Информация для размышления.




1. П.А. Сорокин предложил оригинальную теорию социально культурной динамики, которая в некоторых своих аспектах имеет прямое отношение к проблематике формирования и функционирования

общественного мнения. Описание источников социокультурных изменений, имеющих ритмическую периодичность, а также предложенная для их объяснения теория суперсистем одинаково могут служить макросоциологическими моделями общества при описании исторического развития общественности как носителя общественного мнения, выявления места и роли общественного мнения в структуре общественного сознания.

Итак, все указанные выше мыслители внесли свой вклад в теорию общественного мнения. Однако появление концептуализированной теории общественного мнения (вторая половина XX столетия) связывается с творчеством У. Липпмана, П. Лазарсфельда, А. Л. Лоуэлла, Дж. Гэллапа, Ю. Хабермаса, П. Бурдье, Дж. Цаллера и других мыслителей, сделавших общественное мнение специальным предметом своих научных занятий.

У. Липпман (1889-1974) проанализировал механизмы восприятия информации, способы формирования и закономерности функционирования общественного мнения, место и роль общественного мнения в демократическом обществе. При этом внес большой и оригинальный вклад в обсуждение ряда вопросов. Так, считается, что именно У. Липпман ввел понятие стереотипа в социальную теорию.13 Стереотипы, безотчетные стандарты восприятия социальной действительности и социального поведения, с одной стороны, помогают человеку ориентироваться в тех обстоятельствах, которые не требуют строгой мыслительной деятельности и индивидуального ответственного выбора или решения. С другой стороны, стереотипы играют и негативную роль, когда заменяют анализ и тем самым препятствуют достижению полной и объективной информации. Стереотип рассматривается У. Липпманом как своеобразная «выжимка» из свода моральных норм, социальной философии и политической агитации.

В социологии общественного мнения вопрос о роли стереотипов в формировании и функционировании общественного мнения занимает одно из ключевых мест в проблематике теории общественного мнения. И хотя сегодня в понятие «стереотип» вкладывается несколько иное содержание (универсальная, эмоционально окрашенная установка), тем не менее, ознакомление с позицией У. Липпмана (особенно с его развернутой аргументацией по обсуждаемому вопросу) позволяет более квалифицированно подойти к изучению общественного мнения на современном этапе.

У. Липпман рассматривает всю проблематику общественного мнения в контексте проблем теории демократии. В частности, в книге «Общественное мнение» (1922) дается критика классической теории демократии, в которой общественное мнение есть непосредственное и полное выражение мнений большинства. На деле механизмы контроля над общественным мнением «ставят под сомнение характерный для классической теории демократии идеал всеведущего и всемогущего гражданина, согласно которому любой простой гражданин общества способен взять на себя обязанности по управлению обществом, поскольку он от природы наделен способностью к осуществлению законодательной и управленческой деятельности».

2. У. Липпман уделяет большое внимание такому важному вопросу в теории общественного мнения, как специфика отражательных процессов, протекающих в форме коллективного оценочного суждения. «Итак, среда, с которой взаимодействует общественное мнение, преломляется через многочисленные факторы. Это - цензура и секретность, физические и социальные барьеры, деформация внимания, бедность языка, отвлекающие моменты, бессознательные чувства, усталость, насилие, однообразие. Эти факторы, ограничивая доступ к среде, накладываются на непонятность происходящих в ней событий, ограничивая тем самым ясность и корректность восприятия. В результате этого наложения реальные

_ представления подменяются вводящими в заблуждение фикциями, лишая нас возможности контролировать тех, кому наши заблуждения играют на

руку»..

3. Дж. Цаллер - современный американский политолог и социолог -занимается исследованиями в области общественного мнения и средств массовой информации. Он является автором множества публикаций, однако самой важной считается его книга «Происхождение и природа общественного мнения». В своей книге Цаллер пытается построить универсальную модель формирования и изменения общественного мнения. При этом он исходит из принципов ограниченности восприятия человека, ограниченности времени, затрачиваемого людьми на знакомство с отдаленными от них социальными событиями.

В рамках сформулированной ВПФ-модели (модели восприятия-принятия-формулировки) Цаллер формулирует четыре основные аксиомы:

1. Аксиома восприятия. Чем выше уровень когнитивной вовлеченности индивида, тем более вероятно, что он будет воспринимать, т.е. обращать внимание и понимать, политические сообщения, связанные с тем или иным вопросом.

2. Аксиома сопротивления. Люди склонны критически воспринимать аргументы, не согласующиеся с их политическими предрасположенностями, но только лишь в той мере, в какой они обладают контекстной информацией, необходимой для понимания отношений между этими аргументами и своими политическими предрасположенностями.

3. Аксиома доступности. Чем ближе по времени данное представление было актуализировано, обсуждалось или обдумывалось, тем больше времени требуется для актуализации этого и аналогичных представлений в памяти, сознании.

4. Аксиома реакции. Индивиды отвечают на вопросы интервью, обдумывая только те суждения, которые оказываются немедленно доступны или мобилизованы в их сознании.

В качестве основной переменной в модели Цаллера выступает «осведомленность». Под осведомленностью понимаются результаты различных тестов на фактуальное социально-политическое знание.

 

 

Разбирая историю социологических изысканий в области изучения общественного мнения, следует обратить внимание, что одна часть крупных представителей данной области знания сконцентрировали свои усилия не на теории, другая часть - на выработке адекватной методологии и разработке эффективной методики оперативного обследования общественного мнения.

Дж. Гэллап (1901-1984) - основатель и многолетний руководитель Американского института изучения общественного мнения (института Гэллапа). Известно, что молодой и мало кому тогда известный Дж. Гэллап, опросив в ходе президентской кампании в США (1936 г.) несколько тысяч человек, верно предсказал переизбрание Франклина Рузвельта. А. Кроссли и Э. Роупер также верно предсказали исход выборов, но именно Дж. Гэллап стал тем человеком, который смог предсказать ошибочность прогноза издания «Литерари дайджест» (предсказало поражение действующего президента), до этого в течение многих лет делавшего точные прогнозы.

Главным для Гэллапа было совершенствование технологии измерения общественного мнения и создание механизма доведения результатов опросов до общества. Социологический инструментарий превратился в объект пристального изучения и непрерывного совершенствования. Б.Докторов отмечает: «Социология, несмотря на постоянно углубляющееся понимание того, что процесс социального познания и его результаты являются по своей природе теоретико-эмпирическими, продолжают рассматриваться прежде всего как область социальной философии. И потому теоретические построения и обобщения, даже если они не проверены историей, классифицируются на «шкале научности» выше, весомее, значимее, чем теоретико-эмпирические и инструментально-метрологические разработки. По мере развития мировых демократических институтов и повышения роли социальных наук будет все значительнее проявляться истинная цена наследия Дж. Гэллапа как исследователя современного социального мира. Социология XIX в. была описательной, а методы сбора и анализа информации рассматривались лишь как средство познания. Завершившийся XX век сделал эмпирические методы социологии сущностным элементом познания общественных отношений, ученые осознали, что предлагаемые ими объяснения социального мира есть - в том числе - функция используемого ими измерительного инструментария. Произошло это в частности и потому, что методические проблемы, поставленные Дж. Гэллапом при изучении общественного мнения, и решения, найденные им, возвели социологический инструментарий в ранг объекта научного рассмотрения».

1. Процедура массового опроса, по замыслу Дж. Гэллапа, должна включать в себя два необходимых условия:

а) обеспечение каждому члену генеральной совокупности равных возможностей быть опрошенным и

б) минимизация воздействия внешних факторов на ответы респондента. Подумайте, какой путь прошла методология и методика опросов общественного мнения по реализации данного замысла.

Выше был разобран вклад лишь некоторых представителей теории общественного мнения. Произведения многих других мыслителей еще ждут своего общественного признания и теоретико-методологического обобщения. Здесь же следует заметить, что в ходе долгой и исторически преемственной деятельности в области исследований общественного мнения сложились некоторые устойчивые блоки (формы тематизации) исследовательских практик: общественное мнение и демократия, общественное мнение и СМИ, общественное мнение и власть, общественное мнение и политические партии и т.д. Например, вся новейшая история изысканий в отношении общественного мнения проникнута осознанным или полуосознанным стремлением связать процесс развертывания демократии с процессом превращения общественного мнения в важный социальный институт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: