Дифференциация звуков [Ц]-[С]
1.Упражнение «Дорожки».
Проведи дорожку к букве «ц» от предметов, в названии которых слышится звук [ц], а к букве «с» - в названии которых слышится звук [с].
Ц |
С |
2.Упражнение «Какой звук последний?»
Назови картинки (певец, ананас, заяц, автобус, глобус). Определи последний звук в названиях нарисованных предметов и запиши соответствующую букву в квадрате под рисунком.
3.Упражнение «Телеграф».
Соедини схему слова с предметом, к которому она подходит. («капуста» – с прямоугольником, где буква «с» пишется в середине слова, «заяц» – с прямоугольником, где буква «ц» пишется в конце слова и т.д.)
Ц |
С |
С |
Ц |
С |
4.Упражнение «Эхо».
Повтори пары слов. Назови звук, изменивший слово:
са – ца
со – цо
су – цу
сы – цы
сэ – цэ
лица – лиса
цари – сори
цвет – свет
цель – сель
цели – сели.
5.Упражнение «Кто больше».
В левой части листа нарисуй те предметы, названия которых начинаются на звук [с], а в правой - на звук [ц].
Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]
1.Упражнение «Будь внимательным».
Назови картинки (ножницы, камыши, ежи, пиджак, подушка). Обведи предметы, в названиях которых слышится звук [ш] синим карандашом, а в названиях, которых слышится звук [ж] - зеленым карандашом.
2.Упражнение «Какой звук первый?»
Назови картинки (жук, шляпа, жаба, шахматы, шкаф). Определи первый звук в названиях нарисованных предметов и запиши соответствующую букву в квадрате под рисунком.
3.Упражнение «Дорожки».
Проведи дорожку к букве «ш» от предметов, в названии которых слышится звук [ш], а к букве «ж» - в названии которых слышится звук [ж].
Ш |
Ж |
4.Упражнение «Найди звук».
Назови картинки (шиповник, жук, уши, ножницы, кошка, пиджак, ландыш, художник). Напиши букву «ш» или «ж» в прямоугольнике под той картинкой, в названии которой слышится соответствующий звук в начале, середине или конце слова.
5.Упражнение «Эхо».
Повтори пары слов. Назови звук, изменивший слово:
шар – жар
шить – жить
шаль – жаль
шила – жила
шест – жесть
шесть – жесть
шарить – жарить
шалость – жалость
широк – жирок
Луша – лужа
Саша – сажа
тушить – тужить
крушить- кружить
сушу – сужу
машет – мажет
скошу – скажу
смешу – смежу
паши – пажи
нашивка – наживка.
Дифференциация звуков [С]-[Ш]
1.Упражнение «Какой звук первый?»
Назови картинки (сом, шляпа, шкаф, сапоги, сумка). Определи первый звук в названиях нарисованных предметов и запиши соответствующую букву в квадрате под рисунком.
2.Упражнение «Телеграф».
Соедини схему слова с предметом, к которому она подходит. («Ананас» – с прямоугольником, где буква «с» пишется в конце слова, «кошка» – с прямоугольником, где буква «ш» пишется в середине слова и т.д.)
С |
Ш |
Ш |
С |
Ш |
3.Упражнение «Магазин».
Назови картинки (шиповник, коляска, шахматы, собака, маска, подушка, мяч). Подари Шуре (обведи красным карандашом) те предметы, в названии которых слышится звук [ш], а Соне– предметы (обведи зеленым карандашом), в названии которых слышится звук [с].
4.Упражнение «Эхо».
Повтори пары слов. Назови звук, изменивший слово:
сайка – шайка
сутки – шутки
стуки – штуки
скала – шкала
стопор – штопор
споры – шпоры
стык – штык
срам – шрам
сок – шок
скот – шкот
стиль – штиль
марс – марш
вас – ваш
нас - наш
мыс – мышь
миска – мишка
маска – Машка
ряска – ряшка
крыса – крыша
касса – каша
каска – кашка
солить – шалить.
5.Упражнение «Самый внимательный».