Студенческий возраст обусловлен переходом молодого человека в новую фазу жизни, освоением им самостоятельности. Юноша делает важный выбор кем и каким он будет. «С окончанием школы происходит «встреча» идеальных жизненных планов и социальной реальности; юноши и девушки отстаивают, утверждают, подтверждают свой выбор». [44]
Как подчеркиваю Слободчиков В.И. и Исаев Е.И., после поступления в вуз, испытав удовлетворение от реализации первоочередных планов, юноши и девушки сталкиваются с новыми проблемами, особенно это касается тех, кто выбрал профессию не продуманно: сомнения в выборе вуза, разочарование в специальности, проблемы с успеваемостью. У молодых людей проявляется внутренняя неуверенность в себе, на фоне расхождения идеалистических представлений с реалиями освоения профессии.
Молодой человек становится «автором собственной жизни», что Слободчиков и Исаев назвали «кризисом юности». «Ступень индивидуализации начинается с социального и профессионального самоопределения человека. Кризис рождения в новую ступень своего развития связан в том числе с необходимостью опробовать различные роли взрослого человека, подтвердить правильность выбора профессии, адаптироваться к новому образу жизни, построить новые связи и отношения с другими».[44] Главным основанием кризиса юности является соотнесение идеализированного представления о профессии и реальной профессии.
Итак, для самоутверждения как уже взрослого человека, как части общества и полноправного его члена, молодой человек осваивает индивидуальную ступень профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это выбор молодым человеком своего профессионального пути (профессии, учебного заведения, места работы). «Особенности структуры и закономерности профессионального и личностного самоопределения необходимо учитывать уже в процессе обучения в вузе, то есть на ранних стадиях профессионализации. Это очень важно, поскольку в последние годы в психолого-педагогических науках активно развивается личностно-ориентированная парадигма образования» [44].
|
Пряжников Н.С. усматривает у Головахе Е.И. различие профессионального выбора и профессионального самоопределения, которое состоит в том, что профессиональный выбор – это «решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», в то время как профессиональное самоопределение это постановка человека в избранной им профессии, поиска ее смысла.
Важным помощником молодого человека в его профессиональном самоопределении Пряжников считает средства массовой информации. И, действительно, именно СМИ информирует человека о востребованности той или иной профессии, направляет его в поиске профессионального «Я» и обладает высокой авторитетностью на рынке труда в целом. Возможно, что высокая коммерческая заинтересованность СМИ, влияет на достоверность информации источников, затрагивающих вопрос актуальности различных профессий, что, как подчеркивает Пряжников, может перевести СМИ в статус «конкурента» профконсультанта.
Главную цель профессионального самоопределения Пряжников Н.С. сформулировал так: постепенное формирование у клиента внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).[36] Также он выделяет 4 основные группы задач профессионального самоопределения: 1) информационные; 2) диагностические; 3) морально-эмоциональная поддержка; 4) помощь в принятии решения.
|
Пряжников Н.С. подчеркивает, что, прежде всего, необходимо формировать у молодого человека чувство реальности, способности соотносить свои возможности с желаниями, и, на основе этого, выработать правильный подход к профессиональному самоопределению.
Помимо этого, чувство реальности должно формировать желание совершенствоваться в чем-либо, если это требуется. Например, юноша хочет освоить какую- либо профессию, но ему не достает определенных профессиональных качеств, которые могут быть связаны с личностным самоопределением (например, уверенность в себе, коммуникабельность и т.п.); справедливо отметить, что это еще не означает, что молодой человек должен отказаться от своего желания, в данном случае обучение в вузе может быть возможностью для приобретения необходимых навыков, моральной подготовкой, «площадкой» накопления необходимых компетенций.
Климов Е.А. профессиональное самоопределение рассматривает как одно из важнейших проявлений развития человека, процесс его включения в профессиональное общество. В течении жизни человек формирует в своем сознании индивидуальные представления о труде, профессиях, своих возможностях и предпочтениях в профессиональной сфере. Профессиональное самоопределение осуществляется на протяжении всей активной жизни человека.
|
Климов Е.А. выделил два уровня профессионального самоопределения:
1) гностический (перестройка сознания и самосознания);
2) практический (изменение социального статуса человека).[17]
Данные уровни сами по себе неразрывно связаны друг с другом, одно может повлечь другое, поэтому так часто происходит нарушение пути профессионального самоопределения. В студенческой среде изменения могут быть особенно заметны и проявляться ярче, чем где-либо, потому как именно в вузе сосуществуют и взаимодействуют полярно различные сферы деятельности.
Зеер Э.Ф. считал, что «профессиональное самоопределение проявляется в эмоционально окрашенном отношении личности к своему месту в мире профессий».[12] Зеер выделял собственную периодизацию профессионального развития человека, отмечая, что возрастной период от 18 до 23 лет характеризуется профессиональным самоопределением внутри учебного заведения и продолжается также после его окончания, характеризуясь в качестве профессиональной адаптации. Он отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности и помогает человеку адаптироваться не только в какой-либо профессиональной деятельности, но и в культуре вообще. То же самое касается появление новых интересов у человека на протяжении жизни, для одних хобби может так и оставаться хобби, а для других увлечение может очень сильно влиять на профессию, вплоть до изменения профессиональных предпочтений человека.
Чистякова С. Н. и Родичев Н. Ф. самоопределение описывают как «центральный механизм становления личности человека».[50] Профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в профессиональной и трудовой сферах. Профессиональное самоопределение у Чистяковой и Родичева описывается как жизненно необходимый процесс формирования личностного отношения к профессиональной деятельности и способ самореализации, согласование индивидуальных и социально-профессиональных потребностей.[50]
По мнению Поваренкова Ю.П., профессиональное самоопределение – «есть ведущая форма активности субъекта на всех этапах его профессионального становления и развития, процесс осознания своего места в трудовой среде и целей своей профессиональной деятельности, направленный на разрешение возникающих противоречий и выбор предпочтительных перспектив профессионального развития».[29]
По мнению Бодрова В.А., «активизация профессионального самоопределения носит циклический характер и происходит в те моменты, когда возникают конкретные задачи профессионального развития: поиск профессии, ее смена, процесс обучения в вузе, продвижение по карьерной лестнице».[1] В подтверждение этого, Думенко Г. А. в своей работе главной мыслью выносит утверждение, что именно «учебная деятельность является мотивом к профессиональному самоопределению студента, точнее сама мотивация к учебе является показателем активизации данного процесса».[10]
Ученый Тихомиров М.Ю. в своем исследовании, проведенном среди студентов 1 и 2 курсов методом фокус-группа, выделяет 5 групп студентов, основываясь на их мотивах к выбору осваиваемой профессии и поступлению в вуз в целом. Каждая группа носит свое неформальное название.[47]
К первой группе, которую он обозначил как «Родители устроили в вуз», ученый отнес студентов, которые получают высшее образование исключительно под давлением родителей. Для таких студентов безразлично само содержание осваиваемой профессии, они в ней не заинтересованы.
«Нужен диплом» - это вторая группа, к которой относятся студенты, для которых не важно, какую специальность они освоят, в какой вуз поступят, данный выбор зависит только от баллов, набранных на экзаменах или от приемной комиссии.
Третья группа включает в себя тех студентов, которые выбрали специальность и вуз сознательно, как этап в освоении конкретной профессии. Таких студентов ученый обозначил как «самоопределившихся».
«Путь проб и ошибок». Данная группа неоднозначна. Студент, попавший в данную категорию, хочет освоить выбранную специальность, но его привлекает именно практическая сторона вопроса. Такие студента, как правило, готовы работать по специальности лишь в случае благоприятных условий на рынке труда.
Последней, пятой группой, ученый связывает «общественников», тех студентов, которых захватила студенческая жизнь, учеба, а следовательно и сам процесс профессионального самоопределения ушли на второй план. К «общественникам» можно отнести старост, членов команды КВН и т.п.
Подводя итог, Тихомиров М.Ю. отмечает, что большинство студентов все же относятся к третьей и четвертой группе. «Тем не менее простая классификация индивидуальных историй не позволяет точно реконструировать именно стратегии профессионального самоопределения».[47] Такой вывод обусловлен мнением ученого о том, что современные студенты не имеют долгосрочной стратегии собственного профессионального будущего.
Как указывает Помазкова И. С. в своей работе, «профессиональное самоопределение молодежи обусловлено спецификой общества, в котором та находится».[51] Типология профессиональных ценностей социума влияет на формирование стратегий и вариантов профессионального самоопределения, в итоге создается своеобразная модель профессионала той или иной области. Изменчивость профессий, как пишет Помазкова, рождает изменчивость процесса профессионального самоопределения.
В процессе профессионального становления очень важно сформировать основные ценности профессии, стремиться к тому, чтобы студент осознал, осмыслил, принял и по возможности углубил их индивидуальными смыслами, так как, основываясь на главных ценностях профессии, работник создает индивидуальную стратегию профессиональной деятельности. Полное погружение в профессиональную деятельность, ее познание и определение в ней себя и составляет профессиональное самоопределение.
Важно то, что, поступив в вуз, молодой человек не прекращает, а продолжает путь профессионального поиска. Можно так же сказать, что инстинкт к этому поиску пробуждается еще сильнее, ведь юноша уже находится в конкурентной среде, среди своих будущих коллег. Особенно ярко это выражено у личностей, которые еще не определены в своей профессиональной «нише» в выбранной им сфере деятельности: происходит, главным образом, профессиональное самоопределение непосредственно внутри области труда. Фактически, это и является основной задачей вуза: помочь студенту сделать свой выбор именно в данном контексте. Что касается того, когда молодой человек изначально выбирает отличную от своих желаний и способностей профессиональную сферу, вуз, естественно, за выбор абитуриента ответственности не несет, но помощь оказать способен.
Таким образом, профессиональное самоопределение студента состоит в осознании специальности, на которой он обучается, понимание своей будущей профессии и определения себя в ней. Профессиональное самоопределение жизненно необходимо каждому человеку. Профессиональный выбор – это лишь первая ступень, которую по окончанию школы делает молодой человек, затем поступление в вуз на желаемую специальность – это второй шаг. А дальше, уже взрослому, в контексте социума, человеку предстоит целый комплекс шагов, которые и сделают его настоящим профессионалом своего дела. Этот комплекс и называется профессиональным самоопределением.
1.3. Положение молодежи в современных условиях рынка труда.
Обращаясь к данной теме, прежде всего, необходимо отметить, что одной из основных проблем современной молодежи является вопрос занятости и трудоустройства. Главным образом, этим вопросом озабочены студенты и выпускники вузов, ведь в процессе получения образования молодой человек следит за ситуацией на рынке труда, а именно, востребована ли выбранная им профессия.
Как было указано ранее, именно такие процессы, как изменения ситуации на рынке труда, могут стать фактором профессиональной переориентации молодого человека. Данный процесс не является качественной переориентации, так как основан на внешних изменениях, а не на личностном самоопределении человека, следовательно, такой способ изменения профессиональных ориентиров в жизни молодежи не желателен.
Тем не менее, ситуация на рынке труда – это реальность, в которой современному молодому человеку необходимо научиться существовать.
Главным индикатором положения молодежи на рынке труда Гневашева В.А. отмечает уровень безработицы. Кроме того, можно сказать, что такое соотношение аналогично и в другом направлении. Именно молодежь является самой уязвимой группой в вопросе безработицы, что подтверждается статистическими данными.[8] Следовательно, уровень безработицы и положение молодежи на рынке труда взаимозависимы, при чем влияют они не только друг на друга. Процесс изменения молодежной безработицы в мире, несомненно, важный экономический аспект, который может влиять на экономики стран в той же мере, что и ресурсное обеспечение.
Главной причиной обострения проблемы безработицы молодежи, безусловно, стал переход к рыночным отношениям в условиях изменения экономики и общественной жизни России в целом. Даже по прошествии времени, проблема остра и остается неизменной: молодежь продолжает испытывать негативные последствия эпохи реформирования.[8]
Коршунов А. Е. в своей статье по данной проблеме указывает на индивидуальность молодежной безработицы: «Молодежная безработица в каждом обществе имеет свои особенности, которые в России определяются
во многом региональными факторами развития рынка труда. В результате процессов трансформации и регионализации в стране и благодаря четкому выявлению региональной специфики социально-экономического развития рынка труда в России сформировался слой незанятых молодых людей, который условно можно разделить на две группы: добровольно незанятые молодые люди и вынужденно незанятые молодые люди».[18]
Причин, приводящие молодых людей к безработице, масса: условия жизни, социальный статус, уровень образования, состояние здоровья и т.д. Однако, впоследствии, незанятость ровняет этих молодых людей под один социальный слой, не только в значении социально-экономического статуса, но и в формировании особой формы жизнедеятельности, которая подразумевает условия и образ жизни, установки и нормы поведения, разделяемых молодыми безработными. «Высокий уровень молодежной безработицы в стране связан с несоответствием заработной платы уровню образования молодежи и ее потребностей, что и становится причиной поиска работы в трудовых сферах, не связанных с полученной специальностью». [18] То есть, главную роль здесь играет ситуация на рынке труда и нормы оплаты труда, именно эти факторы могут привести к переориентации молодежи.
Современные юноши и девушки стараются улучшить свое положение на рынке труда с помощью приобретения дополнительного образования. Однако, зачастую молодые люди делают выбор в пользу «количества», имея сразу несколько дипломов о высшем образовании. При этом фиксируется несоответствие качества образования и требований рынка труда к молодым специалистам, что затрудняет процесс трудоустройства.
Не смотря на то, что в современном мире для молодых людей огромное количество путей и вариантов самореализации, нестабильность и неопределенность тенденций рынка труда не дают молодым людям реализовываться в профессиональной сфере в полной мере. По-настоящему озабоченные поиском работы студенты уже в процессе обучения ищут работу, однако, не всем удается грамотно расставить приоритеты при выборе места работы. Большинство студентов устраиваются на работу, которая скорее будет приносить им деньги, нежели впоследствии может стать перспективой карьерного роста. Неверное представление о системе трудоустройства ставит молодого человека в сложную ситуацию, где ожидания о будущей работе не оправдываются.
Неустроенность в трудовой деятельности, которую влечет за собой ситуации на рынке труда, испытывают 1/3 работающих россиян.[18] Не смотря на то, что люди имеют работу, они испытывают апатию и безразличие к собственной трудовой деятельность. Причин для этого масса, в том числе вопрос занятости населения, но результат подобного отношения к своей профессии, - снижение уровня профессионализма и желания его повышать.
Во многом такие данные исходят из подмены ценностей современной молодежи. Вебер Э.И. отмечает: «Произошла замена «героев труда» «идолами потребления». Молодежь это четко фиксирует, чаще всего объясняя свое поведение низким уровнем предлагаемых заработков или трудностями поиска работы по приобретенной профессии. В молодежной среде стали сильны элементы инфантилизма».[6] Такие изменения как раз и повлекли за собой возникновение проблем с трудоустройством молодежи и напряженность на рынке труда.
Необходимым процессом в сложившейся ситуации на российском рынке труда является адаптация выпускников вузов в современных условиях в сфере профессиональной деятельности. Одним из инструментов адаптации можно назвать ярмарки вакансий, которые могут проводить как государственные учреждения, например центры занятости, так и сами работодатели и отделы кадров их предприятий. Разумеется, именно на ярмарках вакансий много для молодого выпускника становится на свои места, процесс его профессионального самоопределения может измениться. Для современного выпускника отличительными чертами можно назвать: «высокий уровень теоретической подготовки, отсутствия практических навыков и производственного опыта».[6] Данный набор является малопривлекательным для работодателя. Однако, у самих молодых соискателей амбиции формируют завышенные представления о будущей профессии. Все это образовывает тупик для обоих сторон, что и влечет за собой безработицу среди молодежи. Можно сказать, что цели работодателей и соискателей не состыкуются.
Таким образом, главными проблемами положения молодежи на рынке труда можно обозначить следующие:
- положение молодежи на рынке труда на сегодняшний день отличается сложностью и противоречивостью, а именно, высокой потребностью в молодежном труде и одновременно высоким уровнем безработицы среди молодежи;
- несоответствие качества образования молодых специалистов провоцирует проблемы при трудоустройстве;
- полученное в вузе образование, при нынешних условиях оплаты труда, может не соответствовать с потребностями молодых людей;
- низкая оплата труда, его несоответствие выбранной профессии и полученному образованию, ограничения социальной мобильности провоцируют недоувлетворенность молодежи в выбранной профессии и в труде в целом, что влечет за собой «снижение социального самочувствия в молодежной среде». [6]
В итоге, для повышения качества трудоустройства молодежи, снижения безработицы в молодежной среде, и в целом положительной динамики на рынке труда, - необходима грамотная адаптация населения. Качество адаптации на рынке труда зависит от множества факторов, связанных с социальной, экономической и образовательной политикой государства.