В унитарном предприятии «Светотехника» ОО «БелТИЗ» в рамках сложившейся структуры управления организацией функционирует бюро маркетинга, которое подчиняется начальнику бюро маркетинга, который, в свою очередь, подчиняется непосредственно директору. Начальник бюро маркетинга осуществляет непосредственное руководство деятельностью бюро маркетинга на основе единоначалия, используя активную поддержку коллектива и общественных организаций в выполнении поставленных перед бюро маркетинга задач. Распоряжения начальника бюро маркетинга являются обязательными для выполнения всеми работниками отдела. Организационная структура управления маркетинга представлена на рисунке 3.1.
Начальник бюро маркетинга |
Ведущий специалист по маркетингу |
Специалист по маркетингу |
Рисунок 3.1 – Структура управления маркетингом унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ»
Примечание. Источник: собственная разработка автора.
К комплексу коммуникаций относятся: реклама; личная продажа; стимулирование продаж; общественные связи («паблик рилейшнз»).
В унитарном предприятии «Светотехника» ОО «БелТИЗ» планированием и реализацией рекламных мероприятий занимается ведущий маркетолог и начальник бюро маркетинга. Вся рекламная деятельность заключается в выполнении определенных разрозненных рекламных мероприятий.
В настоящее время основными формами и методами рекламы выпускаемой продукции унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ» являются:
- информация, размещенная в каталогах;
- ежегодная письменная информация торгующих организаций о выпускаемой продукции;
- реклама в сети Интернет;
|
- рассылка писем;
- печатная реклама.
На рисунках 3.2-3.6 представлены рекламные материалы унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ».
Рисунок 3.2 – Рекламный материал унитарного предприятия «Светотехника»
ОО «БелТИЗ»
Примечание. Источник: собственная разработка автора.
Рисунок 3.3 – Рекламный материал унитарного предприятия
«Светотехника» ОО «БелТИЗ»
Примечание. Источник: собственная разработка автора.
Рисунок 3.4 – Рекламный материал унитарного предприятия
«Светотехника» ОО «БелТИЗ»
Примечание. Источник: собственная разработка автора.
Рисунок 3.5 – Рекламный материал унитарного предприятия
«Светотехника» ОО «БелТИЗ»
Примечание. Источник: собственная разработка автора.
Рисунок 3.6 – Рекламный материал унитарного предприятия
«Светотехника» ОО «БелТИЗ»
Примечание. Источник: собственная разработка автора.
Исходя из рисунков 3.2-3.6, можно сделать вывод о том, что данные рекламные материалы носят информационный характер, так как в них представлена выпускаемая продукция унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ» с описанием функционального назначения и подробных технических характеристик.
Так, в таблице 3.1 проанализируем расходы на рекламу за 2012-2014 гг.
Таблица 3.1 – Анализ расходов на рекламу унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ» за 2012-2014 гг.
Показатели | Годы | Темп роста, % или отклонение (+,-) | |||
2014 г к 2012 г | 2014 г к 2013 г | ||||
1. Объем выручки от реализации, млн р. | 65,3 | 59,5 | |||
2. Расходы на рекламу, млн р. | 566,7 | 204,0 | |||
3. Расходы на рекламу, в % от объема выручки | 0,003 | 0,1 | 0,4 | 0,397 | 0,3 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе приложения Д
|
Данные таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что в 2014 году по сравнению с 2012 и 2013 годами расходы на рекламу возросли в 5,7 раза и в 2 раза. Если рассмотреть уровень данных расходов в объеме выручки от реализации, то в 2014 году в сравнении с 2012 и 2013 годами наблюдается рост уровня на 0,397 п.п. и на 0,3 п.п.
На рисунке 3.7 более наглядно представлены расходы на рекламу унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ» за 2012-2014 гг.
Рисунок 3.7 – Расходы на рекламу унитарного предприятия
«Светотехника» ОО «БелТИЗ»
Примечание. Источник: собственная разработка автора.
Далее проанализируем структуру расходов на рекламу унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ» за 2012-2014 гг. Данные анализа представим в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Структура расходов на рекламу унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ» за 2012-2014 гг.
Показатели | Годы | Темп роста, % или отклонение (+,-) | |||
2014 г к 2012 г | 2014 г к 2013 г | ||||
Расходы на рекламу, млн р. | 566,7 | ||||
в том числе | |||||
телевизионная | |||||
интернет-реклама | |||||
печатная реклама | 582,4 | 225,0 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе приложения Д
В 2014 году по сравнению с 2012 и 2013 годами расходы на рекламу возросли в 5,7 раза и в 2 раза. Если рассматривать структуру расходов на рекламу, то наибольшая сумма рекламного бюджета тратится на печатную рекламу. Так, на ее долю приходится 97,1% общей суммы расходов на рекламу. Стоит также отметить, что эти расходы значительно увеличиваются за анализируемый период. В 2014 году п сравнению с 2012 и 2013 годами данный показатель возрос в 5,8 раза и в 2,3 раза соответственно. В 2013 году на телевизионную рекламу пришлось 5 млн р., а в 2014 году эта сумма снизилась на 80%. Однако расходы на интернет-рекламу возросли в 2014 году по сравнению с предыдущим периодом.
|
На рисунке 3.8 более наглядно представлена структура расходов на рекламу унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ» за 2012-2014 гг.
Рисунок 3.8 – Структура расходов на рекламу унитарного предприятия
«Светотехника» ОО «БелТИЗ»
Примечание. Источник: собственная разработка автора.
В организации реклама используется при прямой продаже потребителю. Потребитель информируется о преимуществах, характеристиках, приобретаемой им продукции, снабжается рекламными проспектами. Презентации записываются на компьютерные диски, дополнительно на эти же диски размещают файлы с ценовой информацией и техническими характеристиками выпускаемых изделий.
Унитарное предприятие «Светотехника» ОО «БелТИЗ» имеет свой корпоративный интернет–сайт www.gomelsvet.by, где представлена вся информация. Благодаря современным технологиям получить информацию о предприятии можно в любой стране мира при наличии сети «Интернет». Посетитель сайта может получить информацию об организации в разделе «О предприятии», ознакомиться с продукцией предприятия (имеются фотографии и описание моделей) в разделе «Продукция», получить контактные телефоны отделов организации, а также информацию о партнерах, сертификатах, закупках. Информация на сайте периодически обновляется.
Рисунок 3.9 – Главная страница сайта унитарного предприятия
«Светотехника» ОО «БелТИЗ»
Примечание. Источник: собственная разработка автора.
Вместе с тем поверхностный анализ сайта показал, что данный ресурс требует внесения значительных корректировок. Данные мероприятия позволял увеличить юзабилити сайта и положительно повлияют на эффективность данного маркетингового инструмента.
Стимулирование сбыта унитарного предприятия «Светотехника» ОО «БелТИЗ» состоит из стимулирования конечного потребителя, посредников и стимулирования работников отдела продаж. Организация скидки в цене конечным потребителям предоставляет очень редко и небольшие (обычно до 2-3%). Стимулирование партнеров осуществляется в форме предоставления фиксированных скидок до 10%. В части программы стимулирования сбыта – стимулирования работников службы организации, ответственной за сбыт продукции, на предприятии принято Положение о премировании работников службы маркетинга за выполнение и перевыполнение плана реализации продукции.
Важную роль в деятельности организации играет такой вид коммуникаций, как связи с общественностью. Под общественностью понимаются официальные органы, инвесторы и акционеры, покупатели и партнеры, СМИ и собственные работники организации. Как и во многих организациях Беларуси, в унитарном предприятии «Светотехника» ОО «БелТИЗ» связи с общественностью не получили широкого применения. Как правило «главным PR-менеджером» является руководитель, определяющий стратегию и лицо организации на рынке и в глазах общественности. При этом на первый план ставятся не стратегические, а тактические цели, нет четких моделей и хорошо разработанных программ. Так же на заводе практически не реализованы возможности PR для брэндинга организации и его товаров на внешнем и внутреннем рынке.
Таким образом, проведенный анализ коммуникационной политики позволил сделать вывод о том, что в унитарном предприятии «Светотехника» ОО «БелТИЗ» основным инструментом маркетинга является реклама. В 2014 году по сравнению с 2012 и 2013 годами ее расходы возросли в 5,7 раза и в 2 раза. Если рассматривать структуру расходов на рекламу, то наибольшая сумма рекламного бюджета тратится на печатную рекламу. Так, на ее долю приходится 97,1% общей суммы расходов на рекламу.
Вместе с тем в организации имеются еще неиспользованные направления маркетинговой деятельности, которые принесут необходимый эффект.