Третий этап - начало июня 1793 г. до 9 термидора (27июля) 1794г. - характеризуется сложнейшей \ внутренней борьбой якобинцев, кордельеров, будущих термидорианцев и тяжелой внешней обстановкой Французской Республики. Не всем и не сразу стала понятна политика Робеспьера в этот период. Революционный террор, необходимость которого была вызвана жизнью, многими воспринимался как слишком жестокая мера. Ошибки по отношению к правительству Робеспьера совершили и Эбер, и Демулен. Трудность понимания обстановки усугублялась и действительнымипросчетами правительства якобинской диктатуры.
В нюне 1793 г. демократическая печать понесла невосполнимую потерю - был убит Марат. Не стало человека, который долгое время был признанным лидером революционно-демократической прессы. Всю своюжизнь он посвятил отечеству.
В это время возросло значение газеты Эбера «Папаша Дюшен». Следуя своему журналистскому методу, он искал врагов революции повсюду и смело разоблачал их. К недостаткам Эбера, особенно ярко проявившимся к концу 1793 г. и к началу 1794 г., следует отнести непонимание им ни экономического значения классовой борьбы, ни противоречивости интересов на том этапе революции. Еще в августе Эбер совершенно неожиданно поддержал в своей газете требование о проведении в жизнь одобренной народом конституции и о необходимости новых выборов, что могло привести к падению Горы.
Но тот же Эбер правильно ставил вопрос о необходимости ведения всенародной войны, приспособив к этому и экономику, видя неразрывную связь политических и экономических проблем с проблемой национальной обороны страны. Во главу угла он поставил вопрос о продовольствии, критикуя торговцев и богачей с позиций, которые не могли не понравиться плебейским массам. Эбер отмечал в своей газете, что у торговцев нет отечества. Они поддерживают революцию до тех пор, пока она им приносит пользу.
|
Агитации Эбера и других революция обязана тем, что Конвент под давлением народных масс в начале сентября 1793 г. издал декрет о подозрительных, поставив, таким образом, террор в повестку дня и направив его прежде всего против внутренней контрреволюции.
Ставя верно многие вопросы, Эбер не пытался смотреть в суть проблемы. Из номера в номер он писал о высоких ценах на продукты питания, а у читателей складывалось впечатление, что в таком положении дел виновата Республика.
Серьезную опасность для революционного правительства представляла так называемая группа снисходительных с Дантоном во главе, куда входили Демулен и др. Они пытались «умерить» политику революционного правительства, ослабить репрессии, отказаться от террора. Наконец, они ратовали за создание Комитета милосердия. К. Демулен через свою газету «Старый кордельер» выступал против массового террора и политики якобинского правительства. Его исторические экскурсы никого не могли обмануть - слишком очевидной была реальная жизнь, которую Демулен пытался скрыть под исторической накидкой.
Если К. Демулен считал, что революция окончена и, следовательно, необходимо прекратить террор, то Эбер критиковал его, ставя вопрос таким образом: а чего, собственно, благодаря революции достигли плебейские массы? Он мог бы показать этим самым, что интересынарода требуют дальнейшего развития революции. Мог бы, но не поднялся выше защиты своих интересов, ведя борьбу с Демуленом.
|
Когда наступление крайне левых усилилось, грозя нарушить социальное равновесие, на чем и держалось в своей деятельности правительство Робеспьера, Комитет общественного спасения сам перешел в наступление. В ночь с 13 на 14 марта 1794 г. были арестованы руководители кордельеров и преданы Революционному суду. В их числе был и Эбер. Все они вскоре были гильотинированы.
За ними настала очередь и дантонистов. В начале апреля 1794 г. и они взошли на эшафот. Разгром двух группировок не привел, как этого следовало ожидать, к укреплению позиций революционного правительства. Не был преодолен и кризис якобинской диктатуры.
Со смертью Демулена и Эбера прекратился выпуск их газет. В феврале 1794 г. перестала выходить и газета Прюдома «Парижские революции». Практически до конца якобинской диктатуры не было больше ни одной газеты, которая играла бы такую же роль, как прежние демократические издания. Да и сама революция шла на убыль. Сен-Жюст очень точно выразил это состояние: «Революция застыла».
Гибель Робеспьера и его единомышленников стала и гибелью резолюции. Через пять недель после термидорианского переворота (3 октября 1794 г.) Бабёф выпускает первый номер своей газеты «Газеты свободы печати». Впервые после 1790 г., после «Пикардийского корреспондента», он осуществляет свою давнюю мечту - редактирует собственную газету, обращается ко всему Парижу, ко всей Франции. Бабеф качал свое издание в сложной политической обстановке. С 23-го номера газета стала называться «Трибун народа, или Защитник прав и народа».
|
Первые номера газеты были направлены против «робеспьеристского охвостья» и Якобинского клуба, но вскоре Бабёф убедился на деле, что падение Робеспьера не привело к желаемым изменениям, а послужило только укреплению власти буржуазии и ухудшению положения народных масс. Через некоторое время Бабеф сам признал ошибочность своей первоначальной позиции: «Я чистосердечно признаю, что я очень зол на себя за то, что когда-то чернил революционное правительство, Робеспьера, Сен-Жюстаи других. Я считаю, что эти люди сами по себе стоили больше, чем все остальные революционеры» вместе взятые, и что их диктаторское правление было дьявольски хорошо задумано... Робеспьер имел полное право гордиться тем, что он один способен привести колесницу революции к ее истинной цели... воззвать к Робеспьеру - значит разбудить всех энергичных патриотов Республики, а с ними и народ... робеспьеризм — это демократия, и эти два слова совершенно тождественны, стало быть, восстанавливая робеспьеризм,вы уверены в том, что восстанавливаете демократию»[29].
Позднее высокую оценку деятельности Робеспьера дал всвоей книге Ф. Буонарроти:«На этого знаменитого мученика во имя равенства так много клеветали, что долг каждого честного писателя посвятить свое перо тому, чтобы восстановить добрую память о нем»[30].
Начав выпускать газету под новым названием «Трибуна народа, или Защитник прав человека», Бабеф стал и мыслить по-новому. Те иллюзии, которые были у него первое время, исчезли. Раздумья Бабефа, поиски наилучших путей подлинного освобождения народа привели его к созданию теоретической программы под названием «Манифест плебеев», опубликованной им в 35-м номере «Трибуны народа». Этот документ послужил основой для «Заговора во имя равенства». Открыто излагая свою коммунистическую доктрину, он видел в заговоре единственное средство для преодоления апатии в народных массах. «Теперь не время медлить, - писал Бабеф. - Прошло то время, когда можно было выжидать. Говорят, что надо дать созреть общественному мнению. Оно уже достаточно созрело. Народ слишком сильно страдает от своих бед, дошедших до крайности; он не может их больше терпеть. Самое верное средство помочь ему - это повести его на бой с его врагами, со всеми, кто причиняет ему страдания». Отправной точкой для Бабёфа служит критика частной собственности. «Хотите ли вы искренне счастья народа? - спрашивает он. - Хотите ли вы, чтобы он был спокоен? Хотите ли вы связать его неразрывными узами с успехом революции и установлением республики? Хотите ли Вы положить конец его беспокойствам и внутренним волнениям? Объявите сегодня же, что основой республиканской конституции французов будет ограничение права собственности... Пусть тирания испытает, способна ли она преградить нам путь... Говорят, народ не имеет руководителей,Пусть же они появятся, и народ сразу разобьет свои цепи и завоюет хлеб для себя и для своих потомков»[31].
Французская революция переживала в осенне-зимние месяцы 1795 - 1796 гг. один из переломных этапов. Началась, по выражению К. Маркса, «буржуазная оргия» Директории. Бабёф уже давно призывал создать нелегальную организацию, так как новый поворот в политике Директории вправо делал невозможным продолжение сколько-нибудь легальной деятельности. 31 марта 1796 г. по инициативе Бабёфа была создана «Тайная директория общественного спасения». Парижская организация «равных» была разделена на 12 округов, во главе каждого из них стоял тайный агент. В целях конспирации агенты не должны были знать членов «Тайной директории». Позднее был создан и военный комитет. Движение «равных» по необходимости должно было носить нелегальный характер, но оно было связано с массами. Цель организации состояла в том, чтобы подготовить широкое народное выступление такого же типа, которое Париж знал на протяжении первых лет революции. «Я совершенно открыто занимаю боевые позиции, — писал Бабёф в одном из последних номеров «Трибуны народа». - Отныне мы можем и хотим победить не путем неожиданного удара, а способом, более достойным народа. Я говорю об открытом выступлении с оружием в руках». «Тайная директория» просуществовала лишь 40 дней. Полиции удалось напасть на след организации и через некоторое время Бабёф и другие руководители были арестованы.
Арест Бабёфа и его сподвижников прервал журналистскую деятельность и бабувистскуюпропаганду среди населения, которую вели члены тайной организации. Оценивая идейное наследие бабувизма, академик В.П.Волгин писал: «Игнорировать эту роль, которую сыграли Бабёф и бабувисты в развитии социалистической мысли, не приходится. Вопреки мнению некоторых исследователей следует признать, что без внимательного и пристального изучения Бабефа и бабувизма... невозможно правильно понять эволюцию коммунистическойидеологии от коммунистов XVIII в. к Марксу»[32].
Великая французская революция доказала важность печати для всех политических партии и группировок. Именно в эти годы можно говорить о массовой политической печати в нынешнем понимании этого значения. Демократическая печать не приспосабливалась к обстоятельствам. С самого начала она делала свое дело, объединяя патриотов, разоблачая королевский двор, аристократию и других контрреволюционеров. Усилия революционной печати не пропали даром. Это она научила определять народные массы своих друзей и врагов. Через демократическую прессу читатели знали настоящую цену многим лидерам революции. Печать революции оказала сильное влияние на французский язык. Марат и Эбер обращаются к народу на его языке, таком понятном и близком. Характерно, что даже аристократические газеты взяли на вооружение язык простолюдинов и усваивали демократические замашки буржуазии. Печать в годы революции выполняла еще и роль просветителя, давая возможность огромному большинству населения страны приобщаться к французскомуязыку. Влияние печати было столь большим, что во время Конвента выходили армейские газеты. До этого времени ни одна армия на период боевых действий не имела своей газеты. Никогда до этого командование не способствовало распространению газет, предназначенных для солдат. Поощрял издание армейских газет и сам в них сотрудничал весьма активно на первых порах Бонапарт.
Но главной заслугой демократической печати было то, что свои надежды она связывала в революции с надеждами широких народных масс, которые являлись главным действующим лицом, толкая революцию все время вперед. Видя в народе главную действующую силу, демократическая печать стояла на защите его интересов.
Влияние революции на дальнейшее развитие революционно-демократической печати.
Идеологическая борьба в общественной жизни Франции в 1814—1859 гг. занимала большое место. Исторические концепции использовались борющимися партиями для обоснования своих политических программ. Многие называли революцию конца XVIII в. «великим социальным преступлением», с тревогой указывая на возможность новых революций. Особенностями политической обстановки во Франции и объясняется повышенный интерес либеральных публицистов того времени к истории парламентов и их борьбы против королевского абсолютизма.
Важное значение в идеологической борьбе времен Реставрации имеют антидворянские и антиклерикальные памфлеты талантливого либерального публициста Поля Луи Курье. Превосходную сатиру на политический строй Франции дает Курье в памфлете «Дипломатический документ», перепечатанный из английских газет», написанном в форме вымышленного письма Людовика XVIIIкоролю Испании: «Представительный образ правления ни с чем не сравним, и я безусловно предпочитаю его любому другому. Он мне вполне подходит, лишь бы только депутатов народа всегда назначал я, как нам удалось, к счастью, добиться в нашей стране. Такого рода представительный образ правления - это золотые россыпи, кузен мой... Пусть не пугают вас пышные слова о свободе, гласности, представительстве. Это все театральные представления, сбор от которых идет в кашу пользу и которые приносят огромный доход, не грозя при этом, что бы там ни говорили, ровно никакой опасностью... Вот во что вырождается революция, вот комедия, которая никогда не наскучит и явится для ваших подданных чем-то вроде непрерывного карнавала»[33].
Не будучи революционером. Курье хорошо понимал революционизирующее значение политических памфлетов. «Во все Бремена, - писал он, — памфлеты изменяли облик мира». Курье неоднократно преследовался властями, его подвергали арестам и предавали суду.
Заметную роль в политической борьбе 1814—1330 гг. играла периодическая пресса. Тиражи газет либерального направления продолжали расти, обгоняя тиражи газет правительственного лагеря. В 1824 г. оппозиционные газеты имели в Париже 41 330 подписчиков, а правительственные - только 14 344. Широкое развитие получило издание политических брошюр[34].
Правительство принимало строгие меры для борьбы с либеральной и демократической печатью. Последний Бурбон король Карл X, стремясь подавить все проявления демократии, действовал с такой упрямой и тупой неосмотрительностью, как будто сам торопил революцию. Напрасно наиболее дальновидные из легитимистов, опасавшиеся за судьбу династии Бурбонов, пытались остановить короля. Даже Николай I предостерегал французского монарха от «политики бессмысленной реакции».
26июля l830 г. правительство опубликовало указы (ордонансы), которые распускали Палату депутатов, полностью уничтожали свободу печати и на три четверти сокращали количество избирателей. По существу, это был государственный переворот, означавший попытку феодально-абсолютистской реставрации. Однако уже к вечеру начались манифестации, перешедшие 27 июля в массовое народное восстание. Эти дни уничтожили династию Бурбонов, нанесли сокрушительный удар по «Священному союзу» европейских монархов, всколыхнули Европу. Газетные сообщения о революции во Франции воспринимались повсюду как «солнечные лучи, завернутые в бумагу» (Т.Гейне). 9 августа 1830 г. Лук-Филипп был провозглашен «королем французов». Финансовая олигархия вырвала победу из рук народа, посадив на трон своего ставленника. Новой властью была временно отменена цензура. Но полициейско-бюрократический государственный аппарат остался нетронутым, как остались в силе и суровые законы против рабочего класса.
Революция 1830 г. во Франции - пример незавершенной буржуазной революции. По определению Ленина, это была одна из тех «волн», которая «... бьет старый режим, но не добивает его, не устраняет почвы для следующих буржуазных революций»[35].
Период Июльской монархии характеризуется невиданным ростом периодики – выходило более 700 названий газет и журналов.
Большой популярностью в это время пользовались сатирические издания, со страниц которых долго не сходил карикатурный образ Луи Филиппа, разжиревшего буржуа. Когда в каждом юмористическом листке появлялись нарочито часто повторяемые слова о толстом, жирном и глупом карнавальном быке, каждому было понятно, что речь идет о короле Луи Филиппе.
В 40-х годах наблюдается усиленное проникновение в рабочую среду коммунистических и социалистических идей, что нашло отражение в демократической печати. Передовые рабочие охотно читали политическую литературу, сочинения по истории революции 1789—1794 гг., памфлеты и речи Марата и Робеспьера. Большой успех имела книга Буонарроти «Заговор во имя равенства». Его идеи примитивного, уравнительного коммунизма оказали немалое влияние на умы революционных рабочих. Как отмечал позднее Ф. Энгельс, «та часть рабочих, которая убедилась в недостаточности чисто политических переворотов и требовала коренного переустройства общества, называла себя тогда коммунистической.Это был еще плохо отесанный, лишь инстинктивный, во многом грубоватый коммунизм...»[36].Все же пропаганда идей и традиций революции в демократической печати имела большое значение для борьбы с королевским режимом.
В эти годы во Франции отмечается возрождение интереса к учению «равных», чему содействовала книга Ф. Буонарроти «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа». Наиболее полно идеи и взгляды Бабефа можно обнаружить в демократической печати. Так, заслуживают внимания такие газеты, как «Монитор репюбликен» и «Лем либр». Они издавались нелегально тайным военным обществом«Демократические фаланги». Первая выходила нерегулярно с ноября 1837 г. по июль 1838 г. - вышло восемь номеров. Вторая вышла всего три раза, в августе и сентябре 1838 г. Четвертый номер был изъят полицией прежде, чем удалось его напечатать. В статье конфискованного полицией номера определялась конечная цель: «Мы требуем такого же или почти такого же общества, как и Бабеф, и подобно ему мы будем без устали пропагандировать наши принципы, даже если нам суждено будет пасть жертвами гнусной монархии, не добившись победы... Приближается время, когда народ с оружием в пуках потребует возвращения того, что ему принадлежит… неимущие были ограблены теми, кто владеет всем».
Существовали и легальные необабувистские газеты, подчинявшиеся суровым требованиям закона, менее резкие в выражениях и более заинтересованные в анализе социальных отношений. Среди них следует отметить издание Пийо « Трибюн де пепль», которое и по своему формату, и по манере изложения материалов принадлежало к разряду памфлетов.
Необабувистскиеидеи проникали в широкие массы населения. Эти идеи популяризировал З. Кабе в своей книге «Путешествие в Икарию». 11 декабря 1841 г. Гейне писал из Парижа: «Ниспровергающие учения глубоко проникли в низшие классы Франции. Речь идет не о равенстве в правах в государстве, а о равенстве пользования благами жизни на этой земле». И далее в том же письме: «Язык пропаганды коммунизма понимают все народы». 15 июня 1843 г. он снова писал из Парижа, что коммунисты являются «единственной партией во Франции, определенно заслуживающей внимания».
Заметно усилилась оппозиции буржуазии. Выросло влияние республиканцев,которые группировались вокруг газеты «Касиональ». Редакцияэтой газеты во главе с А. Маррастом вела печатную войну против империи. Левые демократические, или социальные, республиканцыгруппировались вокруг газеты «Реформа»,выступавшей за всеобщее избирательное право и социальные преобразования. Газета «Реформа» пользовалась успехом не только среди мелкой буржуазии, но и среди рабочих.
К концу 1847 г. во Франции сложилась революционная ситуация. Во всехслоях общества росло недовольство внутренней ивнешней политикой Луи-Филиппа.Критика в адрес правительства содержалась на страницах как столичных, так и провинциальных газет. Свержение Луи-Филиппа и провозглашение Республики было логичным завершением борьбы рабочего класса, республиканцев и демократической прессы на протяжении почти двух десятков лет. В XIX в. демократическая революция неизбежно становилась социальным взрывом, принимавшим антибуржуазнуюи антикапиталистическую направленность. «Благодаря экономическому и политическому развитию Франции с 1789 г., - писал Ф. Энгельс, - в Париже за последние пятьдесят лет сложилось такое положение, что каждая вспыхивавшая в нем революция не могла не принимать пролетарского характера...»[37].
Новое время ставило новые задачи, для решения которых требовались новые люди. Новая эпоха связана с деятельностью Маркса и Энгельса. В. И. Ленин писал: «В деятельности самого Маркса и Энгельса период их участия в массовой революционной борьбе 1848 - 1849 года выделяется, как центральный пункт»[38].
Из книги Панкиной О. Г. Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. М.: «Высшая школа». 1989 г. С. 29 – 49. (Соавтором является (судя по карточке из картотеки библиотеки на первом этаже сам Аникеев В. Е.)).
Сканилось, файнриделось и правилось Захаровым Николаем (105 группа). Удачи на экзамене!!!
CopyLeft by Koljan 2003.
[1] Ленин В. И. Полн. Собр. соч. Т. 37. С. 447.
[2] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 7 С 29.
[3] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 8 С 141.
[4] Lettre du comte de Mirabau a ses commettants. P., 1789. №1.
[5] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 9 С. 113.
[6] Revolution de Paris. P., 1793 № 214.
[7] Marechal. Almanach des republicains. P., 1793. P. 96.
[8] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 26.
[9] Hatin E. Histoire politique et literaire de la presse en France. P., 1861. T. 6. P. 28.
[10] Ami du people. P., 1789. # 8.
[11] См.: Desmoulins C. Oeuvres. P., 1906. Т. 2 P. 350.
[12] Goncourt E. et J. Histoire de la Societe francaise pendant la Revolution. P., 1889. P. 197.
[13] Pere Duchesne. P., 1793. # 257.
[14] Жорес Ж. Социалистическая история французской революции. М., 1983. T. V. C. 223.
[15] 5 октября 1789 г. огромные толпы парижан, главным образом женщины – работницы, острее всего страдавшие от нехватки продовольствия, двинулись на Версаль. Народ заставил короля, а вслед за ним и Национальное собрание переехать из Версаля в Париж, что сорвало контрреволюционные планы двора, закрепило завоевания революции, обеспечило условия для ее дальнейшего развития.
[16] Кунов Г. Борьба классов и партий в Великой французской революции. М., Пг., 1919. С. 206.
[17] Кунов Г. Борьба классов и партий в Великой французской революции. М., Пг., 1919. С. 211 - 212.
[18] Robespierre M. Oeuverts completes. Nancy., 1939. T. 4. p. 44.
[19] См.: Annales historiques de la Revolution francaise. P., 1958. № 152. P. 29.
[20] Robespierre M. Op. cit. P. 45.
[21] Ami du people. P. 1789. № 13.
[22] Revolutions de Paris. P., 1789. № 2.
[23] Марат Ж. Избр. произведения. М., 1956. Т. 2. С. 78 – 79.
[24] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 21 С. 20.
[25] Declaration des Droits de L`Homme et du Citoyen. P., 1789.
[26] Revolutions de France et de Brabant. P., 1790. № 37.
[27] Марат Ж. Избр. произведения. М., 1956. Т. 2. С. 180 - 185.
[28] Ленин В. И. Полн. Собр. соч. Т. 34. С. 236 - 237.
[29] Бабёф Г. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 4 С. 170 – 172.
[30] Буонаротти. Заговор во имя равенства. М., 1963. Т. 1 С. 96.
[31] Бабёф Г. Соч.: В 4 т. М., 1977. Т. 3 С. 481.
[32] Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. М., 1975. С. 248.
[33] Курье П.-Л. Памфлеты. М., 1957. С. 260 – 264.
[34] История Франции: В 3 т. М., 1973. Т. 2. С. 204.
[35] Ленин В. И. Полн. Собр. соч. Т. 19. С. 247.
[36] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т. 22 С. 62.
[37] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 22 С. 190 - 191.
[38] Ленин В. И. Полн. Собр. соч. Т. 16. С. 24.