ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА»
Выполнена: студенткой 4 курса группы 721821 очной формы обучения направления подготовки «Организация работы с молодежью» факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Артемовой Анной Андреевной Научный руководитель: доцент, к.и.н. Бадзагуа Г.Ж. |
Тула – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях современного рынка труда: теоретико-методологические проблемы исследования……………………………………………………………………..7
1.1. Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»…………………………………………………………….7
1.2. Особенности профессионального самоопределения личности в студенческом возрасте…………………………………………………..15
1.3. Положение молодежи в современных условиях рынка труда………...22
Глава 2. Особенности профессионального самоопределения и реализации профессиональных ориентаций на рынке труда………………………………27
2.1. Методики диагностики исследования профессионального самоопределения…………………………………………………………..27
2.2. Описание опыта Центра занятости населения Тульской области по работе с занятостью молодежи…………………………………………31
2.3. Рекомендации по организации профессионального самоопределения студентов в современных условиях рынка труда……………………….41
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………………………….49
ВВЕДЕНИЕ
|
Актуальность исследования. В современных условиях создана масса возможностей для потенциальных работников. Это касается абсолютно всех сфер труда, коих большое количество, что зачастую становится одной из основных проблем для молодого человека в процессе самоопределения в сфере трудоустройства. Для молодежи предоставлен широкий выбор профессий, что усложняет процесс профессионального самоопределения. Помимо этого причинами неопределенности или переориентации молодых людей, могут служить различные внешние факторы, например, ситуация на рынке труда.
Данный вопрос действительно важен и актуален в современном обществе, учитывая постоянные изменения рынка занятости и нестабильность экономической ситуации. Еще в школе молодой человек определяет для себя склонность к какой-либо трудовой деятельности. Это может быть как решающим аспектом в вопросе выбора дальнейшего места обучения, так и не влиять на данный выбор абсолютно.
Именно поэтому так важно для молодых людей правильно переживать в себе процесс самоопределения, для того, чтобы в будущем выбранная трудовая деятельность была комфортной и доставляла удовлетворение.
В Стратегии государственной молодежной политики в РФ до 2025 года также подчеркивается важность и необходимость решения проблем занятости и конкурентоспособности молодежи. Одной из целей в данном документе является адаптивность в современных экономических условиях, в том числе и на изменяющемся рынке труда. Поэтому первыми приоритетными направлениями в данном документе указаны «Повышение качества профессионального образования путем развития неформального и информального (самостоятельного) образования, программ социального образования», «Организация профессиональной ориентации молодежи 14-16(17) лет и помощь в построении профессиональной траектории», что указывает на необходимость взращивать трудовую культуру и значимость грамотного профессионального самоопределения уже на этапе определения своей будущей профессиональной деятельности.
|
Проблемой успешного прохождения молодыми людьми процесса профессионального самоопределения является то, что студенты-выпускники учебных заведений не осведомлены в возможностях профессиональной ориентации, а так же в государственных услугах, помогающим безработным сформировать свой профессиональный путь грамотно и в соответствии с личностными особенностями молодых людей.
Как показало исследование, в Туле не хватает грамотной системы информированности о данных услугах, которые предоставляются службами занятости, а также профессиональной помощи молодым людям в устройстве на работу и достижении карьерных целей.
В первой главе мною были рассмотрены теоретические аспекты проблемы: основные подходы к определению «профессионального самоопределения», особенности данного процесса в студенческом возрасте и положение современной молодежи на рынке занятости.
Во второй главе мною описан и проанализирован опыт Центра занятости населения Тульской области, с целью формулирования грамотного процесса профессионального самоопределения, а также оценки возможности частичного заимствования данного опыта для ВУЗов и СУЗов г. Тулы и Тульской области.
|
Опыт Центра занятости Тульской области открывает возможности, как для молодежи, так и для других групп населения. Нередки ситуации, когда для получения новой работы необходима профессиональная переподготовка. Человек вынужден, в связи с изменениями на рынке труда, переквалифицироваться, получить новую профессию, переходить в новую для себя сферу деятельности. Центр занятости осуществляет профориентационную работу, которая направлена на граждан всех возрастов; психологическую поддержку, подкрепленную различными тренингами, в основном с целью помочь безработным гражданам.
Степень разработанности проблемы в литературе. Существенный вклад в изучение профессионального самоопределения личности внесли: В.И. Слободчиков и Е.И.Исаев, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова и Н. Ф. Родичев, Е. И. Головахе, Е. А. Климов и др.
Проблему формирования профессионального самоопределения в студенческом возрасте рассматривали такие авторы как: В.А. Бодров, И. С. Помазкова, Э.Ф. Зеер, Ю:.Д. Муфтахова и др.
Исследовали положение молодежи в условиях современного рынка труда ученые: Гневашева В.А., Коршунов А. Е., Вебер Э.И. и др.
Однако региональный аспект проблемы профессионального самоопределения молодежи в студенческом возрасте на современном рынке труда изучено в недостаточной степени. Не хватает пособий, помогающих молодым людям сориентироваться не только в мире профессий, но и в индивидуальных условиях рынка труда, с учетом личностных особенностей профессиональной ориентации, на региональном и муниципальном уровнях.
Объект: профессиональное самоопределение.
Предмет: особенности профессионального самоопределения студенческой молодежи на современном рынке труда Тулы и Тульской области.
Цель: создание системы помощи студенческой молодежи в профессиональном самоопределении и адаптации в современных условиях рынка труда.
Задачи:
1) рассмотреть основы понятия «профессиональное самоопределение», с целью углубленного ознакомления с составляющими исследования;
2) проанализировать особенности профессионального самоопределения в студенческом возрасте;
3)ознакомиться с положением студенческой молодежи на современном рынке труда для формирования проблем, исходя из которых, можно принять решения по их устранению;
4) изучить методики диагностики профессионального самоопределения;
5) выявить возможность изучения опыта деятельности ГУ ТО «Центр занятости населения Тульской области» в вопросах профессионального самоопределения молодежи на современном рынке труда, с целью ознакомления с механизмами решения проблем молодежи при устройстве на работу и адаптации в современных условиях;
6) составить рекомендации по профессиональному самоопределению студентов образовательных учреждений, опираясь на сотрудничество служб занятости и ВУЗов и СУЗов.
Все вышесказанное определяет выбор темы исследования: «Профессиональное самоопределение студенческой молодежи на современном рынке труда».
Методы исследования:
теоретические методы: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой базы по проблеме исследования, описание опыта работы учреждения;
ð эмпирические методы: использование проектных технологий в составлении рекомендаций.
методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: ГУ ТО «Центр занятости населения Тульской области».
Глава 1. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях современного рынка труда: теоретико-методологические проблемы исследования