На протяжении отчетного года СУ совершает множество хозяйственных операции отражение которых производится в первичных документах. Для обобщения учетного процесса составляется бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность состоит из:
- бухгалтерского баланса – форма №1;
- отчета о прибылях и убытках – форма №2;
- отчет о движении источников собственных средств – форма № 3;
- отчет о движении денежных средств – форма № 4;
- приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;
- отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6;
- пояснительная записка и аудиторское заключение, которые подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности СУ.
Бухгалтерская отчетность подписывается начальником СУ и главным бухгалтером и подается в вышестоящие органы.
При заполнении форм бухгалтерской отчетности используют Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст.13, ст.15), Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь, «Инструкция по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, «Инструкция о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок».
Перед составлением годового отчета для обеспечения достоверности используемых данных проводят подготовительную работу. Для проверки данных предоставленных для составления отчета проводят инвентаризацию. Также до составления отчетов в определенной последовательности закрываются журналы-ордера, выводятся остатки по счетам, проверяются и сверяются записи в регистрах синтетического и аналитического учета, исправляются все ошибки. Далее итоговые данные журналов-ордеров записывают в Главную книгу. В дальнейшем по данным Главной книги составляют бухгалтерский баланс.
|
Одной из важнейших форм бухгалтерской отчетности является баланс. Показатели баланса соответствуют показателям Главной книги. Бухгалтерский баланс составляется в виде двухсторонней таблицы, левая часть которой это актив, а правая – пассив. В активе отражается предметный состав СУ, его ресурсы. В пассиве отражается величина средств, вложенных в хозяйственную деятельность СУ.
Основной формой бухгалтерской отчетности является отчет о прибылях и убытках (форма №2). Отчет о прибылях и убытках содержит информацию о финансовых результатах деятельности СУ за отчетный период и сопоставление их с данными прошлого года. Отчет составляется по данным аналитического учета по счету 99, а также записям по счетам 26, 90, 91, 92. В отчете представляется весь процесс формирования финансовых результатов.
Отчет о движении источников собственных средств раскрывает информацию об изменениях уставного, добавочного и других создаваемых фондов в СУ. Он составляется на основании данных аналитического учета по счетам 80, 83, 84, 86, 96. Также в этом отчете отражаются данные о стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности организации, но если данные этой строки с отрицательные, то значение записывается со знаком минус.
Отчет о движении денежных средств содержит информацию о потоках денежных средств с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода. Используются сведенья отражаемые на счетах СУ 51, 55. В отчете отражается движение денежных средств в разрезе текущей деятельности, инвистиционной деятельности и финансовой деятельности. В СУ при оформлении отчета о движении денежных средств используется графа текущая деятельность. Она подразумевает деятельность СУ предусмотренная учредительными документами и приносящая основную прибыль. В отчете отражаются суммы денежных средств, фактически поступившие на счета учета денежных средств в период за начала года. Справочно в отчете отражается получение денежных средств в банках для выплаты заработной платы или других хозяйственных нужд.
|
В приложении к бухгалтерскому балансу приводится расшифровка статей баланса, поясняющих наличие и движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества, средств финансирования и др.
Отчет о целевом использовании полученных средств отражает данные по основной деятельности, остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, добровольных взносов, данные о поступлении указанных средств в течение отчетного периода, их расходовании в течение отчетного периода, и остатках на конец отчетного периода.
В пояснительной записке приводятся данные не нашедшие отражение в формах годовой отчетности. В СУ пояснительная записка содержит: выполнение технико–экономических показателей бизнес-плана за январь-декабрь 2008г. по СУ№10 ОАО «Стройтреста №4»; итоги производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности СУ№10 ОАО «Стройтреста №4»; себестоимость строительно-монтажных работ за декабрь 2008г. по объектам СУ№10 ОАО «Стройтреста №4»; перечень задач на 2009 год; анализ выполнения плана; выполнение плана по объему строительно-монтажных работ; темпы роста производительности труда и среднемесячной заработной платы по СУ№10 ОАО «Стройтреста №4»; структура затрат по сметной себестоимости в 2008г. в сравнении с 2007г.; компенсации налогов по СУ№10 ОАО «Стройтреста №4»; среднесписочная численность и обеспеченность управления кадрами в 2008г. в СУ№10 ОАО «Стройтреста №4»; убыточные объекты и причины убытков по этим объектам; все виды прибыли; и другие данные не нашедшие отражение в отчетности.