Практическая работа № 13




График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика.

Основные понятия о графике движения поездов.

На железнодорожном транспорте движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок. Объединяя и координируя работу всех подразделений железных дорог, график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними. График движения поездов должен обеспечивать:

· выполнение плана перевозок пассажиров и грузов;

· безопасность движения, поездов;

· наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

· высокопроизводительное использование подвижного состава;

· соблюдение, установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

· возможность производства работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) связи и электроснабжения.

На основе графика составляется расписание движения поездов, в котором указывается время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту.

График устанавливает: размеры движения пассажирских и грузовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов. Вычерчивают его на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части – часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч., делают толще остальных (рис. 10.1).

Каждый час делится на шесть равных частей – 10 –минутных интервалов; линию соответствующую 30 мин., изображают пунктиром. Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями, идущими сверху вниз (нечетные) и снизу вверх (четные). Над каждой линией в начале и конце участка проставляют номер поезда. В месте пересечения линий движения поезда с осями раздельных пунктов (в тупых углах) ставится последняя цифра времени прибытия, отправления или

проследования поезда через данный раздельный пункт, указывая минуты сверх целого десятка.

Рис. 10.1. Фрагмент графика движения поездов

Классификация графиков.

Графики движения поездов классифицируют следующим образом:

- в зависимости от скорости движения поездов они могут быть параллельные и непараллельные (нормальные). В параллельных графиках поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому линии хода их параллельны между собой. В обычных условиях эксплуатации движение происходит по нормальным графикам, так как пассажирские и грузовые поезда двигаются с разными скоростями;

- по числу главных путей на перегонах графики подразделяются: на однопутные (рис. 10.2)и двухпутные (рис. 10.3). В первом случае главный путь используется для движения в обоих направлениях, и скрещение поездов может происходить только на станциях и разъездах, во втором случае – как на перегонах, так и на станциях;

Рис. 10.2. Однопутный парный параллельный график

Рис. 10.3. Двухпутный параллельный график

- по соотношению числа поездов в четном и нечетном направлениях различают графики парные, когда это число одинаковое, и непарные, когда оно различное, а также идентичные и неидентичные;

- в зависимости от расположения поездов попутного следования графики могут быть пачечные (рис. 10.4), пакетные (рис. 10.5 и частично пакетные (рис. 10.6). При пачечном графике на перегоне может одновременно находиться только один поезд. При пакетном графике поезда следуют пакетами с разграничением в них поездов временем или блок-участками при автоблокировке. В этом случае на перегоне между станциями может быть одновременно несколько попутных поездов, образующих пакет.

Рис. 10.4. Пачечный однопутный график

Рис. 10.5.Пакетный график

На однопутных линиях с двухпутными вставками или удлиненными станционными путями может быть применен график с безостановочными скрещениями поездов. В этом случае в отличие от двухпутного графика скрещение поездов на ходу может происходить только на определенных участках, имеющих два пути на достаточной протяженности, т. е. в пределах двухпутной вставки или удлиненных станционных путей.

Элементы графика. Для составления графика должны быть определены его основные элементы:

- время хода поездов различных категорий по перегонам;

- продолжительность стоянки поездов на станциях для выполнения технических, грузовых и пассажирских операций;

- станционные интервалы;

- интервалы между поездами в пакете;

- время нахождения локомотивов на станциях локомотивного депо и в пунктах оборота.

Время хода, поезда определяется тяговыми расчетами и уточняется на основании опытных поездок и достижений передовых машинистов. Это время устанавливается отдельно для каждой категории пассажирских и грузовых поездов при движении по каждому перегону в четном и нечетном направлениях. Продолжительность стоянки поездов под техническими, пассажирскими и грузовыми операциями зависит от категории поездов, типа станции и определяется технологическим процессом ее работы.

Важным элементом графика являются станционные интервалы, т. е. минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения операций на раздельных пунктах по приему, отправлению и пропуску поездов. Станционные интервалы делятся на:

- интервал скрещения ( ) – минимальный промежуток времени между прибытием с однопутного перегона или проследованием через раздельный пункт одного поезда до отправления на тот же перегон встречного поезда:

а) при пропуске одного из поездов; б) при остановке обоих поездов;

- интервал неодновременного прибытия ( ) – минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт двух поездов противоположных направлении:

а) при пропуске одного из поездов; б) при остановке обоих поездов;

- интервал попутного следования ( ) – минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт одного поезда и отправлением с предыдущего раздельного пункта следующего поезда того же направления;

- интервал неодновременного прибытия и отправления ( ) – минимальный промежуток времени между прибытием одного поезда на раздельный пункт и отправлением с этого раздельного пункта поезда попутного направления;

- интервал неодновременного отправления и прибытия ( ) – минимальный промежуток времени между отправлением с раздельного пункта одного поезда и прибытием на этот раздельный пункт поезда попутного направления.

Станционные интервалы зависят от средств сигнализации и связи, способа управления стрелками и сигналами, схемы раздельного пункта и профиля подхода к раздельному пункту.

Кроме станционных интервалов, различают межпоездной интервал (I) – минимальное время, с которым следуют попутные поезда по участку АБ при пакетном графике.

 

Для составления графика, кроме основных его элементов, должны быть известны размеры движения поездов, их масса и другие данные. Сначала прокладывают линии хода пассажирских поездов, затем ускоренных грузовых, транзитных и затем всех остальных поездов. Грузовые поезда на графике стремятся расположить равномерно в течение суток. Линии хода грузовых и пассажирских поездов чередуются. На графике движения производятся следующие условные обозначения поездов:

- скорые поезда – красным цветом с нумерацией: 1-98;

- пассажирские поезда – красным цветом с нумерацией: 101-298;

- грузовые поезда – черным цветом с нумерацией: 2001-2010;

- сборные поезда – зелёным цветом с нумерацией – 3401-3410.

Понятие о пропускной и провозной способности железных дорог.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: