Описание опыта Центра занятости населения Тульской области по работе с занятостью молодежи




Для изучения молодежи на современном рынке труда, необходимо понять ее специфические особенности как социальной группы, а именно, особенности ее профессионального самоопределения в современной действительности. В первой главе были выявлены особые тенденции поведения молодых людей при выборе профессионального пути. Указанные факторы формируют отношение как внутреннее, так и внешнее. То есть, отношение самой молодежи к будущей трудовой деятельности и своего места в ней, так и отношение потенциального или действующего работодателя к соискателям и работникам, относящимся к молодежи.

Все это формирует особенный статус молодежи на современном рынке труда. Основываясь на этом, работодатели требуют от молодого соискателя опыт работы, что обычно является главной проблемой молодежи при устройстве на работу.

Помочь в решении этой и других проблем могут специальные программы, которые используются в центрах занятости населения. В Центре занятости населения Тульской области активно практикуются такие программы. Они распространены на все работающее население, в том числе и на молодежь.

Вся работа Центра занятости населения Тульской области основана на главном документе, регламентирующем работу центра – Законе о занятости населения Российской Федерации 19 апреля 1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016). Далее работники службы занятости действуют согласно регламентам о государственных услугах: «Психологическая поддержка безработных граждан», «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда», «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», «Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые», «Стажировка выпускников» и т.д.

В Центре занятости населения Тульской области, для молодежи определены программы, основанные на проблемах молодых людей при трудоустройстве. Для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет создана программа, позволяющая подросткам частичную занятость в различных учреждениях Тулы и Тульской области. Важно учитывать, что граждане до 16 лет не ставятся на учет в Центр занятости, поэтому, в случае, если работу они не находят, безработными признаны быть не могут. Документы, необходимые при подаче заявления на поиск работы, - паспорт гражданина РФ, СНИЛС, ИНН, трудовая книжка, медицинская справка и карта для начисления заработной платы. По данной программе подростки могут проходить только по частичной занятости, то есть учащиеся школ, колледжей и других учебных заведений. На полную занятость несовершеннолетние не могут устроиться, это запрещено законодательством Российской Федерации.

Для решения проблемы отсутствия опыта, для выпускников сузов существует специальная программа «Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет. Имеющих среднее специальное образование и ищущих работу впервые».

Цель программы: возможность трудоустройства на временную работу по полученной специальности. Это поможет соискателю за два месяца приобрести практические профессиональные знания, проявить себя на предложенной работе и остаться на этом месте на постоянной основе.

Подбор выпускников для участия в программе осуществляется по следующим критериям:

· Гражданин должен быть признан безработным;

· Согласен участвовать в программе;

· Относится к категории: выпускник учреждений среднего профессионального образования, в возрасте от 18 до 20 лет, ищущий работу впервые.

В рамках этой программы ГУ ТО «ЦЗН ТО» заключает договор с организацией на временное трудоустройство безработных граждан данной категории с материальной поддержкой. Продолжительность программы – до 2-х месяцев.

Что дает программа выпускнику:

· Шанс трудоустройства на постоянную работу по полученной в учебном заведении специальности.

· Улучшение материального положения в адаптационный период.

Для выпускников вузов и сузов существует программа стажировки. На стажировку направляются безработные граждане, закончившие обучение в профессиональных образовательных учреждениях не позднее одного года до направления на стажировку, не имевшие до обращения в центр занятости населения опыта работы по полученной специальности (профессии), впервые после окончания профессионального образовательного учреждения зарегистрированные в качестве безработных граждан. В указанный срок не входит время прохождения военной службы по призыву.

Центр занятости:

· заключает договора с организациями для проведения стажировки;

· направляет в организацию выпускников для прохождения стажировки;

· ежемесячно возмещает работодателю затраты на заработную плату проходящих стажировку выпускников, исходя из размера минимальной заработной платы, установленной региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области, затраты на доплату работникам за наставничество выпускников составляют половину размера возмещаемой работодателю заработной платы проходящего под его руководством стажировку выпускника.

Работодатель:

· предоставляет рабочие места для проведения стажировки;

· заключает со стажером срочный трудовой договор;

· определяет из числа специалистов организации наставников для стажеров;

· проводит инструктаж стажеров по ознакомлению с требованиями охраны труда и техники безопасности;

· обеспечивает безопасные условия стажировки на рабочем месте;

· ежемесячно выплачивает заработную плату стажеру за период стажировки.

Так же, возможно прохождение по программе стажировки выпускников, получающих второе высшее образование заочно или находящихся на обучении в магистратуре, аспирантуре. Главной целью программы стажировки является получение выпускником опыта работы, а так же приобретение высоких шансов на получение постоянной занятости на месте прохождения стажировки. Заработная плата стажеров варьируется в зависимости от размера минимальной заработной платы, так же она зависит от того, государственное или коммерческое учреждения предоставляет место стажеру. Работодатель имеет право взять стажера на постоянную работу по истечению срока стажировки; также работодатель имеет право отказаться от приема на постоянную основу стажерующегся. Одним из основных условий прохождения по программе – стажировка по полученной специальности.

Работодателям возмещаются затраты на заработную плату проходящего стажировку выпускника, затраты на доплаты работникам за наставничество выпускников, компенсируются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на сумму возмещаемых трат.

Продолжительность стажировки выпускников может составлять до 6 месяцев.

Категории граждан от 18 до 20 лет выделяется месячная материальная поддержка в рамках программы. Количество выпускников, проходящих по программе стажировки ограничено.

Психологическая поддержка в ЦЗН предоставляется только безработным гражданам. Главной целью предоставления данной услуги является мотивация к труду, а также диагностика личностного потенциала человека как работника.

В результате психологической поддержки безработный граждан получает рекомендации:

· по повышению мотивации к труду;

· активизации позиции по поиску работы и трудоустройству;

· снижению актуальности психологических проблем;

· реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.

Как и все программы в ЦЗН, услуга по предоставлению психологической поддержки прописана в административном регламенте «Психологическая поддержка безработных граждан.

Работу психолога в центре можно разделить на две группы:

· индивидуальные консультации;

· тренинги.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, проводит с безработными гражданами тренинги и (или) психологические консультации, направленные на снятие психэмоциональной напряженности и состояния тревожности, формирование позитивного отношения к трудностям, возникающим в процессе поиска работы, расширение сферы осознания своей проблемы и своей роли в происхождении различных конфликтных ситуаций, обработку новых приемов и способов поведения, преодоление негативных факторов поведения.

В своей работе психолог использует различные тесты, определяющие предпочтения человека в труде, данные тесты закупаются центром занятости населения. Также помимо использования программ и методик, психолог пользуется брошюрами, которые самостоятельно разрабатываются в центре занятости. Данные брошюры варьируются различными тематиками: помощь инвалидам, помощь молодым людям без опыта работы, поддержка женщин при поиске работы и т.д.

Как показывает практика, одной из основных проблем, с которыми люди обращаются за психологической поддержкой в центр занятости, - это незавершенный процесс профессионального самоопределения. В том числе и молодежь. Данная возрастная группа отличается тем, что молодые люди не всегда готовы для профессиональной деятельности, как для выбранной профессии, так и для труда в целом. С целью адаптации молодым людям в ЦЗН могут предложить обратиться в отдел «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» или «Клуб ищущих работу».

Работа данного клуба основывается на пяти тематиках:

· Пути поиска работы;

· Технология составления резюме;

· Собеседование с работодателем;

· Основы самореализации;

· Адаптация на новом месте работы.

Работа отдела направлена уже не на профессиональное самоопределение, а на определения себя как готовой для работы личности, адаптации на рынке труда как серьезно настроенного соискателя. Работник отдела проводит как инструктативную работу, так и психологическую, формирую уверенность в собственных навыках у безработного гражданина.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, обсуждает индивидуальные планы самостоятельного поиска работы, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию, а также по самостоятельному поиску подходящей работы; обучает безработных граждан технологии составления резюме, информирует о структуре резюме, порядке его составления и приемах коррекции профессиональных и личностных качеств с учетом требований работодателей к кандидатурам работников, содействует формированию у безработных граждан навыков составления резюме; обучает безработных граждан методике проведения переговоров с работодателем по вопросам трудоустройства посредством телефонной или видео-связи с использованием сети Интернет, а также при личном обращении и т.д.

Прежде всего, инструктор предоставляет безработным анкету «Навыки и знания, необходимые для успешного трудоустройства», где выясняется, насколько изначально готов человек для поиска работы, каковы его знания о востребованности выбранной трудовой деятельности на рынке труда и т.д. Данные, полученные из результатов анкеты, помогут инструктору в дальнейшем формировать свою работу. А именно, требуется ли индивидуальная работа с безработным или нет.

Занятия включают в себя: Обучение различным приемам и навыкам при устройстве на работу, грамотному составлению резюме, умению общаться в коллективе, самопрезентации, прививанию правильного делового имиджа, планировании карьеры и т.д.

Государственная услуга включает комплекс занятий, которые могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Ход данных занятий различается лишь в специфике проблемы обратившегося гражданина. В остальном, на выходе клиенты обладают тем же набором навыков, что и при групповом занятии.

Ход занятий:

- Технология поиска работы: информация о необходимости использования всех ресурсов поиска работы (Интернет, газеты, телевидение, кадровые агентства и т.д.); плюсы и минусы различных ресурсов, информация о ловушках для соискателей и т.д.

- Технология составления резюме: лабораторная работа, включающая практику составления резюме, тонкости и особенности; разбор ошибок при составлении резюме.

- Собеседование с работодателем: обучение подготовке к собеседованию, пути поиска ответов на сложные вопросы при интервью; инсценировка собеседования между участниками группы.

- Основы самопрезентации: подготовка для встречи с работодателем; обучение тому, как «подать себя»; составления сопроводительного письма.

- Адаптация на новом месте работы: 1) адаптация; 2) индивидуализация; 3) интеграция. Советы к адаптации на новом месте работы, установлению межличностных отношений с коллегами и начальником. Объяснение причин неудач при устройстве на работу.

Данные занятия проходят на добровольной основе, поэтому с целью заинтересовать соискателей, работник центра добавляет разнообразие в проведении занятий. В работе используются учебные фильмы. А также проводятся встречи со специалистами в данной сфере из других городов.

По окончанию работы участники проходят тестирование «Проверь свои знания, умения и навыки», которое выступает в качестве обратной связи. Инструктор выясняет насколько эффективными стали занятия клуба для безработных. Также участники получают памятки «Подготовка к первому рабочему дню», образцы сопроводительных писем, а также буклеты и брошюры, которые не только информируют о работе клуба, краткому описанию пройденной работы, но и содержат важную информацию, которую обязан знать любой потенциальный соискатель и работник, например, информация о трудовом договоре.

Для молодых предпринимателей центр занятости населения предоставляет особенную помощь, заключающуюся в выделении субсидий на открытие собственного дела. Прежде всего участник данной программы должен быть признан безработным, опыт работы не требуется, но обратившийся должен пройти тестирование на готовность к предпринимательской деятельности. Затем, если тестирование пройдено успешно, клиенту центра занятости необходимо составить бизнес-план, распланированный на 12 месяцев. Обратившийся может пройти обучающий семинар по подготовке бизнес-плана. Финансовая помощь установлена в размере 58 800 рублей и 800 рублей предоставляются на регистрацию в налоговой службе.

Государственная материальная помощь и собственные средства будущего предпринимателя должны быть распланированы в бизнес-плане. Например, денежные средства необходимы на закупку товара и аренду, следовательно все затраты должны быть отображены в указанных документах. В течении 3 месяцев обратившийся должен отчитаться перед комиссией об исполненных затратах, предоставив чеки на покупку товара или аренду помещения и др. Если предприятие просуществует меньше указанных 12 месяцев, то есть до истечения срока договора о предоставлении денежных средств государству, то выделенные субсидии должны будут возмещены государственному учреждению в полном объеме. Рабочая группа имеет право осуществлять проверку работы предприятия в течении 12 месяцев.

Данная государственная услуга является хорошей основой для организации профессиональной деятельности молодежи, самоопределившейся как предприниматели.

В результате деятельности центра занятости населения на январь 2016 года:

нашли работу (доходное занятие) 175 человек
признано безработными 321 человек
получили услуги по профориентации 318 человек
получили услуги по психологической поддержке 48 человек
получили услуги по социальной адаптации 48 человек

 

Опыт Центра занятости населения Тульской области в помощи населению не ограничивается на территории его офиса. Продолжает свою работу проект «Профессиональный ориентир». Он был осуществлен при поддержке ведущих ВУЗов и СУЗов Тульской области, Центра занятости населения, Тульского отделения Пенсионного Фонда России и многих других учреждений. В рамках проекта проходит заседание круглого стола, основной темой которого является «Проблемы трудоустройства старшеклассников и выпускников ВУЗов». В круглом столе принимают участие представители образовательных организаций области, центров занятости населения, кадровых агентств. Участники мероприятия получают возможность познакомиться с вакантными должностями и востребованными специальностями в Тульской области, а также пройти психологический тест на профессиональную ориентацию.

Как показало исследование, работники Центра занятости отмечают, что проблема профессионального самоопределения молодежи имеет место быть. Это проявляется в дезориентации молодых людей на рынке труда. Неознакомленность с ситуацией в вопросах занятости, несоответствие приобретенной в учебном заведении профессии и результатов профориентационных тестов, а так же отсутствие навыков при устройстве на работу, показывает отсутствие системы профориентационной работы с молодежью в учебных заведениях. Такой вывод наталкивает на необходимость создания системной работы в учебных заведениях по вопросам занятости, а также сотрудничества школ, сузов и вузов со службами занятости для эффективности будущих кадров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: