Методология исследования профессионального самоопределения личности многогранна и разнообразна, подходы к ней различны, но неизменен ожидаемый результат. Исследователям в данной области необходимо добиться действенного и результативного итога своей работы, а именно наиболее качественного процесса профессионального самоопределения личности. Разнообразие данных методик не изменяет одной начальной аксиоме: процесс профессионального самоопределения дает свое начало задолго до непосредственного выбора личность профессии.
Основными требованиями при выборе диагностики профессионального самоопределения следует указывать:
· Валидность;
· Надежность:
· Однозначность;
· Точность.
Дополнительными факторами выбора метода диагностики можно определить: простоту диагностического исследования, его понятность, как для исследователя, так и для испытуемого, а также комфортные условия проведения исследования.
Выбор методов исследования обусловливается поставленными задачами, и осуществлялся в трёх диагностических направлениях, соответствующих основным детерминантам карьерной успешности: «Профессиональное самоопределение» (отношение студента к его профессиональному обучению); «Профессиональная направленность личности» (характеристики индивидуальности – диагностика «черт», определяется через суждения самого субъекта); и «Наличие цели и представлений о самопроектировании» (осуществляется проективными и психологическими методами). Все эти направления базируются на основных подходах исследователей в данной области.
Диагностические направления | Задача | Методика | Назначение |
Выбор профессии (проф. самоопределение) | Мотивационная направленность студентов, их отношение к своему профессиональному обучению и будущей деятельности. | 1) Психолого-социологический опрос «Мотивы выбора профессии» | Степень обоснованности профессионального выбора и исследование мотивов, как причин, определяющих профессиональный выбор |
2) Психолого-социологическое анкетирование: опросник «Уровень конкурентоспособности» В.И. Андреев. | Рекомендован для исследования наличия личностных установок, способствующих достижению успешности в профессиональной деятельности | ||
Профессиональная направленность личности | Диагностика «черт» Обобщённая характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование способов поведения в жизненных ситуациях. Влияние потребности в достижениях на эффективность деятельности. | 1) Анкета профессиональной направленности Дж.Голланда. | Направлена на выявление соответствия склонностей и способностей выбранной профессии |
2) Личностный опросник «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажин на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера. | Измерение локуса контроля как обобщённой генерализованной переменной. | ||
3) Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; | Предназначена для измерения выраженности потребности в достижении к успеху и мотивации избегания неудачи. | ||
Наличие цели и представлений о самопроектировании | Психологическое исследования как осознанных, так и неосознаваемых отношений студентов к профессии инженера, к своему настоящему и будущему, к карьерной успешности. | 1) Проективная методика «Временные децентрации» | Направлена на исследование временных перспектив и представлений личности о будущем (Корник А.А., Головаха Е.И.) |
2) Метод цветовых ассоциаций, разработанный И.Л. Соломиным на основе цветового теста отношений (ЦТО). | Позволяет получить качественные групповые данные посредством выявления связей в представлениях респондентов между теми или иными аспектами. |
|
|
Представленные в таблице методики позволяют выявить, как ход процесса профессионального самоопределения, так и его эффективность. Это помогает исследователям определить возможность переориентации, ее причины, возможные факторы. Основной же целью всех методик является непосредственный результат, - становление личности в той профессии, которая ему близка. В это широкое понятие можно включить, как главенствующую цель человека в труде (деньги, карьера, личная удовлетворенность делом и т.д.), так и предрасположенность к определенным сферам, наличие или отсутствие навыков работы в коллективе и т.д. Так же методики направлены на карьерную подготовку уже самоопределившегося с профессией молодого человека. Данный процесс должен дать начало еще на первом курсе обучения в вузе, чтобы в дальнейшем, обладая заданной карьерной целью, студент мог спроектировать свой профессиональный путь. Не менее важной является адаптационная работа со студентами, которую так же можно регламентировать представленными методиками. Ведь адаптация в учебном заведении напрямую зависит от дальнейшего профессионального самоопределения. Важно, чтобы студент не испытал разочарования в будущей профессии, что может послужить фактором профессиональной переориентации.
Указанные методики активно используются работниками Центра занятости населения Тульской области при психологической поддержке граждан, а так же при их социальной адаптации. Это отражено в работе психолога, основанной на тестировании; применение научных методик позволяет работнику центра действенно решать задачи по психологической поддержке безработных граждан. Для работника центра, занимающимся адаптации безработных граждан также помогают методические рекомендации для эффективной работы. Это взаимодействие можно проследить также в бланках анкет, используемых работником. Таким образом, работа центра занятости Тульской области может служить примером преемственности научных методик в работе с клиентами.