ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 0-18 ЛЕТ
Физическое развитие – это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в разные возрастные периоды.
показатели физического развития:
| обязательные | дополнительные |
| антропометрия: · длина тела · масса тела · окружность головы (для детей до 2 лет) · окружность грудной клетки спирометрия динамометрия форма грудной клетки форма ног стопа осанка | толщина жировой складки в 4-х точках форма живота оценка гармоничности развития по индексам или центильным рядам |
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ
ДЛИНА ТЕЛА
Длина доношенного новорожденного 46 см и более, в среднем 50-52см.
Ежемесячная прибавка в длине тела на первом году жизни составляет:
| 1-3 мес. | 3,0см (за каждый месяц) |
| 3-6 мес. | 2,5 см |
| 6-9 мес. | 1,5 см |
| 9-12 мес. | 1,0 см |
Средний рост годовалого ребенка 75-77 см.
МАССА ТЕЛА
| возраст | месячная прибавка массы тела | общая прибавка за истекший период |
Средняя прибавка за год около 8 кг. Средняя масса годовалого ребенка 10,0-11,0кг.
ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ
При рождении окружность головы в среднем составляет 34,0-36,0 см. У ребенка 6 мес – 43 см.
На каждый месяц до 6 мес. вычитают 1,5 см, на каждый свыше 6 мес. прибавляют по 0,5 см.
К году окружность головы в среднем 48,0 см.
ОКРУЖНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
При рождении окружность грудной клетки в среднем составляет 32,0-34,0 см. У ребенка 6 мес – 45 см.На каждый месяц до 6 мес. вычитают 2,0 см, на каждый свыше 6 мес. прибавляют по 0,5 см. К году окружность грудной клетки в среднем 50 см.
Оценка физического развития
Задача: Мальчик, 6 лет. Длина тела -112 см., масса тела -17,8 кг., окр. груди – 56 см. Определите уровень физического развития ребенка.
Решение задачи:
1. Определить центильный коридор по половозрастным таблицам.
Длина тела- 112 см. – 4 коридор
Масса тела 17,8 кг. – 3 коридор
Окружность груди- 56 см. – 3 коридор
2. Определить соматотип. Соматотип определяется по сумме номеров коридоров центильной шкалы для роста, массы, окружности груди.
| Если сумма равна: 3-10 – микросоматический тип (физическое развитие ниже среднего) 11-15 – мезосоматический тип (физическое развитие среднее) 16-21 – макросоматический тип (физическое развитие выше среднего) |
Нужно сложить суммы коридоров – 4+3+3= 10. В данном примере физическое развитие ниже среднего.
3. Определить гармоничность развития. Гармоничность развития определяется по разности между максимальным и минимальным номерами коридоров.
| Если разность равна: 0-1 – развитие гармоничное 2 – развитие дисгармоничное 3 и более – развитие резко дисгармоничное |
В данном случае: 4-3=1. Развитие гармоничное.
Задача решена. Заключение: микросоматический тип, физическое развитие ниже среднего, гармоничное.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫДЛЯ РАСЧЕТА
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА
(Мазурин, Воронцов)
| определяемый признак | способ расчета |
| длина тела от 1 до 6 лет | длина тела ребенка 4 лет равна 100см. на каждый недостающий год вычитается по 8 см на каждый год свыше 4 прибавляется 7 см |
| длина тела свыше 6 лет | длина тела ребенка 8 лет равна 130 см. на каждый недостающий год вычитается по 7 см на каждый год свыше 8 прибавляется 5 см |
| масса тела от 1 до 12 лет | масса тела ребенка 5 лет равна 19 кг. на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2кг на каждый год свыше 5 лет прибавляется 3 кг |
| масса тела свыше 12 лет | определяется по формуле 5*n – 20, где n – возраст в годах |
| окружность головы | в 5 лет окружность головы равна 50 см за каждый год до 5 лет вычитается по 1 см за каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см |
| окружность груди | в 10 лет окружность груди равна 63 см за каждый год до 10 лет вычитается по 1,5 см за каждый год свыше 10 лет прибавляется по 3 см |
2) кроссворд по лекции Грудной возраст – 20 терминов
Мария, для оценки за 6-е занятие:
1) заполнить сравнительную таблицу Преддошкольный и дошкольный возраст
| АФО в период новорожденности и грудном возрасте | АФО в преддошкольном и дошкольном возрасте | |
| ЦНС | ||
| головной мозг | ||
| спинной мозг | ||
| КОЖА И ПОДКОЖНАЯ КЛЕТЧАТКА | ||
| функции кожи | ||
| секреция желез | ||
| подкожно-жировая клетчатка | ||
| естественные складки кожи | ||
| кратность проведения гигиенической ванны | ||
| КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА | ||
| структура костной ткани | ||
| роднички | ||
| рост позвоночника | ||
| изгибы позвоночника | ||
| грудная клетка | ||
| зубы | ||
| мышцы | ||
| ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | ||
| носовые ходы | ||
| синусы | ||
| евстахиева труба | ||
| гортань | ||
| бронхи | ||
| легочная ткань | ||
| ЧДД | ||
| тип дыхания | ||
| аускультация | ||
| СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА | ||
| сердце | ||
| ЧСС | ||
| АД | ||
| ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | ||
| желудок | ||
| кишечник | ||
| поджелудочная железа | ||
| печень | ||
| МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | ||
| почки | ||
| количество мочеиспускания | ||
| разовый объем мочи | ||
| произвольное мочеиспускание | ||
| СИСТЕМА АНАЛИЗАТОРОВ | ||
| орган зрения | ||
| ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ||
| длина тела | ||
| масса тела | ||
| окружность головы | ||
| окружность грудной клетки | ||
| интенсивность нарастания массы длины тела |
Мария, для оценки за 7-е занятие:
составить коллоквиум из 10 вопросов по теме Психомоторика преддошкольного и дошкольного возраста
Пример коллоквиума
| вопрос: | Каковы основные принципы, положенные в основу проведения защитных мероприятий? |
| Ожидаемый ответ: | 1) заблаговременность мероприятий для всей страны 2) дифференцированный подход к проведению этих мероприятий 3) комплексность проведения мероприятий |
| вопрос: | В чем заключается принцип заблаговременной подготовки защитных мероприятий? |
| Ожидаемый ответ: | Принцип предполагает накопление фонда защитных сооружений, обеспечение их готовности к эксплуатации, накопление СИЗ. |
