ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
по специальности 071201 – «Библиотечно-информационная деятельность»
Кемерово, 2011
Автор:
Пилко И.С., докт. пед. наук, профессор кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств
Утвержден на заседании кафедры технологии документальных коммуникаций, протокол № 3 от 20.10.2011 г.
Информационные технологии Часть 1. Теоретические основы информационной технологии [Текст]: учебно-методический комплекс по специальности 071201 – «Библиотечно-информационная деятельность» / сост. И. С. Пилко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Кемерово: КемГУКИ, 2011. – 39 с.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.. 3
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» РАЗДЕЛ 1. «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ». 6
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» РАЗДЕЛ 1. «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ». 6
ОПИСАНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫПО КУРСУ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ». 16
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ19
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ. 20
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 22
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ.. 24
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 25
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация библиотечно-информационной деятельности осуществляется в направлении ее технологизации. Через эту стадию развития прошли или проходят все ныне эффективные отрасли экономики и социальной сферы. Поэтому формирование технологического тезауруса и освоение современных информационных технологий составляет ядро профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы.
|
Цель курса «Информационные технологии» - формирование у студентов системы информационных технологических знаний и практическое освоение перспективных информационных технологий.
Курс состоит из четырех разделов:
Раздел 1.Общая информационная технология.
Раздел 2. Технология баз данных.
Раздел 3. Мультимедийные технологии.
Раздел 4. Телекоммуникационные технологии.
Данная учебная дисциплина служит логическим продолжением изучения курса «Информатика» и служит основой для изучения цикла специальных дисциплин.
Первый раздел «Общая информационная технология» курса «Информационные технологии» имеет целью освоение студентами технологического подхода к информационной деятельности как способа ее теоретического осмысления и практического внедрения информационных технологий в различные сферы общественной жизни.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих дидактических задач:
· усвоение базовых технологических терминов и понятий;
· изучение состава, структуры и принципов функционирования информационных технологических систем;
· формирование представлений об ассортименте и потребительских свойствах информационных продуктов и услуг;
· освоение номенклатуры и назначения регламентов информационных технологий и требований к отдельным видам регламентирующих документов;
· изучение методов и формирование элементарных умений технологического проектирования;
|
· осмысление возможных подходов к оценке эффективности информационных технологий и качества информационных продуктов и услуг.
Теоретический характер данного раздела курса определяет его дидактическую направленность на формирование технологического тезауруса студента специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Отсюда высокий уровень требований к технологическим знаниям, представлениям и умениям. В результате изучения курса студент должен
· знать: понятийный аппарат учебной дисциплины, состав технологических подсистем информационной системы и принципы ее функционирования, основные информационные процессы, номенклатуру регламентирующих документов, методы и этапы технологического проектирования, функции технологической службы информационного учреждения (организации);
· иметь представление: об основных этапах и тенденциях развития информационных технологий, об информационной технологии как научной и учебной дисциплине, о ресурсах и средства информационных технологий, о базовых и прикладных информационных технологиях, об основных подходах к оценке эффективности информационных технологий и качества информационных продуктов и услуг;
· уметь: различать отдельные виды информационных продуктов и услуг, формулировать требования к регламентирующим документам различного назначения, определять содержание работ на различных этапах технологического проектирования и технологической подготовки информационного производства.
|
Освоение курса предполагает теоретическое обучение (лекционные, семинарские занятия), выполнение практических, контрольных работ, тестовых заданий и самостоятельную работу студентов. Внеаудиторная работа студентов ориентирована на усвоение технологической терминологии и подбор иллюстративного материала к основным положениям курса на основе рекомендованных для самостоятельного изучения документных источников.
Формой итогового контроля является экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» РАЗДЕЛ 1. «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
№ | Наименование разделов и тем | Всегоg (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятель наяggggработа | ||
в том числе | ||||||
лекции | семи нары | gпракт. занятияg | ||||
Введение | ||||||
1. | Теоретические основы технологии | |||||
2. | Информационная технология: понятийная и структурная характеристика | |||||
3. | История и тенденции развития информационных технологий | |||||
4. | Информационные процессы | |||||
5. | Информационные ресурсы | |||||
6. | Кадровые ресурсы информационных технологий | |||||
7. | Регламенты информационных технологий | |||||
8. | Инструментальные средства информационных технологий | |||||
9. | Информационные продукты и услуги | |||||
Оценка эффективности информационных технологий | ||||||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» РАЗДЕЛ 1. «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
ВВЕДЕНИЕ
Технология: объем и многозначность понятия. Технологизация как глобальная тенденция социального развития.
Технологический подход как метод научного осмысления информационной деятельности. Роль информационных технологий в процессе информатизации общества. Технологическая составляющая информационной культуры личности.
Информационные технологии как предмет изучения. Технологическое знание: содержание и структура.
Цель и задачи курса «Информационные технологии». Значение курса для профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы.
Место раздела «Общая информационная технология» в структуре курса. Связь курса с общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Состав технологических знаний и умений по курсу «Информационные технологии». Требования к уровню освоения. Формы диагностики и контроля технологических знаний и умений.
Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫТЕХНОЛОГИИ
Технология как практическая деятельность (способ производства). Компонентная структура технологии. Атрибутивные признаки и критерии технологии.
Технологическая система: определение понятия, структура. Принципы функционирования технологических систем. Эволюция технологических систем.
Технология как наука (научное описание способов производства). Признаки технологии как научной дисциплины: предмет и задачи изучения, понятийный аппарат, научные принципы и законы, исследовательские методы. Прикладной характер технологического знания.
Система технологических научных дисциплин. Общая технология. Отраслевая технология. Специальная технология.
Технологическая составляющая культуры личности.
Тема 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ПОНЯТИЙНАЯ И СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Информационная деятельность. Информационное производство и информационный сервис в структуре общественного разделения труда. Информационная инфраструктура. Информационная индустрия. Специфика информационного производства.
Информационная технология: объем и содержание понятия. Качественная специфика информационной технологии. Компонентная структура информационной технологии (цель, предметы, ресурсы и средства, регламенты, процессы, результаты). Общая и специальная информационная технология.
Информационная технологическая система: структурно-функциональная модель. Основные технологические подсистемы и их функции. Документированная информация и запросы пользователей как предметы информационной технологии. Подсистема информационных процессов. Подсистема ресурсов и средств. Подсистема нормативно-методического обеспечения. Подсистема организационного управления и контроля качества. Информационные продукты и услуги, отвечающие запросам пользователей, как результаты функционирования информационной системы.
Принципиальная схема функционирования информационной технологической системы. Взаимосвязь и взаимозависимость технологических подсистем.
Классификация информационных систем. Виды автоматизированных информационных систем.
Тема 3. ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Этапы развития информационных технологий. Периодизация Эволюционное развитие информационных технологий. Информационные революции: периодизация и сущность.
Классификация информационных технологий.
Базовые информационные технологии. Технологии баз данных. Гипертекстовые технологии. Мультимедийные технологии. Технологии программирования. Телекоммуникационные (сетевые) технологии. Технологии искусственного интеллекта. Геоинформационные технологии. Технологии защиты информации.
Прикладные информационные технологии. Роль информационных технологий в экономике, политике и социальной сфере. Информационные технологии в промышленности и экономике. Информационные технологии автоматизированного проектирования. Информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии). Информационные технологии в медицине. Информационные технологии в образовании.
Специальные информационные технологии. Библиотечные технологии. Библиографические технологии. Архивные технологии. Издательские технологии Рекламные технологии. Офисные технологии. Научно-аналитические технологии и др.
Тенденции и перспективы развития информационных технологий. Технологизация основных сфер социальной жизни. Роль информационных технологий в информационном обществе.
Тема 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Информационный процесс: понятие. Классификация информационных процессов.
Сбор информации. Сбор документов. Сбор данных. Алгоритмы процесса сбора информации.
Обработка информации. Техническая обработка информации: виды, методы. Семантическая обработка информации: виды, методы.
Организация информационных массивов. Размещение документов. Организация данных. Типы структур данных: линейная, иерархическая, сетевая, реляционная.
Хранение информации. Способы хранения документов и данных. Защита информации: методы.
Поиск информации: виды, алгоритмы, методы. Информационно-поисковые системы.
Распространение информации. Предоставление информации. Передача информации по каналам связи. Информационное обслуживание. Виды информационного обслуживании: документальное, фактографическое, концептографическое.
Тема 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Документированная информация как исходное «сырье» производства информационных продуктов и услуг.
Информационные ресурсы: понятие, свойства, производители.
Виды информационных ресурсов: документы, данные, информационные массивы.
Классификация документов: основания, регламенты.
Базы и банки данных: понятие, классификация.
Сайты. Классификация сайтов.
Тема 6. КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Информационные субъекты, реализующие информационные процессы: производители информационных продуктов и услуг; обладатели (владельцы) информационных продуктов и ресурсов; потребители информационных продуктов и услуг.
Информационное мышление. Информационная компетентность. Информационная профессия. Кадровый состав информационных работников. Основные группы работников информационной сферы: специалисты по компьютерам; инженеры, техники и операторы по обслуживанию ЭВМ и компьютерных устройств; техники и операторы оптического и электронного оборудования; специалисты в области информации; специалисты редакционно-издательских подразделений; специалисты информационно-рекламных подразделений (служб); служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом; работники полиграфического производства; работники связи и др.
Номенклатура направлений подготовки специалистов информационной сферы.
Тема 7. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Технические средства информационных технологий: электронно-вычислительная техника, средства и каналы связи, транспортные средства, копировальное оборудование, издательские комплексы, средства механизации информационного труда. Классификация технических средств. Средства сбора (регистрации) и ввода (записи) информации. Средства семантической и технической обработки информации. Средства хранения информации. Средства поиска информации. Средства передачи информации. Средства вывода информации. Тенденции развития технической базы информационных технологий,
Программные средства информационных технологий. Базовые программные средства: языки программирования; операционные системы (ОС); оболочки операционных систем; сервисные средства и утилиты. Прикладные программные средства: системы управления базами данных (СУБД), пакеты прикладных программ (ППП), прикладные программы (приложения). Тенденции развития программного обеспечения информационных технологий
Лингвистические средства информационных технологий: иерархические, алфавитно-предметные, фасетные, дескрипторные, объектно-признаковые информационно-поисковые языки, язык библиографического описания.
Тема 8. РЕГЛАМЕНТЫИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Регламенты информационных технологий. Объекты регламентации. Регламентирующий документ. Виды регламентирующих документов.
Государственные нормативно-правовые акты (законы, указы, распоряжения, положения). Конституция Российской Федерации (статья 29 часть 4. Информационные права граждан), Гражданский кодекс РФ (ч.4. Права на результаты интеллектуальной деятельности). Федеральные законы РФ: Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2006), Закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» (1994), отраслевые информационные законы.
Стандарты: виды стандартов на информационные технологии. Нормализующее значение стандартов документов.
Нормативная документация (нормы и нормативы времени, выработки, запаса и расхода ресурсов, длительности процессов и операций, эффективности и др.).
Организационная документация (инструкции, положения, уставы, квалификационные характеристики, номенклатуры и прейскуранты информационных продуктов и услуг, документация на автоматизированную информационную систему и др.).
Технологическая документация (классификаторы процессов, операций, разрядов работ, технологические и блок-схемы, оперограммы, технологические инструкции, графики, маршрутные и операционные карты, технологические ведомости, технологические карты и др.). Типовая технологическая документация.
Обеспеченность информационного производства регламентирующими документами.
Тема 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫИ УСЛУГИ
Информационный продукт. Информационная услуга. Определение понятий. Специфические особенности. Потребительские свойства.
Классификация информационных продуктов и услуг как научная и практическая проблема. Иерархические классификации информационных продуктов и услуг по различным основаниям (содержание, характер информации, сфера применения, способ производства, адресность распространения, вид носителя и др.). Фасетные классификации информационных продуктов и услуг. Дескрипторные словари информационных продуктов и услуг.
Выбор оснований классификации как основа разработки номенклатуры информационных продуктов и услуг.
Основные производители информационных продуктов и услуг. Рынок информационных продуктов и услуг: ассортимент, состояние, тенденции развития.
Тема 10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Эффективность информационного производства: объем и содержание понятия. Социальная, функциональная, экономическая эффективность: качественная характеристика и возможности количественной оценки (измерения).
Критерии и показатели эффективности: определение и соотношение понятий. Требования к критериям и показателям. Выбор критериев и показателей эффективности информационного производства.
Подходы к определению эффективности информационных технологий, связанные с оценкой затрат на производство информационных продуктов и услуг. Понятие технологичности. Показатели технологичности: трудоемкость, материалоемкость, технологическая себестоимость.
Приложение принципа многокритериальности к оценке эффективности функционирования информационных технологических систем.
Качество информационных продуктов и услуг: понятие, связь с потребительскими свойствами, возможность измерения.
Походы к определению качества информационных продуктов и услуг, связанные с оценкой уровня регламентации технологических процессов и надежности ресурсного обеспечения.
Номенклатура показателей качества информационных продуктов и услуг: показатели назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, экономические показатели.
Сертификация как способ оценки информационных продуктов и услуг. Сертификаты качества.
ОПИСАНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар №1
ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПЛАН
- Этапы развития информационных технологий.
- История развития вычислительной техники.
- Тенденции развития информационных технологий информационного общества.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гладких, Б.А. Информатика от абака до интернета: введение в специальность [Текст]: учеб. пособие / Б.А. Гладких. – Томск: Изд-во НТЛ, 2005. – С. 9–172.
2. Губарев, В.В. Информатика: фрагменты истории [Текст]: учеб. пособ. / В.В. Губарев. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007, 2008. – 180 c.
3. Губарев, В.В. Информатика в рисунках и таблицах [Текст]: фрагменты систем. путеводителя по концептуальн. основам / В.В. Губарев. – Новосибирск, 2003. – С. 11–148.
4. Карауш, А. С. Развитие информационных технологий в библиотеках: взгляд в будущее [Текст] /А.С. Карауш, А. С. Макаревич // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 1. – С. 53–58.
5. Левин, В.И. История информационных технологий [Текст] / В.И. Левин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий, 2007. – 336 с.
6. Леонтьев, В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера [Текст] / В. Леонтьев. – М., 2005. – С. 145–187.
7. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии [Текст]: учеб пособие / И.С. Пилко. – СПб, 2008. – С. 37–44, 51–55.
8. Поппель, Г. Информационная технология: миллионные прибыли [Текст] / Г. Поппель, Б. Голдстайн. – М., 1990. – С. 29–126.
9. Полунов, Ю.Л. От абака до компьютера: судьбы людей и машин. Т.1 [Текст]. / Ю.Л. Полунов. – М., 2004. – 480 с.
10. Федорова, Н. Информационные системы [Текст] / Н. Федорова. – М., 2010 – 208 с.
11. Шрайберг, Я.Л.Библиотеки в электронной среде и вызовы современного общества [Текст] /Я.Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – №1. – С. 7–46.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ
Ответы на вопросы семинара могут быть подготовлены в форме мультимедийных презентаций, отражающих исторические этапы и тенденции развития информационных технологий.
Практическое занятие № 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: освоить видовую классификацию информационных технологий по признаку сферы применения (базовые, прикладные, специальные) на уровне знаний-различений
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Варианты практических заданий.
- Учебная презентация с образцами электронных информационных продуктов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения:
Пилко, И.С. Информационная и библиотечная технология: учеб. пособие. – СПб., 2008. – С. 44-51.
ХОД РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ 1. В выданном преподавателем варианте определить, какая технология обеспечивает функционирование информационной системы, производство информационных продуктов или предоставление информационных услуг. Результаты представить в табличной форме (таблица 1)
ЗАДАНИЕ 2. Просмотреть слайды презентации и определить, на базе каких технологий подготовлены конкретные электронные продукты. Результаты представить в табличной форме (табл. 1)
Таблица 1 – Классификация информационных технологий
Содержание задание | Наименование технологии | Вид технологии (по признаку «сфера применения») |
Задание 1 | ||
Российская телекоммуникационная сеть РОСНЕТ– почтовые услуги, удаленный доступ к 150 БД | ||
Задание 2 | ||
Слайд 1 |
Практическое занятие № 2
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМИ ДОКУМЕНТАМИ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать представление о видовом разнообразии, назначении содержательных и структурных особенностях регламентов информационных технологий
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Комплекты регламентирующих документов (РД): нормативно-правовые акты, стандарты, нормы и нормативы, организационные и технологические документы в печатной и электронной формах.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения:
Пилко, И.С. Информационная и библиотечная технология: учеб. пособие. – СПб., 2008. – С. 113-128.
ХОД РАБОТЫ
- Познакомиться со структурой и содержанием РД, предложенных преподавателем. Для каждого документа определить его вид, класс, компоненты информационной технологии - объект(ы) регламентации, содержание характеристики объектов регламентации (перечень аспектов характеристики)
- Результаты анализа представить в табличной форме (табл. 1.).
Таблица 1 – Структурно-семантическая характеристика регламентов
информационных технологий
Библиографическое описание РД | Вид РД | Класс РД | Структура РД | Объекты (ы) регламентации | Содержание требований к объекту (ам) регламентации |
Практическое занятие № 3
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГЛАМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: закрепить умения классификации регламентирующих документов (РД), нормализующих информационное производство; познакомить с графическими формами технологических документов (ТД).
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Варианты практических заданий.
- Комплекты технологических документов в печатной и электронной формах.
- Перфокарты с краевой перфорацией, цветные рейтеры.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения:
Пилко, И.С. Информационная и библиотечная технология: учеб. пособие. – СПб., 2008. – С. 103-113.
ХОД РАБОТЫ
- Классифицировать перечисленные в задании РД, отнеся их к одному из нижеперечисленных классов: нормативно-правовая, организационная, нормативная, методическая, технологическая документация. Результаты оформить в табличной форме (табл. 1) или обозначить цветными рейтерами на перфокарте с краевой перфорацией.
- Познакомиться с образцами технологической документации, сосредоточить внимание на графических особенностях технологического маршрута, оперограммы, технологической схемы, блок-схемы, технологической карты, матрицы ответственности. Зафиксировать образцы графических ТД.
Таблица 1 – Классификация технологических документов
Наименование РД (содержание задания) | Класс РД |
Практическое занятие № 4
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ:
ВИДОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомиться с различными видами информационных продуктов, оценить специфические особенности их содержания и формы.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Словари информационных продуктов и услуг.
2. Комплекты информационных продуктов различного назначения и содержания в традиционной и электронной формах.
3. Мультимедийная презентация «Методы создания вторичной информации»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения:
Пилко, И.С. Информационная и библиотечная технология: учеб. пособие. – СПб., 2008. – С. 113-128.
ХОД РАБОТЫ
- Проанализировать предложенные преподавателем информационные продукты. Определить принадлежность каждого к классу первичных (оригинальных) или вторичных (результатов аналитико-синтетической переработки) документов и вид информационного продукта, а также адресность информации (продукт индивидуального, группового или массового назначения).
- Провести структурный анализ информационных продуктов. Результаты анализа представить в табличной форме (табл. 1).
- Сделать вывод о наиболее распространенных формах представления вторичной информации (видах свертывания), применяемых при создании информационных продуктов различного назначения.
Таблица 1 - Схема структурного анализа информационных продуктов
Наименование (библиографическое описание) продукта | Вид информацион-ного продукта | Адресность информации | Форма (ы) представления информации | Способ(ы) структури-рования материала | Специфиче-ские особенности содержания и формы |
Практическое занятие № 5
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: оценить основания дифференциации информационных продуктов и услуг (ИПУ), сформировать практические умения классификации ИПУ.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Словари информационных продуктов и услуг.
2. Варианты практических заданий.
3. Тексты статей для анализа ассортимента ИПУ.
4. Перфокарты с краевой перфорацией, цветные рейтеры.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения:
Пилко, И.С. Информационная и библиотечная технология: учеб. пособие. – СПб., 2008. – С. 113-128.
ХОД РАБОТЫ
1. Повторить определения понятий «информационные продукты», «информационные услуги». Охарактеризовать их отличительные особенности.
2. Определить принадлежность ИПУ, перечисленных в задании, к классам «информационные продукты» или «информационные услуги». Результаты зафиксировать цветными рейтерами на перфокартах с краевой перфорации.
3. Познакомиться с предложенным преподавателем текстом статьи, выявить характеризуемые автором статьи ИПУ, оформить их нумерованным списков на перфокарте, классифицировать, обозначив цветными рейтерами принадлежность к «информационным продуктам» или «информационным услугам».
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Ø информационные продукты – красный (сиреневый) рейтер;
Ø информационные услуги – синий рейтер;
Ø продукция информационного производства, сочетающая характеристики информационных продуктов и услуг – зеленый рейтер.
Практическое занятие №6
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ
О ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать основу технологического тезауруса специалиста библиотечно-информационной сферы, способность идентифицировать технологические лексические единицы в текстах профессионального содержания.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Статьи из профессиональных изданий, посвященные внедрению компьютерных технологий в информационную практику.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения:
Пилко, И.С. Информационная и библиотечная технология: учеб. пособие. – СПб., 2008. – С. 56-128.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ
Выделить в тексте (статье из периодического издания, научного сборника, разделе методического пособия или регламентирующего документа и т.п.), посвященном описанию внедрения в информационную (библиотечную) практику перспективных компьютерных технологий, современного ассортимента информационных продуктов и услуг, основные элементы технологической характеристики производственного процесса. Аспекты анализа содержания технологических текстов:
1. поэтапное описание процесса внедрения информационной технологии, операционное описание производства продукта, услуги;
2. документы, регламентирующие технологический (внедренческий) процесс;
3. информационные ресурсы (виды источников и их характеристика), актуальные для данной технологии, процесса информационного;
4. производственная структура библиотеки, информационной службы (отделы, сектора, технические службы, вспомогательные подразделения), задействованная в технологическом процессе;
5. кадры исполнителей (профессиональный, должностной, квалификационный состав);
6. техническое оснащение технологического процесса;
7. программное обеспечение технологического процесса;
8. наименование (виды) производимых на базе данной технологии информационных продуктов и услуг;
9. методы оценки качества производимых продуктов, услуг.
ХОД РАБОТЫ
1. Познакомиться со статьей, предложенной преподавателем, составить ее библиографическое описание.
2. Проанализировать текст, выбрать методом экстрагирования (прямого цитирования) фрагменты, отвечающие основным аспектам технологической характеристики (см. Содержание задания).
3. Результаты анализа представить в табличной форме (табл. 1)
Таблица 1 - Технологическая характеристика процесса внедрения _____________________________________
наименование информационной технологии
(производства _____________________________________)
наименование продукта, услуги
Библиографическое описание источника | Аспект характеристики | Содержание характеристики |