Задание 1. АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ О ПЕРСПЕКТИВНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Цель задания - формирование технологического тезауруса специалиста библиотечно-информационной сферы, способности идентифицировать технологические лексические единицы в текстах профессионального содержания.
Содержание задания - выделить в тексте (статье из периодического издания, научного сборника, разделе методического пособия или регламентирующего документа и т.п.), посвященном описанию опыта внедрения в информационную (библиотечную) практику перспективных компьютерных технологий, современного ассортимента информационных продуктов и услуг, основные элементы технологической характеристики производственного процесса. Аспекты анализа содержания технологических текстов:
10. поэтапное описание процесса внедрения информационной технологии, операционное описание производства продукта, услуги;
11. документы, регламентирующие технологический (внедренческий) процесс;
12. информационные ресурсы (виды источников и их характеристика), актуальные для данной технологии, процесса информационного;
13. производственная структура библиотеки, информационной службы (отделы, сектора, технические службы, вспомогательные подразделения), задействованная в технологическом процессе;
14. кадры исполнителей (профессиональный, должностной, квалификационный состав);
15. техническое оснащение технологического процесса;
16. программное обеспечение технологического процесса;
17. наименование (виды) производимых на базе данной технологии информационных продуктов и услуг;
18. методы оценки качества производимых продуктов, услуг.
|
Краткие теоретические пояснения. Базовый атрибут любой технологии – ее системность: внесение изменений в одну из технологических подсистем влечет за собой изменения в других технологических подсистемах. В структуре информационной технологической системы следует различать: подсистему предметов труда (документированная информация и запросы пользователей); подсистему информационных (производственных и технологических) процессов; подсистему ресурсов (информационные, кадровые, финансовые, материальные) и средств (технические, лингвистические, программные ) производства; подсистему информационных продуктов и услуг; подсистему нормативно-методического обеспечения (организационно-распорядительная, нормативная, научно-методическая, технологическая документация); подсистему организационного управления и контроля качества.
Данное задание позволяет проверить знания теоретических основ технологии и умения различать в описательной характеристике информационной деятельности основные технологические характеристики.
Описание последовательности действий.
4. Выявить по библиографическим источникам или в профессиональных журналах и сборниках статью, отвечающую требованиям, изложенным в Содержании задания, среди публикаций последних трех лет издания. Рекомендуемый объем текста - 3-5 страниц.
5. Визуально познакомиться со статьей, убедиться в возможности дать на ее основе технологическую характеристику внедренческому или производственному процессу, отличающемуся достаточной степенью новизны и актуальности для библиотеки (информационной службы), в которой работает (проходит практику) студент.
|
6. Проанализировать текст, выбрать фрагменты в соответствии с основными аспектами технологической характеристики (см. Содержание задания).
7. Результаты анализа представить в табличной форме (табл. 1)
Характеристика приемов и методов выполнения задания. Выполнение задания требует знания правил аналитического библиографического описания, умений аспектного реферирования (конспектирования).
Библиографическое описание анализируемой статьи заносится в графу 1 (табл. 1). В графе 2 фиксируются те аспекты технологической характеристики процесса (из перечня, приведенного в Содержании задания), которые обнаружены в статье.
Каждому аспекту ставится в соответствие прямая цитата из текста (с указанием страниц), раскрывающая содержание технологической характеристики (графа 3).
Требование к результату и форме отчетности. Результаты выполнения задания представить о форме табл. 1. Оригинал проанализированного текста или его копию приложить к контрольной работе.
Таблица 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА
ВНЕДРЕНИЯ _____________________________________
наименование информационной технологии
(ПРОИЗВОДСТВА _____________________________________)
наименование продукта, услуги
Библиографическое описание источника | Аспект характеристики | Содержание характеристики |
Задание 2. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫПО ТЕМЕ «…» КУРСА «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Цель задания – самостоятельно освоить ключевые темы курса, выявить и оценить вариативность подходов к терминированию, классификации информационных технологий (ИТ) и отдельных компонентов ИТ (информационных процессов, информационных ресурсов, информационных продуктов и услуг, регламентов ИТ).
|
Содержание задания – на основании изучения публикаций по теме работы выявить и оценить убедительность определений ключевых понятий темы и основных подходов к их классификации (классификационные признаки, варианты дифференциации на классы, виды, группы и т.п.; соблюдение логических правил классификации).
Описание последовательности действий:
- Изучить тему по учебному пособию: Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии [Текст]: учебное пособие / И.С. Пилко. – СПб: Профессия, 2006. – 342 с.
- Из текста учебного пособия выбрать ключевые слова, раскрывающие тему.
- На основании изучения дополнительной справочной, учебной литературы, публикаций в профессиональной периодике, сети Интернет по информатике, информационным технологиям подобрать от 3-х до 5-ти вариантов определений каждого понятия и различные варианты их классификации.
- Оформить результаты работы
а) в виде терминологического словаря;
б) в виде альтернативных классификаторов объектов анализа.
- Оформить список использованных источников, связать его библиографическими ссылками с текстом словаря и классификаторов.
- Оформить Введение к работе: общая характеристика темы, принципы отбора источников (круг авторов и разработчиков темы, виды изданий, хронологические границы).
- Оформить Заключение к работе: указать, какие определения и классификаторы кажутся Вам более убедительными. Аргументировать свою позицию.
Требования к результату и форме отчетности.
Структура дайджеста:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· терминологический словарь;
· классификаторы
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения: список ключевых слов, иллюстративный материал и т.п. (факультативный элемент).
ТЕМЫДЛЯ АНАЛИЗА
o Информационные технологии: понятие, классификация
o Информационные процессы: понятие, классификация
o Информационные ресурсы: понятие, классификация
o Регламенты информационные технологий: понятие, классификация