Было проведено анкетирование сотрудников главного офиса компании «Чайная ложка», общая численность которых составляет около ста человек. Им было предложено заполнить анкету, указав актуальность, которую, по их мнению, имеют десять «болезней роста» для их компании.
Анализ показателей отдельных болезней
В ходе исследования было получено 50 анкет. Общие результаты анкетирования можно представить в виде итоговой таблицы. В таблице приводится количество респондентов, указавших для конкретной болезни роста ту или иную степень релевантности, а также рассчитанные показатели GP (growing pain) для каждой «болезни роста».
Сводные результаты анкетирования сотрудников компании
«Чайная ложка»
Проблемы роста | Проблема актуальна для компании | |||||
А | В | С | D | Е | GPj | |
1. Сотрудники чувствуют, что в сутках мало часов | ||||||
2. Сотрудники проводят слишком много времени за «тушением пожаров» (решением текущих проблем) | ||||||
3. Сотрудники не осведомлены о том, что делают другие | ||||||
4. Сотрудники не понимают, куда движется компания | ||||||
5. Ощущается нехватка хороших менеджеров | ||||||
6. Сотрудники считают, что «я должен сделать это сам, если я хочу, чтобы это было сделано правильно» | ||||||
7. Большинство сотрудников считает, что совещания – это пустая трата времени | ||||||
8. Выполнение планов не отслеживается строго, поэтому планы выполняются плохо (или не выполняются вовсе) | ||||||
9. Сотрудники ощущают ненадежность своего положения в компании | ||||||
10. Продолжают расти объемы продаж компании, но прибыль остается неизменной |
|
А – проблема крайне актуальна для компании.
В – проблема достаточно сильно актуальна для компании.
С – проблема в некоторой степени актуальна для компании.
D – проблема актуальна для компании в незначительной
степени.
Е – проблема актуальна в очень слабой степени или
неактуальна.
Для количественного измерения организационных «болезней роста» используется GP.
Тогда оценка «болезней роста» будет производиться по следующей формуле:
n
GPj = å Nji х Wji
где
j – «болезнь роста» (j = 1,2... 10);
i – ответ от А до £ (i=A, В, С, D, Е);
n – число вариантов ответов (n = 5);
N – количество ответов i;
W – вес ответа i.
Предположим, что для произвольно взятой «болезни» j все пятьдесят респондентов указывают наибольшую степень релевантности А, тогда GPj = 50 • 5 = 250.
При всех ответах В показатель GP составит 200, при всех ответах С – 150, при всех ответах D – 100 и при Е– 50.
Таким образом, получаются пять значений, являющиеся границами четырех интервалов, которым будут принадлежать взвешенные суммы ответов для каждой «болезни». Ниже приведены эти интервалы.
100-149 – «болезнь» присутствует в компании, однако ее масштабы невелики. Руководству рекомендуется обратить на них внимание с целью определения потенциально опасных проблем.
|
150-199 – «болезнь» приняла значительные масштабы и необходимо принятие ряда реактивных действий по борьбе с ней, а также комплекс превентивных мер с целью недопущения прогресса «болезни» и ее перехода на кризисную стадию.
200-250 – «болезнь» находится на кризисной стадии. Потенциальная угроза возникновения кризиса в компании.
Как можно видеть, ни один из показателей GP не превышает 200, однако четыре показателя превышают значение 150, т. е. являются в высокой степени актуальными для исследуемой компании.
Анализ результатов исследования
Как показало исследование, ни одна из «болезней роста» в компании не находится на кризисной стадии, однако четыре из них являются в высокой степени актуальными для компании.
Сотрудники не осведомлены о том, что делают другие (GP = 189).
Сотрудники чувствуют, что в сутках мало часов (GP = 172).
Сотрудники проводят слишком много времени за «тушением пожаров» (GP = 168).
Сотрудники считают, что «я должен сделать это сам, если я хочу, чтобы это было сделано правильно» (GP = 168).
Во-первых, для улучшения коммуникационных процессов внутри компании необходимо проводить совещания, на которых освещались бы проблемы каждого подразделения.
Кроме того, управление на основе бизнес-процессов, которое начинается внедряться в компании, позволит преодолеть дефицит общения между подразделениями.
|
Во-вторых, для более четкого распределения ответственности за выполнение различных функций необходимо уточнить существующие должностные инструкции и разработать новые.
С ростом компании увеличилось число сотрудников, и новые сотрудники не всегда четко понимают свои должностные обязанности, т. к. более опытные не всегда охотно эти обязанности им передают.
Внедрение процессного подхода также является одним из наиболее эффективных инструментов определения сфер ответственности каждого сотрудника компании.
В этой ситуации полезными могут быть различные корпоративные мероприятия, направленные на развитие командного духа и получение знаний об особенностях работы разных подразделений компании.
В целом большинство из выявленных «болезней роста» могут быть устранены с помощью управления на основе бизнес-процессов, о чем свидетельствует успешный опыт некоторых российских компаний, которые находятся в процессе внедрения данной технологии менеджмента.
Вопросы для обсуждения
1. На какой стадии жизненного цикла, согласно моделям Адизеса и Грейнера, происходит переход от предпринимательства к профессиональному управлению? Назовите основные причины, вызывающие необходимость подобного перехода.
2. Почему «болезни роста» чаще всего возникают при переходе от предпринимательства к профессиональному менеджменту?
3. Перечислите десять «болезней роста» и предложите методы их преодоления.
4. Являются ли «болезни роста» нормальными проблемами определенной стадии жизненного цикла или патологиями?