I. Прямые корпусные радиальные противопоставления.
А. Полные.
1. Между всем телом, радиирующим на щиколотках в одну сторону, и руками, радиирующими от плеч или локтей в другую.
2. Между головой, радиирующей от корпуса в одну сторону и руками, радиирующими от плеч или локтей или кистей в другую.
3. Между большим пальцем, радиирующим от ладони в одну сторону, и остальными пальцами, радиирующими в другую.
4. Между головой, радиирующей от корпуса в одну сторону, и корпусом, радиирующим от бедер или от щиколоток в другую.
5. Между органами правой стороны, радиирующими от корпуса в одну сторону, и органами левой стороны, радиирующими от корпуса в другую.
6. Между руками, радиирующими от корпуса в одну сторону, и ногами, радиирующими от корпуса в другую.
В. Неполные.
7. Между головой, радиирующей по перпендикулярной от корпуса или к корпусу, и руками от плеч по направлению длинноты.
8. Между головой, радиирующей по перпендикулярной от корпуса или к корпусу, и руками, радиирующими от локтей по направлению широты.
9. Между какой-нибудь частью правой руки, радиирующей от корпуса или к корпусу по отвесной, и какой-нибудь {153} частью левой руки, радиирующей от корпуса или к корпусу по линии долготы.
II. Прямые корпусные вращательные противопоставления.
A. Полные.
1. Между всем телом, радиирующим и поворачивающимся на щиколотках в одну сторону, и руками, радиирующими от плеч или локтей с вращательным движением в кистях.
2. Между головой, радирующей и поворачивающейся от корпуса в одну сторону, и руками, радиирующими от плеч или локтей с вращательным движением в кистях в другую.
B. Неполные.
3. Между руками, радиирующими от плеч или локтей с вращательным движением в кистях по линии долготы, и головой, радиирующей и поворачивающейся от корпуса в другую.
|
III. Прямые корпусные смешанные противопоставления.
А. Полные.
1. Между всем телом, радиирующим от щиколоток в одну сторону, и руками, радиирующими от плеч с вращательным движением кистей в другую.
2. Между головой, радиирующей от корпуса в одну сторону, и руками, радиирующими от плеч или локтей с вращательным движением в кистях в другую.
3. Между руками, радиирующими от плеч или локтей в одну сторону, и всем телом, радиирующим с вращательным движением в щиколотках в другую.
4. Между руками, радиирующими от плеч или локтей в одну сторону, и головой, радиирующей с вращательным движением в другую.
В. Неполные.
5. Между руками, радиирующими от плеч или локтей с вращательным движением в кистях по линии долготы, и {154} головой, радиирующей с вращательным движением по отвесной.
6. Между руками, радиирующими от плеч или локтей без вращательного движения в кистях по линии долготы, и головой, радиирующей с вращательным движением по отвесной.
IV. Угловые корпусные радиальные противопоставления.
A. Полные.
1. Между правой рукой, радиирующей от плеча, локтя или кисти в одном направлении, и левой рукой, радиирующей от плеча, локтя или кисти в другую.
2. Между руками, радиирующими от плеч, локтей или кистей в одном направлении, и ногами, радиирующими от корпуса в другую.
3. Между руками, радиирующими от плеч, локтей или кистей в одну сторону, и головой, наклоняющейся от верха шеи или от корпуса в другую.
B. Неполные.
4. Между одной рукой, радиирующей от плеча, локтя или кисти в горизонтальном направлении (Ш), и другою рукой, радиирующей от плеча, локтя или кисти в направлении долготы или высоты.
|
5. Между руками, радиирующими от плеч, локтей или кистей в направлении широты, и ногами, радиирующими от корпуса в направлении долготы.
6. Между руками, радиирующими от плеч, локтей или кистей в направлении долготы или высоты.
V. Угловые корпусные вращательные противопоставления.
A. Полные.
1. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в кисти в одном направлении, и другой рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в кисти в другом.
2. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в кисти в одном направлении, {155} и головой, поворачивающейся с вращательным движением вверху шеи или у корпуса в другом.
3. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в кисти в одном направлении, и противоположной ногой, радиирующей от корпуса с вращательным движением в щиколотке в другом.
B. Неполный.
4. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в кисти в направлении широты, и другой рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в кисти — в направлении долготы или высоты.
5. Между руками, радиирующими от плеч или локтей с вращательным движением в кистях в направлении широты, и ногами, радиирующими от корпуса с вращательным движением в щиколотке в другую.
6. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в кисти по направлению широты, и головой, радиирующей с противоположным вращательным движением по направленно долготы.
|
VI. Угловые корпусные смешанные противопоставления.
А. Полные.
1. Между рукой, радиирующей от плеча и локтя с вращательным движением в кисти в одном направлении, и другой рукой, радиирующей от плеча или локтя без вращательного движения в другом.
2. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в кисти в одном направлении, и головой, наклоняющейся от верха шеи или от корпуса без вращательного движения в другом.
3. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в кисти в одном направлении, и противоположной ногой, радиирующей от корпуса без вращательного движения в другом.
{156} 4. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя без вращательного движения в одном направлении, и головой, наклоняющейся с верха шеи или от корпуса с противоположным вращательным движением в другом.
5. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя без вращательного движения в одном направлении, и противоположной ногой, радиирующей от корпуса с противоположным вращательным движением в другом.
6. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя без вращательного движения по направлению широты, и противоположной рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением кисти по направлению долготы или высоты.
7. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением кисти в направлении широты, и другой рукой, радиирующей от плеча или локтя без вращательного движения по направлению долготы или высоты.
8. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя без вращательного движения по направлению широты, и ногой, радиирующей от корпуса с противоположным вращательным движением по направлению долготы.
9. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением кисти по направлению широты, и ногой, радиирующей от корпуса без вращательного движения по направлению долготы.
10. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением кисти по направлению широты, и головой, радиирующей от корпуса без вращательного движения по направлению долготы или высоты.
11. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя без вращательного движения по направлению широты, и головой, радиирующей от корпуса с противоположным вращательным движением по направлению долготы или высоты.
12. Между обеими руками, радиирующими с вращательным движением кисти по направлению широты, и головой, {157} радиирующей от корпуса без вращательного движения по направлению долготы или высоты.
VII. Абсолютные земные радиальные противопоставления.
A. Полное.
1. Между всем телом до верха корпуса, радиирующим (на щиколотках) книзу и вперед или кверху и назад, и головой, радиирующей от корпуса кверху и назад или книзу и вперед.
B. Неполное.
2. Между всем телом до верха корпуса, радиирующим (на щиколотках) книзу и вперед или кверху и назад, и головой, радиирующей от корпуса по направлению долготы.
VIII. Абсолютные земные вращательные противопоставления.
1. Полное. Между корпусом, вращающимся на бедрах или щиколотках в одну сторону, и головой.
IX. Абсолютные земные смешанный противопоставления.
Неполные.
1. Между всем телом, радиирующим от щиколоток по направлению долготы, и головой, поворачивающейся на корпусе по направлению широты.
2. Между корпусом, поворачивающемся на щиколотках или бедрах по направлению широты, и головой, радиирующей от корпуса по направлению долготы или высоты.
X. Относительный земные радиальные противопоставления.
А. Полные.
1. Между руками, радиирующими от плеч или локтей по одному направлению, и ногами, радиирующими от корпуса в другом.
2. Между правой рукой, радиирующей от плеча или локтя по одному направлению, и левой рукой, радиирующей от плеча или локтя по другому.
3. Между руками, радиирующими от плеча или локтя по одному направлению, и головой, радиирующей от корпуса по другому.
{158} В. Неполные.
4. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя по направлению высоты, и ногой, радиирующей от корпуса по направлению долготы или широты.
5. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя по направлению высоты, и другой рукой, радиирующей от плеча или локтя по направлению долготы или широты.
6. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя по направлению высоты, и головой, радиирующей от корпуса по направлению широты или долготы.
7. Между обеими руками, радиирующими от плеча или локтя по направлению высоты, и головой, радиирующей от корпуса по направлению долготы.
XI. Относительные земные вращательные противопоставления.
А. Полные.
1. Между одной рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением кисти в одну сторону, и другой рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в другую.
2. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением в одну сторону, и головой, радиирующей от корпуса с вращательным движением в другую.
В. Неполные.
3. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением кисти по направлению высоты, и корпусом, с вращательным на щиколотках движением в противоположную сторону поворачивающимся по направлению широты.
4. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением кисти по направлению высоты, и головой, с вращательным движением в противоположную сторону радиирующей по направлению широты.
XII. Относительные земные смешанный противопоставления.
{159} А. Полные.
1. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением кисти в одну сторону, и другой рукой, без вращательного движения радиирующей в другую.
2. Между рукой, с вращательным движением кисти радиирующей в одну сторону, и головой, радиирующей от верха шеи или корпуса без вращательного движения в другую.
3. Между обеими руками, радиирующими от плеча или локтя с вращательным движением кисти в одну сторону, и головой, радиирующей от корпуса без вращательного движения в другую.
4. Между рукой, радиирующей от плеча или корпуса без вращательного движения в одну сторону, и головой, радиирующей от корпуса с вращательным движением в другую.
В. Неполные.
5. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением по направлению высоты, и другой рукой, радиирующей от плеча или корпуса без вращательного движения по направлению долготы или широты.
6. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя без вращательного движения по направлению высоты, и другой рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением кисти по направлению долготы или широты.
7. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением по направлению высоты, и ногой, радиирующей от корпуса без вращательного движения по направлению долготы или широты.
8. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя с вращательным движением по направлению высоты, и головой, радиирующей от корпуса без вращательного движения по направлению долготы или широты.
9. Между рукой, радиирующей от плеча или локтя без вращательного движения по направлению высоты, и головой, {160} радиирующей от корпуса с вращательным движением по направлению долготы или широты.
10. Между обеими руками, радиирующими от плеч или локтей с вращательным движением кистей по направлению высоты, и головой, радиирующей от корпуса без вращательного движения по направлению долготы.
Таковы возможные сочетания движений по принципу противопоставления. Очень важно уметь их воспроизводить. Не говорю, что надо их всегда сознательно воспроизводить, — это была бы аффектация, но говорю, что надо уметь их воспроизводить, надо в них упражняться, чтобы развить все выразительный способности и возможности своего тела, дабы их проявления и сочетания стали свободны, естественны, бессознательны. Чем же отличается художник от нехудожника? Талантом? Неужели? А разве нельзя быть талантливым и не заслуживать наименования художника? Яу спросим так, во избежание недоразумения: «Чем отличается талантливый человек художник от талантливого человека нехудожника?» Воспитанностью своих средств выражения. Какие средства актера? Тело и слово, — выразительное движение и выразительное слово. Только в сочетании этих двух осуществляется то, в чем сущность театра и без чего театр не искусство: выразительный человек.
Воспитание движения, динамических выразительных средств по данным выше указаниям должно начинаться спокойно, медленно, механически, как упражнения пальцев для будущей игры на фортепиано. Сперва сухо, исключительно с соблюдением геометричности; затем понемногу место геометрического указания займет динамическое намерение, — еще дальше, незаметно, среди динамического намерения проснется психологическое побуждение, пройдет всякая забота о соблюдении правила, и то, что казалось так сложно и трудно, будет осуществляться само собой: Ars est celare artem.
{161} III. О напряжении и ослаблении
От соблюдения трех условий зависит выразительность и красота движения:
1. Спокойствие, легкость, непринужденность.
2. Точность, исключающая участие посторонних данному движению органов и происходящее отсюда впечатление путанности и траты сил.
3. Гармония, т. е. правильность сочетания движущихся органов, сообщающая выразительности единство и слиянность.
Одинаково важно для выразительности движения — правильное участие тех органов, которые для данного движения нужны, и невмешательство тех органов, которые для данного движения не нужны.
Ведь чем больше вмешательство посторонних органов, тем больше «разбавляется» (нейтрализуется) впечатление от действия необходимых органов. Вот по челу так важно достижение независимости органов друг от друга. И вот почему так важно в упражнении телесной выразительности вести рука об руку две категории упражнений: одни для напряжения данного органа, другие для ослабления (разнапряжения) его. Собственно, разнапряженность есть та исходная точка, с которой надо начинать: только то, что ничего не выражает, можно заставить сейчас же выразить, а то что уже выражает, нужно сперва вернуть в невыразительное состояние. Выражение есть своего рода «направление»; чтобы быть уверенным, что вы пошли по верному направлению, надо вернуться к той точке, откуда все направления исходят, — в данном случае, к состоянию покоя. Всякому движению предшествует покой. Надо уметь найти свое положение покоя, — стоячего покоя. Странно сказать, — как мало людей умеют стоять, так стоять, чтобы дать вам впечатление свободы, ненапряженности, впечатление ненамеренности. Надо уметь не только найти свое равновесие, но и держать его, держать его — без напряжения. {162} Ведь и это есть самообладание, другая форма самообладания. Мы обыкновенно думаем, что самообладание заключается в умети сдерживать себя от порыва, и оно у нас связывается с представлением о напряженности сдерживаемых мускулов. Но ведь это, так сказать, запретительная форма самообладания, а есть другая форма, попустительная, — когда мы распускаем все мускулы, как бы даем свободу нашим органам, а узду накладываем не на физическую пружину, а на ту внутреннюю пружину, которая дает позволение мускулу придти в напряжение и двинуться. Один укротитель зверей держит рычащего тигра на крепко натянутой цепи, а у другого тигр спокойно лежит под зорким глазом хозяина и помахивает хвостом. И то и другое контроль, но это две разные формы контроля. Так есть и две формы самообладания: одна состоит в подавлении своей реакции, другая состоит в запрещении себе реагировать.
Есть одно состояние, довольно трудно достижимое; это — то состояние, которое обусловливается отсутствием старания. Казалось бы просто, и добиваться нечего, — самое естественное; а между тем, присмотритесь в жизни, а тем более в искусстве, — всегда видно в человеке старание не стараться. Нет, не надо стараться не стараться, а надо просто не стараться. Но дело в том, что это желаемое состояние «нестарания» может наступить только после долгого, упорного старания, после упражнения. Упражнение в нестарании, в разнапряжении, в покое, — вот, что должно предшествовать упражнению в движении.
Положение покоя, как первичное положение (поза), из которого развиваются все дальнейшие положения и телодвижения, имеет две основные формы. Дело в том, что телодвижение может выражать два разные начала: единость или единство. Понятно ли? Единость подразумеваем нечто одно, целое, сочетается с представлением о неделимости, о массе, о существовании одной только единицы. Единство подразумевает множественность, {163} сочетание, слиянность единиц, вызывает представление о сопоставлении частей. Сообразно с этими двумя принципами, воплощаемыми нашим телодвижением, и самое это телодвижение в самом корне своем имеет две резко различных формы. Единость, массовость, неделимость, подчеркивается параллелизмом; единство, слиянность, подчеркивается противопоставлением.
В связи с этим, первая поза, — вытянутые ноги, пятки вместе, руки по швам, голова прямо, — полный параллелизма. Поза всем хорошо известная; это поза солдата (только без напряжения). Она не представляет затруднения, но для того, чтобы запечатлеть в себе мускульное сознание единости нашей телесной организации, не мешает, став в эту позу, упражняться в перенесении центра тяжести с середины ступни на носки и обратно и потом с середины ступни на пятки и обратно. При этом, конечно, важно соблюдение цельности, не ломанности вертикальной линии. Этим же воспитывается сознание соотношения между уклоном от вертикальной, «нормальной», линии и переходом от безразличия к активности или пассивности. Всякое активное отношение к воспринимаемому отмечается уклонением от «нормы» вперед, всякое пассивное отношение к воспринимаемому отмечается уклонением от «нормы» назад. Ясно, как важно с самого начала пробудить в себе сознание этой разницы.
Вторая поза покоя это та, которая осуществляете не параллелизм, а противопоставление. Как только разные части тела нарушают параллелизм и становятся в положение противопоставления, сейчас становится явственным их разнообразие, и встает перед нами вопрос единства, слиянности, гармонии в движении этих различных частей. Первое уклонение {164} от «нормы» с соблюдением принципа противопоставления совершается не по линии Д, как первое уклонение в параллелизме, а по линии Ш. Стоя в позе «руки по швам», прежде всего перенесем вес тела на правую ногу, но так чтобы бедро ушло вправо. Теперь распустим, ослабим совершенно всю левую сторону и приставим левую, ослабленную ногу серединою ступни к правой щиколотке. При этом три направления в вертикальной линии: нога до бедра вправо, корпус влево, и голова опять вправо. Переход от этого правого положения к «норме», от «нормы» к левому положению и наоборот, с соблюдением каждый раз указанных трех направлений в преломлении вертикальной линии, вселит в нас первое сознание того принципа противопоставления, который составляет сущность всякой выразительности.
Рассмотренные два движения, т. е. долевое без преломления вертикали и горизонтальное, по линии Ш, с преломлением вертикали, — составляют тот корень, из которого растет и развивается все разнообразие пластической выразительности.
Следует обратить внимание на смысл обеих линий, Д и Ш, как он выясняется из этих двух преломлений по ним линии В. Непреломленность линии В всегда несет с собой принцип соблюдения личного достоинства, а преломление вертикали всегда идет об руку с понижением личного достоинства. Другими словами, — чем прямее вертикаль, тем сильнее чувствуется в человеке его «я». Всякое преломление вертикали ослабляет силу личности. Но у каждого уклонения свой особый характер. Когда смотрим на человека в профиль и видим, что линия В испытывает преломления по направлению Д, что, например, колени его сгибаются, спина горбится, голова гнется, мы испытываем впечатление умаления личности путем понижения того, в чем истинная сила человека; когда же мы смотрим на него спереди и замечаем преломление перпендикуляра по направлению {165} Ш, т. е. что у него, например, руки топырятся, бедра расползаются, походка с перевалкой, мы испытываем впечатлите умаления личности путем подчеркивания того, в чем ложная сила человека. Вот почему одновременное уклонение от перпендикуляра по обоим направлениям, какое видим у пьяного, являет картину полного принижения личности; понятно, — это есть двойное уклонение от той линии (В), которая говорит о возможностях и готовностях нашего «я».
Еще любопытное отличие обоих рассматриваемых уклонений, когда они непроизвольны. Преломление перпендикуляра по линии долготы человеком сознается, он ему старается противодействовать; он чувствует свое умаление и возмещает недостающую прямизну своего перпендикуляра энергией голоса или преувеличенной энергией жеста. Преломление по линии широты человеком не сознается, он не только не противодействуете, он все больше расплывается, — склонность к боковой радиации в человеке хронически увеличивается.
Мы определили выше две рассмотренные нами позы, как коренные, те, из которых совершается дальнейшее развитие пластики. Но и это еще не самый корень. Самый корень будет тот, который заключает в себе элементы, общие обеим позам. Этот общий корень — полное разнапряжение, та совершенная вялость членов, из которой рождается какое угодно движение. Придать вялость всему организму зараз невозможно, это значит упасть. Для упражнения в вялости надо, следовательно, прибегать к долевому делению на правую и левую стороны и по очереди приводить их в состояние безволия, расслабления, как было указано при описании позы второй. Очень полезно при этом, для приобретения полной вялости ноги, стать одной ногой на ступеньку, а другую свесить, так чтобы она, как бы сказать, вышла из бедра, и качать ее вперед и назад. Для расслабления рук надо {166} дать им висеть безвольно и вращательным движением всего корпуса заставить их болтаться вперед, назад, вверх, вниз.
Упражнение в вялости есть, собственно, упражнение сочленений, — развенчивание сочленений, так как только деятельностью сочленений определяется разнообразие уклонений, придающих физическому движению намеренность и выразительность. Здесь очень важно соблюдать известную последовательность в упражнении органов. Следует начинать с большого радиуса и идти к меньшему. Так, если упражняете кисть, — сперва распустите всю руку от плеча и от плеча придавайте ей вращательное движение, потом закрепите плечо, распустите от локтя, потом закрепите в локте, распустите в кисти, наконец, закрепите в кисти, придайте дрожащее движение пальцам (как крыло птицы). Хорошенько почувствуйте разницу во всех этих перемещениях динамической энергии. Чтобы быть совершенно уверенным, что в движении упражняемого сустава не участвует соседний сустав, например, что при упражнении кисти не участвует локоть, возьмите левую руку ниже локтя в правую руку и правой рукой придайте левой, совершенно обезволенной руке то самое движение, которое необходимо для того, чтобы придать кисти свободное болтание.
Такого же безволия, как в ногах и руках, надо добиться и в шее, — чтобы голова умела падать собственной тяжестью на грудь и собственной тяжестью совершать вращательное движение сбоку книзу.
Добившись безволия в оконечностях, следует добиться его и в отдельных частях оконечностей, надо уметь распределять безволие, останавливать жизненную энергию на том или ином суставе. Здесь мы подходим к очень важному закону телодвижения: тот сустав, который непосредственно предшествует (считая от центра) движущемуся суставу, должен быть, для ясности и гармонии движения, в {167} состоянии полного покоя. Так, если движение плечом, пусть корпус будет в покое; движение локтем, — плечо в покое, движение кистью, — локоть в покое. Этот закон покоя очень важно себе усвоить, если не хотим нашими движениями давать впечатление беспокойства, растерянности, неуравновешенности. Основная формула этого закона, — что движение совершается на фоне покоя. Движение из покоя вырастает, и, тем устойчивее покой, тем прекраснее впечатление движения: чем крепче древко, тем красивее, разнообразнее и богаче складками под ветром играющее знамя…
Другая форма того же закона, — что, когда оконечности движутся, — центр покоен; когда центр движется, — оконечности в покое. Всякий уравновешенный человек бессознательно осуществляет этот закон. Несоблюдение его дает то, что мы в жизни называем егозливостью; полное нарушение его, — когда блохи кусают.
Леонардо да Винчи, великий исследователь законов и форм движения и великий мастер в его изображении, так говорит: «Не забывай, художник, в движении твоих фигур показывать только мускулы, которые в данном движении нужны; и пусть тот, который в данном случае наиболее деятелен, будет и самый выпуклый, а который наименее работает, — пусть будет наименее заметен; тот же, который бездействует, должен оставаться мягким и неясным». Почему так говорит великий учитель живописи? Потому ли, что это есть правило искусства? Нет, — потому, что это есть воспроизведение закона природы, а сам же он сказал: — «Та живопись наилучшая, в которой наиболее сходства с изображаемым предметом». То же и в нашем искусстве: воспроизведение того, что есть, а не выдумка того, чего нет, не бывает и не может быть. Повиновение естественному закону, а не изменение его. Только тот закон, который есть раскрытие закона природного, имеет цену в искусстве, а не тот, который есть замена {168} закона природного. Знание, а не искание. Сколько напрасного труда, сколько ухищрений, умствований, только потому, что мы не знаем, не знаем природы и ее законов, не знаем, как близка к нам та красота, которую мы ищем где-то далеко. Мы думаем, что войти на сцену значит — выйти из-под действия законов природы! Мы думаем, что правила живут в пыли кулис и в затхлости грима и костюма, — они кругом нас, в природе, в жизни, в нас самих. И хочется сказать таким «искателям» словами Мефистофеля к Фаусту: «Говорю тебе, — человек, который умничает, подобен скотине, которую злой дух водит по сухой траве, когда кругом прекрасное зеленое пастбище».