№ | Стадия | Критическая область развития | Приблизительный размер (в объемах продаж) | |
Производство | Услуги | |||
Новое предприятие | Рынки и продукты | Менее $1 млн. | Менее $300 тыс. | |
Экспансия | Ресурсы и операционные системы | $1-10 млн. | $0,3-3.3 млн. | |
Профессионализация | Системы менеджмента | $10-100 млн. | $3,3-33 млн. | |
Консолидация | Корпоративная культура | $100-500 млн. | $33-167 млн. |
Стадия 1 – новое предприятие.
Это период времени, во время которого организация проходит этап от полного отсутствия продаж до достижения объема в 1 млн. долл. Во время этой стадии организация должна решать все критические задачи, необходимые для достижения успеха, но самый большой акцент делается на решении двух задач: определении рынков и развитии продуктов. Эти две задачи являются критичными для выживания фирмы – без потребителей продуктов и услуг, которые предлагаются им, фирма не может существовать.
Стадия 2 – экспансия.
Организация, которая успешно решила ключевые задачи развития первой стадии, переходит на вторую стадию, означающую быструю экспансию фирмы в смысле роста прибыли от продаж, числа сотрудников и т.д. Для большинства производственных фирм вторая стадия начинается с уровня объема продаж в 1 млн. долл. и продолжается до уровня 10 млн. долл.
Эта стадия представляет новый набор проблем развития и вызовов, стоящих перед менеджментом фирмы.
Организационные ресурсы ограничены, в то время как рост объемов продаж требует увеличения человеческих, финансовых и материальных ресурсов.
Аналогично требуются ежедневные операционные системы для управления персоналом, производства и поставки продукции, учета и т. д. для того, чтобы достигать нужного объема продаж.
|
Самые важные проблемы, с которыми сталкивается компания на этой стадии, связаны скорее с ростом, а не с выживанием.
На второй стадии компания нуждается в инфраструктуре операционных систем, позволяющих ей ежедневно функционировать. К сожалению, многие предприниматели не заинтересованы в таком регулярном менеджменте.
Взятые вместе, стадии организационного роста 1 и 2 составляют предпринимательскую фазу организационного развития. Именно в течение этих стадий наиболее подходящими являются предпринимательские качества, которые нужны для перехода от предпринимательства к профессионально управляемой компании.
На этой стадии руководитель компании начинает понимать (или должен понять), что нуждается в качественных изменениях в управлении своей компанией. Компания должна совершить переход от предпринимательства к профессиональному менеджменту и выйти на новый уровень развития.
Необходимость в подобном переходе происходит в производственных компаниях, когда они достигают объема продаж приблизительно в размере 10 млн. долл. На этом уровне доходов и размера организация нуждается в более формальном планировании, регулярных совещаниях, четком определении организационных ролей и ответственности и прописанной системе вознаграждения и системах контроля.
Стадия 4 – консолидация.
Как только организация совершила переход к профессионально управляемой фирме с работоспособными системами планирования, организации, контроля, она должна переключить свое внимание на неосязаемую, но очень существенную часть своих активов – корпоративную культуру. Управление корпоративной культурой – ее ценностями, обычаями и нормами – является главной задачей четвертой стадии организационного развития.
|
Во время роста, до достижения четвертой стадии (которая обычно начинается при достижении объема продаж в 100 млн. долл. для производственных компаний), в компании успевают смениться три волны сотрудников.
Первая волна, вероятно, прибывает, когда фирма была относительно небольшой и неформальной – во время первой стадии. В течение этого периода культура фирмы передавалась путем ежедневных контактов между основателем компании и сотрудниками. Общение в основном происходит в неформальной манере.
Однако с ростом размеров организации, особенно с момента развития отдельных региональных подразделений, этот неформальный процесс социализации становится менее эффективным.
Другим направлением развития управления на стадии 4 является разработка консолидации или институционализации трансформационных процессов от предпринимательства к профессионально управляемой фирме.
Рост компании предполагает развитие соответствующих внутренних систем: организационных коммуникаций, систем мотивации и контроля и т. д.
Если компания не уделяет им должного внимания или же оказывается неспособной их развить, в ней появляются так называемые болезни роста, которые являются сигналом об отклонениях в процессе организационного развития.
|
Такие симптомы обычно проявляются на второй стадии – экспансии, когда компания готовится к переходу на третью стадию – профессионализацию.
Всего выделяют 10 наиболее общих «болезней роста», с которыми сталкивается большинство растущих компаний:
ü Сотрудники чувствуют, что в сутках мало времени.
ü Сотрудники проводят слишком много времени за «тушением пожаров» (решением текущих проблем).
ü Сотрудники не осведомлены о том, что делают другие.
ü Сотрудники не понимают, куда движется компания.
ü Ощущается нехватка хороших менеджеров.
ü Сотрудники считают, что «я должен сделать это сам, если я хочу, чтобы это было сделано правильно».
ü Большинство сотрудников считает, что совещания – это пустая трата времени.
ü Выполнение планов не отслеживается строго, поэтому планы выполняются плохо (или не выполняются вовсе).
ü Сотрудники ощущают ненадежность своего места в компании.
ü Продолжают расти объемы продаж компании, но прибыль остается неизменной.
Сотрудники чувствуют, что в сутках мало времени.
Одна из наиболее распространенных организационных проблем роста – это жалобы сотрудников на то, что никогда не хватает времени.
Продолжительное сохранение подобной рабочей атмосферы может стать причиной ряда серьезных проблем.
Во-первых, уверенность сотрудников в том, что они априори не успеют справиться со всеми обязанностями в положенный срок, постепенно становится сильным демотивирующим фактором.
Данная «болезнь роста», как правило, вызвана отсутствием систем планирования или их крайне низким уровнем, нехваткой формальной организационной структуры, в которой были бы четко распределены роли и ответственность, и/или неумением сотрудников управлять собственным временем.
«Болезнь роста» проявляется в значительной потере времени при разрешении краткосрочных кризисов – «тушении пожаров». Эта проблема, как правило, является следствием нехватки долгосрочного планирования или отсутствия плана как такового. Также она может вытекать из организационной культуры, которая больше поощряет «тушителей пожаров», нежели стратегов и плановиков. Результатом может стать снижение производительности и эффективности.
Сотрудники не осведомлены о том, что делают другие.
Когда сотрудники не понимают, какое место занимает их труд в деятельности организации, а также каким образом их работа соотносится с функциями остальных, они начинают действовать автономно, намеренно подчеркивая свою независимость.
Данная «болезнь» зачастую является результатом низкого уровня организационных коммуникаций и отсутствия четкого распределения ролей и ответственности. Это делает невозможным создание эффективной команды, поскольку взаимосвязь между людьми и отделами неясна, равно как неопределенна и индивидуальная ответственность.
Сотрудники не понимают, куда движется компания.
Непонимание курса, которому следует компания, может проявляться в жалобах сотрудников на то, что компания плывет по течению, и обвинениях высшего руководства в том, что сотрудникам не предоставляется достаточно информации о направлении развития компании.
Низкий уровень коммуникаций в сочетании с быстрым организационным ростом приводит к тому, что сотрудники оказываются отрезанными от информации и начинают испытывать сильное беспокойство.
Причиной данной «болезни» является отсутствие должной системы коммуникаций, которая допускала бы возможность расширения и роста, а также плохое планирование, которое не предусматривает необходимость в подобной системе.
В компании может работать значительное число менеджеров, но вполне возможно, что хороших менеджеров среди них окажется не столь много.
Одной из причин данной «болезни роста» могут являться реальные или воспринимаемые ограничения, накладываемые на действия менеджеров. Зачастую уверенность в том, что лишь высшее руководство обладает полномочиями для принятия решений, является наследием от предпринимательского стиля управления и свидетельствует о том, что профессиональное управление не было внедрено должным образом.
Сотрудники считают, что «я должен это сделать сам, если я хочу, чтобы это было сделано правильно».
Если сотрудники постоянно сталкиваются с тем, что некие функции, непосредственно связанные с их текущими обязанностями, не выполняются другими на приемлемом уровне, у них формируется уверенность в том, что должным образом эти функции могут выполнить лишь они сами.
Данная «болезнь» возникает из-за отсутствия координации, когда не существует четко определенных ролей, связей и распределения ответственности между ними. Также она может быть результатом неспособности или нежелания менеджеров делегировать ответственность за выполнение функций.
Выполнение планов не отслеживается строго, поэтому планы выполняются плохо (или не выполняются вовсе).
Другим признаком «болезни роста» является отсутствие мониторинга выполнения планов после их принятия. Осознавая растущую необходимость в планировании, предприниматель может попытаться внедрить этот процесс. Сотрудники действуют согласно предписанным планам, однако запланированные результаты достигаются редко. Или же планы могут не доводиться до конца, поскольку после разработки о них просто забывают.
В некоторых случаях планы не выполняются и не доводятся до конца, потому что в компании не развиты соответствующие системы контроля для мониторинга достижения целей.
Также причиной невыполнения планов может служить неумение менеджеров устанавливать цели и отслеживать их выполнение. Нередко разрабатываются цели, которые не могут быть достигнуты или измерены, а достигнутые результаты не могут быть оценены. В результате становится невозможным эффективное планирование деятельности, которое является необходимым для выживания компании на данном этапе и в дальнейшем.
Как следствие других «болезней организационного роста» сотрудники начинают чувствовать себя ненадежно в фирме.
Пытаясь справиться с возникшими проблемами, предприниматель может нанять новых менеджеров или сотрудников, при этом увольняя людей, ранее занимавших эти должности.
Они не знают, насколько прочной окажется их собственная позиция, занимаемая в компании, и не будут ли они уволены. Действуя из чувства самосохранения, сотрудники не будут привлекать внимания к своей деятельности и станут вести себя как можно неприметнее. Это приводит к изоляции сотрудников друг от друга и снижению эффективности за счет ухудшения командной работы.
Продолжают расти объемы, продаж компании, но прибыль остается неизменной.
Если налицо все другие «болезни роста», то в совокупности они могут обусловить один из главных негативных результатов: сохранение прибыли неизменной, тогда как объем продаж компании растет. Получается, что компания только увеличивает свои издержки. В самом худшем случае объем продажи будет расти, а прибыли в это время будет снижаться, — и руководство компании не сможет найти причин происходящего.
Во многих компаниях падение прибыли также может быть следствием чрезмерного значения, которое уделяется показателю объема продаж. В таких компаниях считают, что высокий объем продаж является самоцелью и автоматически означает высокий уровень прибыли. Однако это глубокое заблуждение.
Таким образом, наличие проблем, или симптомов «болезни роста», предполагает необходимость изменения природы организации, переход к профессиональному менеджменту.
Предлагается четырехэтапный процесс перехода к профессиональному менеджменту:
этап 1 – оценка текущего состояния развития организации и ее будущих потребностей в развитии;
этап 2 – разработка программы развития организации в целом;
этап 3 – внедрение программы развития организации;
этап 4 – контроль результатов внедрения программы и осуществление необходимых изменений, среди которых стоит особо отметить развитие менеджмента и наем новых профессионалов.
Данная методика является довольно удобным консалтинговым и диагностическим инструментом и позволяет менеджменту компании вовремя реагировать и предупреждать возникающие проблемы.