологиями в современном костюме, ювелирных украшениях, изделиях быта наиболее актуально в наше время.

Ручная работа всегда ценилась высоко, особенно сейчас, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и внести в него что-то свое.

Идея моего проекта – совместить традиционную технику валяния войлока с чеканкой по медному листу. Это не первая моя работа в технике войлоковаляния. Я освоила техники: «фильцевание» - сухое валяние, мокрое валяние, «нунофелтинг» - валяние по ткани, а вот применить ее в ювелирных изделиях я решила сейчас, - это и послужило темой для моей творческой работы.

В данной работе представлены:

– введение;

– исследовательская часть;

– описание технологических этапов по изготовлению изделий;

– список и анализ литературных и других источников, использованных в исследовательской части и творческой работе.

в приложениях:

– материалы, использованные в работе (приложение 1);

– эскизы изделий (приложение 2);

– техника безопасности (приложение 3);

– этапы работы над коллекцией украшений (приложение 4);

– фотографии готовых изделий (приложение 5)


Содержание

1. Введение  
2. Основная часть  
2.1. Обоснование выбора темы  
2.2. Историческая справка  
2.3. Выбор идей и вариантов, дизайн – анализ изделия  
2.4. Подбор инструментов, оборудования, алгоритм выполнения изделия  
2.5. Экономическое обоснование  
2.6. Экологическое обоснование  
3. Заключение  
4. Список источников  
5. Приложения  

Введение

Среди множества видов художественных народных промыслов войлоковаляние является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить обычную шерсть в произведение искусства способствовала необычайному развитию этого вида творчества.

Войлоковаляние в настоящее время переживает своё второе рождение. Уникальные свойства шерсти позволяют художникам-мастерам и дизайнерам со всего мира создавать настоящие произведения искусства. Сейчас из войлока изготавливается практически всё: одежда, головные уборы, аксессуары, сумки, предметы интерьера, игрушки и многое другое.

С начальной школы я занимаюсь различными видами декоративно-прикладного искусства, особенно мне интересен войлок. Я освоила многие виды работы с шерстью, но работа над коллекцией украшений по мотивам славянской мифологии «Из глубины веков…», как никакая другая потребовала длительной и разносторонней подготовки не только в области декоративно-прикладного искусства, но и, в первую очередь, «погружения» в древнеславянскую мифологию, так как я решила, что мои изделия должны быть не только интересны с эстетической стороны, но и нести содержательный аспект. Разрабатывая данный проект, я решила попробовать совместить несколько техник: уже знакомую мне технику «мокрого валяния» с техникой работы с металлом (листовой медью) и медной проволокой.

Гипотеза: стильные авторские украшения, изготовленные своими руками, приносят моральное удовлетворение и минимальные затраты.

Тема моего проекта: изготовление ювелирных изделий в смешанной технике «мокрого валяния» и чеканки по медному листу.

Актуальность темы: сохранение традиционной техники работы с войлоком и применение ее в сочетании с металлом в ювелирных изделиях.

Цель которую я поставила перед собой - создание коллекции украшений по мотивам славянской мифологии «Из глубины веков…» в смешанной технике «мокрого валяния» и чеканки по медному листу, используя исторический и иллюстративный материал.

Для достижения цели надо было решить следующие задачи:

– собрать и изучить материалы по мифам древней Руси, проанализировать собранные материалы;

– познакомиться с технологией работы с проволокой и медным листом;

– разработать эскизы украшений, используя полученные знания;

– изготовить коллекцию украшений.

Для выполнения творческого проекта я составила план:

– создать эскизы украшений, используя полученные знания;

– определить цветовую гамму изделий

– выполнить практическую работу, используя техники валяния и работы с проволокой и медным листом

Ресурсы: научно-популярная и специальная литература, интернет-ресурсы.

Структура проектной работы:

Включает введение с обоснованием темы, основное содержание, заключение, а также приложение и библиографию.

Готовясь к выполнению проекта, я провела анализ научно-популярной и специальной литературы и материалов интернета.

Работа над проектом позволяет расширить знания по ДПИ, повысить свою художественную культуру.

Анализ источников:

– книга Семпелс Е. Б. «Энциклопедия войлока. Возвращение мастерства» раскрывает приемы создания изделий из войлока, в ней представлены многие техники с описанием и фотографиями по этапам их выполнения;

– в работе Шинковской К. «Вещицы из войлока» показаны главные методы превращения шерстяной пряжи в яркие и плотные структуры.

– в доступной форме изложены технология выполнения работ с листовым и полосовым металлом - медницко-жестяницких, чеканки, гравирования, а также применяемые инструменты, приспособления и материалы в книге Федотова А.И. «Медницко-жестяницкие работы»;

– описаны различные виды чеканки, художественной отделки чеканных изделий в книге Головни И.А. «Учимся чеканить по металлу»;

– в монографиях известных исследователей русской культуры Костомарова И. и Рыбакова Б. А. я нашла подробную информацию о мифологии древних славян.

Основная часть

Обоснование выбора темы

На экскурсии в Эрмитаже я познакомилась с ювелирным искусством Скифов и решила разработать свои украшения, используя хорошо мне известную технику войлоковаляния и технику работы с металлом. Но повторять «звериный стиль» древних скифов мне не хотелось, а так как я увлекаюсь историей России, я решила обратиться малоизученной истории Древней Руси, а именно к славянской мифологии. На уроках истории мы только касаемся этой темы, работая над проектом я получила возможность более полно погрузиться в древний мир Руси. Мне захотелось изучить эту сторону нашей многогранной истории, углубиться в тему и обратиться к истокам нашего далекого прошлого.

Историческая справка

Древнейшая история восточных славян, подробности их быта и верований окончательно еще не выяснены историками, разнообразные стороны жизни и многие факты не установлены. Все сведения о древних славянах извлечены из скудных строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам, а также летописям более позднего христианского периода, которые создавались, конечно, не с целью описать языческие мифы[1].

Древнеславянская мифология сложна по своей структуре и богата по содержанию. К сожалению, до наших дней дошло очень мало источников, описывающих верования древних славян, и существ, соседствующих с ними в те времена. Во-первых, славянская мифология настолько древняя что, большинство историй существовало лишь в устной форме. Во-вторых, история славянского народа была такова, что верования людей несколько раз менялись насильственным образом, при этом уничтожались практически все упоминания о прежних мировоззрениях.

Древнеславянская мифология затрагивает огромный промежуток времени и содержит информацию от сотворения мира до бытовых сцен славянского народа. Ее можно разделить на два крупных этапа: древний, первозданный этап, и новый, современный для древних славян. Не осталось источников, описывающих события, приведшие к такому переходу, известно лишь, что в мире произошло какое-то событие, которое все изменило.[2]

По верованиям древних славян Мир был разделен на три части:

верхний мир, расположенный над небесами - мир богов и божественных существ – Правь;

средний мир, мир в котором живут люди, звери, растения – Явь;

нижний мир, мир мертвых – Навь.

Славяне верили, что все миры объединяет единое море хаоса, что до них, наиболее развитыми существами в этом мире были Волоты, а славяне являются прямыми потомками этих великанов. Но люди не единственные разумные существа в Яви. По соседству с ними живет огромное число существ, одни из них помогают славянскому народу, другие ненавидят людей и причиняют им вред.[3]

Бытие древних славян было тесно связано с природой. Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество — это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы[4]. А. Афанасьев утверждает, что народная фантазия создавала мифические образы не иначе как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Велес, Макошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.[5]

Изучив материалы по данной проблеме, я убедилась, что восточные славяне оставили нам величайшее духовное наследие, и, возможно, в своем поклонении и единении с природой они были даже выше и разумнее нас – «царей» всего живого. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях. А ведь именно в этих обычаях коренится наше мировоззрение. Следовательно, чтобы лучше понять все происходящее сейчас, необходимо изучить и проанализировать наше прошлое...

2.3. Выбор идей и вариантов, дизайн – анализ изделия

Изучая Древнерусскую мифологию, я остановилась на нескольких существах среднего мира: Вилле, Русалке и Аспиде (Приложение 1)

Так как я решила использовать уже знакомую мне технику мокрого валяния, и новые для меня техники чеканки по металлу и кручения проволоки, необходимо было познакомится с новыми техниками, освоить приемы чеканки и кручения, разработать эскизы, используя полученные знания, а также подобрать материалы для выполнения задуманных изделий.

Я разработала несколько вариантов эскизов будущих украшений. (Приложение 2) и выбрала те, в которых наиболее удачно удалось совместить теплый, мягкий войлок, яркую плотную медь и плавные изгибы медной проволоки.

Подбор инструментов, оборудования, алгоритм выполнения изделия

Мокрое валяние из шерсти Технология чеканки
Мокрое валяние из шерсти — самая старая техника изготовления текстиля, ей более 8000 лет. Древние валяли одежду и предметы домашнего обихода из шерсти диких животных. Прясть и изготавливать ткани они научились много позже. Шерсть для мокрого валяния бывает тонкая, полутонкая и гребенная лента. Тонкая шерсть - это шерсть мериносов, она очень мягкая и легкая, из нее можно делать шарфы. Полутонкая шерсть слегка грубее, из нее делают шапки и сумки. Гребенная лента очень грубая, ее тяжело валять, лучше добавлять ее понемногу при валянии плотных изделий.[6] Технология чеканки - сложный и трудоемкий процесс, при котором подвергается обработке каждый миллиметр металлической поверхности. Пришедшая из глубокой древности техника чеканки и технология чеканки широко и разнообразно применяется в декоративных изделиях. Наиболее трудный из всех видов художественной чеканки - чеканка по листовому металлу, так как при работе по листовому металлу нужно создавать и рисунок, и рельеф, и фактуру материала в процессе изготовления чеканки.[7]

 

Материалы и инструменты: Материалы и инструменты:
– клеенка для защиты рабочей поверхности от намокания – воздушно-пузырьковая пленка – шлиф-машинка – скалка – емкость для воды – жидкость для мытья посуды (можно жидкое мыло или другое мыло) – сетка – полотенце – шерсть – медная проволока – листовая медь – стеклянные бусины и бусины из натурального камня – круглогубцы – плоскогубцы – кусачки – молоток – шлифовальная бумага – шило
Алгоритм выполнения фрагментов из войлока Алгоритм выполнения фрагментов в технике чеканки
– расстелить на столе подстилку (лучше использовать пупырчатую пленку) наметить очертания изделия (при валянии шерсть дает усадку на 20%, а то и больше); – выкладка шерсти: шерсть нужно укладывать тонкими прядями, внахлест, чтобы не было просветов, слои укладываются перпендикулярно друг другу, толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой (толщина уложенной шерсти должна быть в 3-4 раза больше толщины предполагаемого полотна); – намочить шерсть из пульверизатора, накрыть сеткой и смочить мыльным раствором; – прогладить деревянной скалкой, но очень аккуратно, чтобы не сместить шерсть; – тереть полотно руками в разных направлениях (сколько нужно тереть? говорят, в мокром валянии есть золотое правило ста раз - если прогладить каждый участок полотна сто раз, то шерсть сваляется); – проверить готовность войлока можно, аккуратно потянув шерсть вверх: если изделие свалялось, то отделяться будут отдельные полоски, а не целые пряди; – сполоснуть изделие теплой водой, чтобы вымыть излишки мыльного раствора, дать стечь. – подготовка рисунка - без детализации – выполнение эскизов в натуральную величину с детализацией – выбор и подготовка заготовки – перевод рисунка на металлическую поверхность и закрепление изображения: точками пробивается контур композиции, и рисунок закрепляется на пластине пунктиром – выполнение рисунка - нанесение контура сплошной линией – опускание фона вокруг рисунка – подъем рельефа и выколотка рельефа – окончательная доработка рельефа - детальная проработка всех форм.  
Техника безопасности при валянии (Приложение 3) Техника безопасности при чеканке (Приложение 3)

Все элементы украшений я собрала, согласно эскизам, декорировала бисером, бусинами, стеклянными вставками, поделочными камнями, речным жемчугом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: