На индивидуальных занятиях с детьми учить стихи, потешки, научить отгадывать загадки.
Для развития уверенности в себе организовать театрализованную деятельность так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя. Для этого использовать разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роль наиболее робких, застенчивых детей;
- проигрывание ролей в парах.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности разместить: разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.
Учитывая поло-ролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности разместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Застенчивым детям можно предложить поиграть в следующие игры:
Для снятия мышечного напряжения использовать следующие упражнения: «Не перепутайте движения»,пальчиковый игро-тренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания»- помогают развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности использовать артикуляционную гимнастику: «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».
Для развития дикции -игры «Подскажи словечко».
Драматизировать по ролям любое стихотворение «Со мной здоровался петух!», «Две подружки кошечки встретились на улице» - о чем они могут говорить на «кошачьем языке?- предложить детям разыграть этот диалог. Две коровки мама и теленочек пасутся на лугу- о чем они говорят? – импровизация диалога. Детям это очень интересно, ведь импровизируя они вовлекают в свою игру всех окружающих и сидящих рядом детей. Так-робкий становится –общительным, а более активный – должен ждать – потому, что диалог требует выдержки, внимания, слушать и слышать своего партнера по диалогу..
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагать детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности предложить детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, обращать внимание за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравится детям упражнения для развития выразительной мимики:
1. Солёный чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло – холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Обиделись.
9. Мне грустно.
А так же предлагать детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.
9. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема |
1-2 | сентябрь | «Давайте познакомимся Цель: Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. |
3-4 | сентябрь | «Заюшкина избушка» (пальчиковыйтеатр) Цель: Поддерживать желание детей коллективнорассказывать знакомые сказки. «Маша и медведь» (фланелеграф) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки, развивать речь и умение строить диалог. |
1-2 | октябрь | «Волк и козлята» (обработка А.Н. Толстого) Цель: Познакомить детей со сказкой «Волк и козлята»; формировать у детей необходимый запас эмоций ивпечатлений. Песенка «Заинька, попляши» |
3-4 | октябрь | Сказка «Колобок » обр. К. Ушинского Цель: Рассказываниесказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. Песенка «Жили у бабуси» |
1-2 | ноябрь | Тема: «Теремок» обр.Е.Чарушина Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней. Сказка «Колобок » обр. К. Ушинского (кукольный театр) Цель:Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов |
3-4 | ноябрь | Игра – импровизация на осеннем утреннике (по сценарию утренника) Цель. Создать условия для свободной импровизации Сказка «Кот,петух и лиса» обр.Боголюбской (фланелеграф)Цель: |
1-2 | декабрь | Сказка «Лиса и заяц» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умениечерез подражание повадкам животных, их движениям. Сказка «Репка» (настольный театр) Цель: Учить управлять фигурами настольного театра. |
3-4 | декабрь | Игра – импровизация на новогоднем утреннике (по сценарию утренника) Цель. Создать условия для свободной импровизации Восприятие и обыгрывание потешки «Тили-бом! Тили- бом!». Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения. |
3-4 | январь | «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка») цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением, развивать воображение. Сказка «Колобок » обр. К. Ушинского (театр резиновой игрушки) Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. |
1-2 | февраль | Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д.Цель: Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства. Драматизация сказки «Пых» Цель:Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. |
февраль | Восприятие и обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке». Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения. Сказка «Кот,петух и лиса» театрализация в исполнении родителей (сотрудничество). | |
1-2 | март | Игра - драматизации по сказке «Почему плакал котенок»Цель. Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности. Сказкотерапия -1 «Коровка Буренка» О.А.Ш.орохова (стр16-18) |
3-4 | март | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». Цель. Отождествление себя с театральным персонажем; развивать внимательность; сочетание движения и речь; закреплять знания об окружающем. Сказкотерапия -2 «Коровка Буренка» О.А.Шорохова (стр18-20) |
1-2 | апрель | Сказкотерапия -3 «Коровка Буренка» О.А.Шорохова (20-21) Сказка «Пых» обр. Н.Мялика белорусская скзка. Цель: Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. |
3-4 | апрель | Сказкотерапия -4 «Кот Васька» О.А.Шорохова (21-24) Сказкотерапия -5 «Кот Васька» О.А.Шорохова (24-26) |
2-3 | май | Сказкотерапия-6 «Кот Васька» О.А.Шорохова (26-27) Сказкотерапия -7 «Добрая темнота» О.А.Шорохова (27-30) |
май | Сказкотерапия -8 «Добрая темнота» О.А.Шорохова (30-32) Сказка «Курочка ряба» (драматизация)в исполнении детей-школьников. |
(В календарно-тематическом планировании возможны изменения,дополнения)