В параграфе19 Ганеман также определяет болезнь как «форму существования», или способ жить и существовать. Шанкаран (1991, стр. 11) рассматривает эту форму существования в связи с исходной ситуацией. Продиктованная внешними обстоятельствами исходная ситуация определяет внутреннюю форму существования. В таком случае внутреннее состояние является адекватной реакцией на конкретную ситуацию внешней среды. Проблема, однако, в том, что эта реакция может оказаться избыточной, или сохраняться и после исчезновения вызвавшей ее причины. Изначально полезная, эта реакция превращается в подобных случаях в бессмысленную трату энергии. Из сказанного выше становиться понятно, почему в гомеопатии причине возникновения заболевания придается большое значение. Выявить ситуацию, породившую заболевание, чрезвычайно важно для понимания больного и его болезни.
Вернемся к нашему примеру. При дальнейшем рассмотрении оказывается, что родители девочки с экземой беспрестанно ссорятся, а она этого совершенно не выносит. Надвигающийся развод вызывает у нее жуткий страх оказаться покинутой. Девочка непрерывно в депрессии, уходит в себя, у нее почти не осталось друзей. Порой, когда все становится уж слишком невыносимо, она разражается вспышками ярости, но обычно она реагирует на скандалы лишь погружаясь в мрачное раздумье. Когда мы рассматриваем жалобы в указанном контексте, симптом появления экземы является реакцией на ситуацию, созданную внешней средой. Эта реакция закономерна и имеет своей целью подать сигнал родителям о том, что они причиняют боль своему ребенку. Возможно, ради нее они будут меньше ссориться и уделять ей больше внимания.
Это очень продуктивная идея - связывать лекарства с породившей заболевание ситуацией. Это упрощает изучение, запоминание и дифференциацию симптомов. Они обретают смысл и значение в каждом конкретном случае, в отличие от восприятия неупорядоченного множества мелких симптомов, перечисляемых в Materia medica.
Болезнь как талант или поведенческая стратегия
Вы также можете рассматривать поведенческие реакции пациентов в данном случае - обсуждаемая девочка (Magnesium muriaticum) как своеобразный дар, ибо стремление выжить - это своего рода искусство или даже талант, который обеспечивает возможность взаимодействовать с внешней средой. Мы также можем назвать это стремление оптимальной стратегией выживания. Это - позитивная или приспособительная реакция организма на заболевание. Реакция каждого конкретного случая это способности, возможности и таланты, мобилизованные на то, чтобы справиться с патологическими ситуациями. Однако проблема создается не разнообразием реакций пациента, а закрепившимся стереотипом реакций организма. Это и формирует нарушение.
Такая точка зрения рассматривает болезнь как нарушение в способности реагировать. Другими словами: вышеупомянутый дар в данном случае обращается против вас же подобно бумерангу.
Возвращаясь к нашему примеру, мы можем сказать, что со стороны этой девочки вполне разумно пытаться прекратить ссоры между родителями. Видя ее мрачной и молчаливой, они осознают, что они причиняют ей страдания и, возможно, прекратят ссориться.
Болезнь как иллюзия
Другой подход рассматривает болезнь как иллюзию или заблуждение, Шанкаран (1991,стр.24) называет ее «центральной иллюзией». У каждого случая болезни есть своя основная тема - нечто, неправильно воспринимаемое пациентом. Если вам удается выявить эту иллюзию у пациента, и одновременно найти ее описание в гомеопатической литературе, то вы вполне можете опереться на это в своем назначении лекарства. В нашем случае девочка живет с иллюзией, что ссоры несут для нее прямую угрозу быть всеми покинутой. Эта ложная идея, или иллюзия, является центральной темой Magnesium muriaticum. Поэтому, если к вам приходит пациент с такой иллюзией, вы можете прописывать это средство. Оно также подходит и в случаях, когда подобная ситуация проявлялась в прошлом. Или даже в случаях, когда сама по себе ситуация не имела места и существует лишь в виде иллюзорного ощущения.
Причина возникновения болезни связана с изначальной иллюзией, что ситуация, в которой возникла болезнь, все еще продолжается. Так, у девочки- Magnesium muriaticum создается иллюзия, что ее родители, пребывая в непрерывных ссорах, могут совершенно забыть о ней. Существует ли эта исходная ситуация или нет - не так важно. Вы можете назначать Magnesium muriaticum даже в ситуации, когда родители разошлись давно.
Эта идея хорошо согласуется с идеей Мази о “первичной псоре”, предложенной им на семинарах. У Мази есть свое собственное дополнение к концепции псоры, сикоза и сифилиса. Под сикозом он понимает активную позитивную реакцию на первичную проблему, сифилис же наоборот реагирует деструктивно. Проблема, которую Мази называет изначальной псорой, порождается страхом, ностальгией или тоской о потере. По мнению Мази, в христианстве проблема первичной псоры имеет аналогию с первородным грехом. В реальности же проблемы первичной псоры то же самое, что и иллюзия. В приведенном выше примере магнезиум муриатикум первичной псорой можно назвать страх девочки, что ее родители расстанутся, а ее бросят.
Каждый также может определить заболевание человека по его жизненной философии. Иллюзии трансформируются в определенные убеждения, например, ”все люди плохи”, “никто меня не любит”. Такие слова как: «всегда, никогда, все, ничего и.т.п.» указывают на то, что люди говорят с позиции иллюзий. Их мировосприятие - это непрерывная «бухгалтерия счетов» со всеми и каждым в отдельности. Таким образом, жизненные нормы и ценности пациента являются характерными проявлениями его проблем.
Иллюстрацией взаимосвязи иллюзий и болезни является книга, написанная Сигелом “Любовь, гармония и лечение”(1989, стр36). Женщина страдает заболеванием, приводящим к прогрессирующей мышечной дистрофии. Она вдруг начинает осознавать тот факт, что она всегда была озабочена своим весом, ей всегда казалось, что, если ей удастся быть худой и стройной, это решит ее проблемы. Она вдруг начинает задумываться над тем ”Случайное ли это совпадение, что она всегда хотела иметь худое тело и вот теперь болезнь воплощает ее желание?“
Это рассуждение напоминает представление о болезни на Гавайях. Там принято рассматривать болезнь, как вопрос убеждений. Основное лечение, которое необходимо произвести “целителю Кахуне” - это изменить систему убеждений заболевшего, обряды же и все остальное - вопрос вторичный (Кинг 1988, стр.124). Здесь также четко прослеживается связь между ощущениями (псора) и убеждениями (иллюзия): ощущения связаны и одновременно ограничены убеждениями.
В книге Кинга приводится интересное разделение трех видов убеждений.
Первые, о которых всегда ведутся споры, вторые - вызывающие осуждение. Когда люди сталкиваются с неприятием их точки зрения, они принимаются эмоционально и горячо спорить и, в конце концов, становятся в оппозицию. Третьи же - это глубоко укоренившиеся убеждения. Они так глубоко пронизывают сознание людей, что те даже не осознают этого и конфронтация вызывает у них просто удивление. С последними труднее всего работать во время консультации.